Взаимодействие с общественно-деловыми педагогическими объединениями

Взаимодействие с общественно-деловыми педагогическими объединениями

Общественные организации — ресурс развития и инновационной деятельности педагога, стимул профессионального роста. Доцент «Института развития образования» Ярославской области, канд. пед. наук, почетный работник образования РФ Ольга Витальевна Пополитова рассказывает, как взаимодействуют профессиональные сообщества и государство, и почему так важно, чтобы у всех учителей была возможность приобщиться к школе педагогического мастерства.
1866880

Прослушать статью

Общественно-деловые педагогические объединения можно рассматривать как координационную основу гражданского общества и площадку для выработки эффективных учительских управленческих технологий. Это деятельность по решению проблем, возникающих в образовательном учреждении.


Что такое профессиональное сообщество?

Профессиональное сообщество — это группа людей из двух и более человек, которые регулярно вступают между собой в коммуникацию (лично или виртуально) в целях обмена опытом и практиками, выработки знаний и поиска новых, более эффективных подходов к решению поставленных перед ними профессиональных задач.

Сообщества можно классифицировать по основным мотивациям участия в них: работа в одной организации, общие цели, интересы, социальные отношения. Онлайн-сотрудничество — это важное явление, предоставляющее новые возможности для его участников стать частью этого движения.

Развитие профессиональных сообществ — характерная черта гражданского общества.

Гражданское общество – многогранное явление:

  • государственное
  • экономическое
  • социальное

В процессе своего становления гражданское общество проходит длительный и сложный путь. Оно функционирует в тех условиях, которые создаются и поддерживаются государством. А еще берет на себя те функции, которые государство пока не способно выполнить в силу обстоятельств. Это могут быть, к примеру, функции общественного контроля, защиты прав и свобод граждан.


Взаимодействие государства и профессиональных сообществ

Сейчас распространены три модели взаимодействия государства и общественных организаций:

  • Нормативная — организация является инструментом для связи государства и граждан. Популярна форма некоммерческой организации, основная функция которой — осуществление мониторинга и контроля над государственными институтами.
  • Легитимационная, когда сообщество — некий оператор интереса. Для государства это дополнительный источник легитимной власти.
  • Инструментальная — непосредственная функция решения социальных задач некоммерческими организациями. Возможно и сотрудничество, и конфронтация с государством.

Наша страна применяла разные подходы взаимодействия с общественными организациями. Результаты позволили сформировать обширную нормативно-правовую базу ведения деятельности некоммерческих объединений. Организации, связанные со сферой образования, относятся к социально ориентированным.


Правовые основы деятельности общественно-деловых организаций

Ключевым нормативно-правовым актом является Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 08.03.2015) «О некоммерческих организациях».

Есть законодательные и другие акты, разрешающие (но, как правило, не обязывающие) органам власти поддержку деятельности НКО и бизнеса. Они же регулируют решение гражданских социальных проблем.

Также существуют законодательные и другие акты, создающие площадки для взаимодействия с властью (Общественная палата РФ, Совет по правам человека при Президенте РФ, общественные советы при органах власти) и регламентирующие их деятельность.

Программные документы, определяющие планы власти по взаимодействию с организациями гражданского общества и повышению открытости власти.

Статус НКО дает организации широкие возможности, в том числе, и для организации различных проектов, требующих больших финансовых вложений.

Органы власти оказывают поддержку в становлении таких организаций и в ресурсном обеспечении.


Официальные формы государственной поддержки

  • финансовая;
  • имущественная;
  • информационная;
  • консультационная;
  • поддержка в области подготовки, дополнительного профессионального образования работников;
  • помощь в виде льготного налогообложения.

Взаимодействие в закупочных процедурах производится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд.


Инновационные методы взаимодействия

  • Конкурсы (выделение грантов, которые могут позволить реализовать идеи, задумки, проекты).
  • Социальные технологии.
  • Организационные и структурные механизмы.


Качество образования

Что такое качество образования? Это комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки ученика, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС), образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в т. ч. степень достижения планируемых результатов образовательной программы (п. 29 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Кстати, взаимодействие с общественными профессиональными педагогическими организациями приобретает важность, когда объявлена реализация национальных образовательных программ.

Национальный проект «Образование» предусматривает:

  • Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение РФ в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.
  • Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций.

НП «Образование» предполагает реализацию четырех направлений развития образовательной системы:

  • Обновление содержания.
  • Создание современной инфраструктуры.
  • Подготовка и переподготовка, а также повышение квалификации педагогических кадров.
  • Создание эффективных механизмов управления в этой сфере.

Взаимодействие с общественно-деловыми педагогическими объединениями как раз и направлено на реализацию последней задачи.


