Формирование современной
образовательной среды

Описание подходов к организации современной образовательной среды в зарубежных и российских школах и перспективы их применения
Скачать исследование (PDF)

Основная цель проведения исследования

Исследование и формирование критериев современной образовательной среды, выявление ключевых проблем, стоящих на пути системной модернизации школ Российской Федерации.

В рамках исследования проводится изучение и уточнение понятия современной образовательной среды, исследование российского и зарубежного опыта:

  • Зарубежные практики и подходы.
  • Российский контекст: определения и нормативная база.
  • Практики организации и раскрытия потенциала современной образовательной среды для массовой школы.
  • Существующие барьеры и рекомендации по реализации потенциала построения.

Исследование успешных отечественных и зарубежных практик организации современной образовательной среды в школах

Экспертная оценка отечественных практик организации
школьной образовательной среды

Список характеристик и критериев современной образовательной среды
Выявление значимых параметров для повышения качества образования
Выявление барьеров и их значимость для массового появления современных образовательных сред в школах РФ

Экспертная оценка зарубежных практик организации
школьной образовательной среды

Обзор опыта и успешные практики проектирования и редизайна образовательной среды в школах и университетах разных стран
Анализ зарубежного опыта построения пространства образовательной организации как универсального ресурса обеспечения современного и перспективного педагогического процесса
Результаты анализа. Принципы проектирования пространства современной школы

Элементы современной образовательной среды

По итогам проделанной работы проектная команда предлагает для дальнейшего общественного обсуждения и выработки видимых изменений по преобразованию современной образовательной среды следующие элементы:

Физическое
пространство
Взаимодействие
участников
Цифровая
среда
Структура образовательной программы

Основные выводы и результаты исследования

Образовательная среда — это третий учитель. При этом инфраструктура становится образовательной средой, когда там появляются субъекты образовательного процесса, и они используют и трансформируют оборудование и пространство для решения своих педагогических задач.

1
Роль и компетенции педагога существенно изменяются в новой образовательной среде
2
Партисипативный подход в образовании способствует развитию современной образовательной среды
3
Ученик - не пассивный "обучающийся", а полноправный участник образовательного процесса.

Направления дальнейшей реализации проекта

  • Популяризация понятия «современная образовательная среда» в ракурсе использования ресурсов и инфраструктуры участниками образовательного процесса для конструирования собственных смыслов образования.
  • Общественное обсуждение предложенных критериев и показателей современной образовательной среды со специалистами различных сфер.
  • Повышение компетентности педагогических коллективов в области создания современной образовательной среды и работы в ней.
  • Проведение исследований с целью выявления связи различных компонентов образовательной среды с образовательными результатами учащихся, а также с целью большего вовлечения различных категорий пользователей образовательной среды в ее проектирование.
  • Разработка комплексной модели создания современной образовательной среды в школах с разными исходными условиями на основе принципов системности, партиcипативности, коллегиальности, компетентности и открытости.
При аналитической поддержке:
Исполнители проекта: