




ОНЛАЙН-ФОРУМ руководителей «Образование 2020». Сессия по вопросам
качества образования
О мероприятии
Приглашаем руководителей муниципальных органов управления образованием, директоров школ, заместителей, руководителей профессиональных сообществ, методистов, специалистов учреждений дополнительного образования к обсуждению актуальных вопросов обновления содержания и повышения качества образования.
В рамках сессии по вопросам качества образования обсудим:
- что можно сделать для обеспечения конкурентоспособности российского образования и какова в этом роль муниципалитета?
- представление о функциональной грамотности, включая структуру общероссийских и международных (PISA) мониторингов, состав, структуру и особенности измерительных материалов
- что можно сделать в практике преподавания в конкретной школе для формирования функциональной грамотности учащихся?
- роль директора в подготовке школы к PISA (примеры успешных кейсов)
- внеурочную деятельность и качество образования: управленческие и методические решения.
Программа мероприятий
Обсуждение вопроса формирования и развития функциональной грамотности школьников в рамках реализации Национального проекта «Образование», направленного на достижение основных целей:
- обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.
- воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.

В сообщении на основе результатов мониторинговых исследований рассматриваются
- актуальность проблемы формирования функциональной грамотности
- представление о функциональной грамотности, включая структуру общероссийских и международных (PISA) мониторингов, состав, структуру и особенности измерительных матреиалов
- ключевые факторы, влияющие на успешность формирования функциональной грамотности
- основные дефициты в подготовке современных школьников
- педагогические практики, способствующие её успешному формированию
- подходы к оценке креативного мышления, особенности инструментария и некоторые результаты апробации.

Будут рассмотрены подходы к оценке читательской грамотности в исследовании PIRLS, особенность инструментария, возможность влияния концептуальных положений и результатов исследования на повышение качества начального общего образования. Будет представлен российский опыт формирования и оценивания читательской грамотности младших школьников, проведен анализ имеющихся в распоряжении практики дидактических материалов для проведения оценивания читательской грамотности.

Есть ли место в учебном процессе для формирования новых грамотностей?
К чему готов педагог и что есть у него есть в арсенале?
Коммуникация и коллаборация (сотрудничесвто), что является основным для овладения этими навыками? Что способствует их развитию. Потенциал УМК и что доступно учителю.
Критическое и креативное мышление. Развитие в учебном процессе.

В рамках выступления будет представлен опыт Лицея № 4 г. Дмитрова Московской области по реализации программы формирования функциональной грамотности в образовательном процессе.

В настоящее время учителю всё сложнее в одиночку решать поставленные государством и обществом перед ним задачи. Сегодня сильная конкурентноспособная школа - это во многом результат деятельности консолидированного педагогического коллектива.
В рамках темы разговор пойдёт о том, какое объединение учителей можно считать профессиональным обучающимся сообществом, как выстраивается взаимодействие участников в рамках такого объединения, какие техники можно использовать для работы внутри сообщества.

Внеурочная деятельность как инструмент обеспечения качества образования в соответствии с требованиями ФГОС общего образования.
Моделирование внеурочной деятельности: опыт методических решений с учетом результатов самообследования образовательной организации.
Мониторинг эффективности внеурочной деятельности как фактор принятия управленческих решений при проектировании внутренней системы оценки качества образования.

Рассматриваемые вопросы:
- Функции и задачи муниципальных учебно-методических объединений, нормативная база деятельности МунУМО.
- Взаимодействие МунУМО с Региональным учебно-методическим объединением и региональным учреждением дополнительного профессионального образования педагогов.
- Роль МунУМО в координации деятельности муниципальных методобъединений предметников и школьных методических советов.
- Планирование деятельности МунУМО.

По данным исследователей НИУ ВШЭ можно сделать вывод «У руководителей школ с высокими достижениями детей в приоритете оказываются решение внутренних задач и развитие педагогических практик. В более слабых учебных заведениях администрация чаще придерживается внешних предписаний и уделяет больше внимания материально-техническим и финансовым вопросам». Поэтому поиск эффективных педагогических практик – одно из самых важных в работе директора. Несколько лет назад наша управленческая команда нашла одну из таких. Это педагогическая технология «Исследование урока» или «Lesson study», позволяющая организовать внутрикорпоративное обучение. О том, как мы применяли эту технологию в обычной школе, можно узнать из нашего общения.

Часть первая. Выступления экспертов
Обсуждаемые экспертами вопросы:
- создание учебно-методического обеспечения развития русского языка и языков народов Российской Федерации,
- родной русский язык в системе преподавания родных языков народов Российской Федерации,
- литература народов России как источник этнокультурной информации.
Часть вторая. Ответы на вопросы учителей из регионов относительно преподавания родных языков и русского языка в школе.




