




Сессия «Роль наставничества в современных условиях управления образовательной организацией»
Организаторы и партнёры конференции












О мероприятии
Приглашаем руководителей и специалистов МОУО, руководителей и заместителей руководителей ОО, педагогов-организаторов, библиотекарей, руководителей профессиональных сообществ, специалистов учреждений дополнительного образования к обсуждению актуальных вопросов в области наставничества.
Обращение Леонида Анатольевича Наумова, Первого заместителя генерального директора ГК «Просвещение»
В рамках сессии мы обсудим:
- Возрождение института наставничества;
- Реальные, а не декларируемые ресурсы наставничества в современной российской школе;
- Наставник в школе — это всегда директор, завуч или опытный учитель?
- Распоряжение Министерства просвещения РФ № Р-145 от 25.12.2019 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества...»
- Подготовку педагогов образовательных организаций к наставничеству над школьными проектами.
Программа мероприятий
Какой наставник нужен в современной школе?
Понятно, что наставничество, то есть помощь опытного или более сведущего человека менее опытному или менее сведущему, было, есть и будет в нашей школе. Остановимся на том, что сейчас выходит на первый план — проблема современных подростков в нахождении самих себя и тесно связанная с ней проблема их психоэмоционального неблагополучия. Результаты участия российских школьников в международных замерах также показывают не очень оптимистичную для нас картину: в младших классах всё замечательно, но дальше — хуже и хуже. Как связаны эти два, казалось бы, далекие друг от друга вопроса? Оказывается, не такие уж они и далекие. И, наконец, еще вопрос: наставник в школе — это всегда директор, завуч или, в крайнем случае, опытный учитель? Да, как правило, но не всегда. Есть случаи, когда функции наставника с большим успехом выполняют старшие сверстники, учащиеся старших классов. В заключении — каковы реальные, а не декларируемые ресурсы наставничества в современной российской школе?

Наставничество — одна из практик современного управления образовательной организацией. Сегодня мы говорим о возрождении института наставничества и рассматриваем этот инструмент как систему альянсов в педагогическом коллективе, которая обеспечивает тесное взаимодействие всех участников образовательной деятельности, ведет к достижению намеченных результатов. Предлагается обсудить вопросы понимания основных характеристик наставничества, подбора наставников и подопечных, обеспечения эффективных условий работы, корпоративной культуре организации при введении наставничества.

На вебинаре будет представлен опыт Кабардино-Балкарской Республики в подготовке педагогов образовательных организаций к наставничеству над школьными проектами через обучение школьных команд на платформе Открытого университета Сколково в рамках проекта «Академия наставников». Также будет представлена нормативная база и алгоритм внедрения Целевой модели наставничества в республике.

В рамках вебинара вы узнаете:
- Значение Регионального наставнического центра в процессе внедрения Целевой модели наставничества.
- Алгоритм внедрения Целевой модели наставничества в Омской области.
- Особенности разработки программ наставничества.
- Опыт реализации наставничества в ПОО на примере БПОУ «Омский педагогический колледж № 1»


Распоряжение Министерства просвещения РФ № Р-145 от 25.12.2019 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»), может быть расценено как активация долгожданного процесса сближения формального и неформального образования. Однако этот путь к реальному открытому и непрерывному образованию, его демократизации и гуманизации по объективным причинам затруднен. С одной стороны, есть онтология древнейшего вида образовательного (обучение + воспитание) взаимодействия, есть многовековая история его бытования, включающая советский период, с другой, опыт западных стран, с третьей, реалии сложившейся архитектуры отношений разных социальных институтов в социокультурном окружении условной «школы». Как выйти на реализацию заявленных моделью наставничества целей в условиях тотального «вживления» неформального по сути явления в формальное образование – вот вопрос и теоретиков, и практиков. Сообщество петербургских кураторов программ наставничества находится сегодня на стадии формирования ответов не на все, но на многие вопросы, о чем будет сообщать выступающий.

Значимость человеческого капитала в современном обществе выводит на первый план вопросы о разработке эффективной технологии развития личности внутри сотрудничества. Одной из таких технологий является наставничество. Задачи, стоящие перед нами сегодня (повышение качества образования, повышение имиджа учителя) требуют нового подхода к образованию, основанного, в первую очередь, на умении вовлекать, вдохновлять, поддерживать. При этом научиться создавать такую атмосферу в школе, которая будет способствовать разностороннему развитию личности. Созданные условия будут способствовать тому, что каждый сможет стать «лучшей версией себя», при этом сохранив собственную уникальность. Становится очевидным, что необходимо использовать инновационные подходы, чтобы поставленные задачи были решены.


11 марта встреча пройдет в формате марафона региональных наставнических практик. Это значит, что у каждого региона будет возможность:
- Поделиться своим опытом наставнических кейсов, которые имели реальный социальный эффект и могут быть тиражированы в других регионах.
- Услышать опыт других, задать вопросы о рисках, сложностях, возможностях и тд.
- Вдохновиться и получить реалистичные идеи для развития модели наставничества в своей образовательной организации.
Встреча будет проходить в гибридном формате: интерактивные мини-лекции, дебаты и воркшоп!
Мы стремимся к тому, чтобы у каждого из Вас была возможность высказаться, обменяться опытом и быть полезными друг другу!
Наставничество в школе многолико. Вместе мы обсудим варианты профилей наставников и наставляемых, базовые наставнические инструменты. Выполним упражнения. Самых активных участников ждут подарки от издательства «Просвещение»
Дорогие коллеги, мы приглашаем вас на секцию „Карусель наставнических практик: опыт регионов“!
Что будет интересного на вебинаре и что такое карусель наставнических практик?
Это значит, что у каждого участника будет возможность:
• рассказать о своём опыте реализации программ наставничества в образовательных организациях;
• услышать опыт других участников, задать вопросы о рисках, сложностях, возможностях и обсудить варианты решений;
• найти единомышленников.



В ходе вебинара вам представится возможность познакомиться с уникальной командой экспертов-практиков всероссийского проекта Global Mentoring Integrator (вошли в ТОП-100 «Сильные идеи для нового времени 2021» АСИ), получить обратную связь и реалистичные идеи для развития программ наставничества в своих образовательных организациях.



В условиях современного общества и инновационного образования, существует необходимость в возрождении такой формы взаимодействия, как наставничество. Мы рассматриваем данное взаимодействие посредством созданной модели сопровождения молодых педагогов, которые пришли в школу после обучения в ВУЗах, а также в модели передачи опыта наставниками, владеющими новейшими технологиями

Наставничество как одно из проявлений неформального и информального образования входит в перечень десяти мировых трендов в сфере образования. Это подтверждается и обеспечивается рядом нормативных правовых документов, международных актов. В конце 2018 года был утвержден Национальный проект «Образование». Наставничество играет одну из ведущих ролей в реализации проектов «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Молодые профессионалы».
Современное видение наставничества в образовании расширяет круг его участников, включая педагогов, студентов, школьников, работодателей и даже школьные педагогические команды. Различные способы взаимодействия названных участников обусловили перечень форм наставничества, определенный в целевой модели.
В выступлении будут кратко представлены модели наставничества. Формы наставничества будут рассматриваться через примеры наставнических практик и их реализации в Омской области.

Система наставничества МБОУ СОШ № 78 г. Новосибирска построена на принципах синергитично-паритетного взаимодействия между ментором и наставляемым молодым педагогом. Современный наставник — это универсальный и разносторонний работник, который мотивирует, помогает достичь поставленных целей, разделяет концепцию Life Long Learning (непрерывность образования).
Ключевой составляющей системы наставничества школы является обязательное создание условий для профессионально-карьерного роста работника. Наставничество — это не только адаптация и обучение новичков. Это потенциал для раскрытия, развития сотрудников.

1. Этапы внедрения Целевой модели наставничества. Особенности выбора наставников, наставляемых. Формирование команды для внедрения наставнических практик (формат подачи информации — видео)
2. Опыт реализации наставничества в МБОУ «Князевская СОШ». Формы наставничества в Князевкой СОШ. Демонстрация небольших фрагментов с занятий (видео- вырезки), как проходит работа наставника и наставляемого, какие программы привели уже к успеху. Результаты внедрения наставничества за 4 месяца.


Молодой учитель, начиная свою профессиональную деятельность, сталкивается с множеством трудностей. Я поделюсь опытом, как в нашей гимназии мы организовали методическую помощь молодому специалисту, с чего лучше начать сотрудничество и о первых трудностях, которые могут встретиться на этом пути.

На вебинаре будет представлен опыт Волгоградской области в организации профессионального сообщества.
1. Региональный педагогический клуб «Наставник» осуществляет поддержку развития «горизонтального обучения» среди педагогических работников региона (в том числе на основе обмена опытом), обеспечивает возможность использовать в педагогической практике подтвердивших эффективность методик и технологий обучения.
2. Изучать современные методики, знакомиться с инновациями, приобретать новые практические навыки, новые идеи и творческие разработки — это те знания, которые позволяют педагогам более эффективно и успешно осуществлять взаимосвязи как учителя-предметника «учитель — ученик», так и учителя-наставника «молодой педагог — наставник»).


Реализация национального проекта «Образование» и входящих в него федеральных (региональных) проектов определяют условия для развития новой модели наставничества как перспективной образовательной технологии. Мы рассмотрим правовую основу системы наставничества; особенности и взаимосвязь локальных нормативных актов образовательной организации, регулирующих реализацию системы наставничества и оплату деятельности наставников; государственные награды за наставничество; правовой аспект наставничества как новой квалификационной категории учителя.

На мастер-классе вы
1. Узнаете:
— Как слышат дети?
— Какие слова и фразы важно говорить, чтобы наставника хотелось слушать?
2. Потренируете своё общение на кейсе сложной ситуации.