Нормативно-правовые акты, определяющие развитие образования в РФ


1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Федеральный закон от 21.07.2014 № 256-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования».

3. Правила осуществления мониторинга системы образования, утв. постановлением Правительства РФ от 05.08.2013№ 662.

4. Постановление Правительства Российской Федерации, от 26 декабря 2017 г. № 1642 Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (2018-2025гг.) 5. Паспорт национального проекта «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 N 16).

6. Национальный проект «Образование» [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://edu.gov.ru/national-project/

7. План мероприятий (дорожная карта) «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки», утв. распоряжением Правительства РФ от 30.04.2014 № 722-р.

8. Показатели, характеризующие общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утв. приказом Минобрнауки России от 05.12.2014 № 1547.

9. Состав информации о результатах независимой оценки качества .....утв. приказом Минфина России от 22.07.2015 № 116н.

10. Типовое положение об учебно-методических объединениях в системе общего образования. Утверждено Приказом Министерства образования и науки РФ от 15.10.2014 № 1322 (https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70718286/)

11. Типовое положение об учебно-методических объединениях в системе общего образования. Утверждено Приказом Министерства образования и науки РФ от 15.10.2014 № 1322 (https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70718286/)

Наука общения. Как читать эмоции, понимать намерения и находить общий язык с людьми
Наука общения. Как читать эмоции, понимать намерения и находить общий язык с людьми
Ванесса ван Эдвардс предлагает простые, но очень действенные инструменты, которые помогут продвинуться по карьерной лестнице, увеличить доход и улучшить отношения с партнером. Благодаря ее лайфхакам, вы научитесь начинать разговор, обращать на себя внимание, быстро считывать эмоции и лучше понимать собеседника.
Купить


Федеральный государственный образовательный стандарт


Большое значение качеству образования придается в связи с реализацией ФГОС. Новый стандарт — это не свод требований к умениям, знаниям и навыкам по предмету. Мы говорим о стандарте как о конвенциональной норме, т.е. неком общественном договоре между семьёй, школой и государством о взаимных правах и обязанностях, связанных с образованием ребёнка.

Введение ФГОС ставит перед педагогами новые задачи и требования, и общественно-деловые педагогические объединения как раз помогают решать эту задачу.

ФГОС ориентирует образование на достижение нового качества, адекватного современным (и даже прогнозируемым) запросам личности, общества и государства.

Первое отличие ФГОС от его предшественников — опора на результаты выявления запросов личности, семьи, общества и государства к результатам общего образования

Вторым принципиальным отличием ФГОС является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности школьников, овладение ими универсальными способами учебной деятельности.

Третье отличие новых стандартов от предшествующих версий — это отличие в структуре. Учебный план делится на обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений.

ФГОС ОО устанавливает требования к результатам освоения основной образовательной программы:

  1. Личностные.
  2. Метапредметные.
  3. Предметные.

Качество образования:

  • Качество результатов
  • Качество условий
  • Качество процессов
  • Качество новых результатов
  • Качество целей

Учитель решает вопросы:

  • Чего я хочу достичь? Обстоятельство: достижение качественных результатов.
  • Что для этого сделать? Обстоятельство: качественные условия.
  • Как работать? Обстоятельство: реализация качественных процессов.

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Глава 2. «Система образования», статья 19 «Научно-методическое и ресурсное обеспечение системы образования»: «В системе образования в соответствии с законодательством Российской Федерации могут создаваться и действовать осуществляющие обеспечение образовательной деятельности научно-исследовательские организации и проектные организации, конструкторские бюро, учебно-опытные хозяйства, опытные станции, а также организации, осуществляющие научно-методическое, методическое, ресурсное и информационно-технологическое обеспечение образовательной деятельности и управления системой образования, оценку качества образования».

Профессиональное объединение педагогов

«Следует поддержать развитие сетевых педагогических сообществ, интерактивных методических кабинетов — словом, всего того, что формирует профессиональную среду».

Владимир Путин президент Российской Федерации
Профессиональное сообщество – это...

  • ...группа людей, которые регулярно вступают между собой в коммуникацию (лично или виртуально) с целью обмена опытом, выработки знаний и поиска новых, более эффективных подходов к решению поставленных перед ними задач.
  • ...формальная или неформальная группа профессионалов, работающих в определенной предметной или проблемной профессиональной сфере (или нескольких сферах) деятельности.
  • ...средство для личностного и профессионального роста педагога, развития его профессиональной компетентности и мастерства, а также механизм для запуска самоорганизации и самообразования (информального образования).


Ассоциации, самоорганизующиеся группы — это формальная или неформальная группа профессионалов, работающих в одной предметной или проблемной профессиональной деятельности в сети (с использованием возможностей ИКТ):

1. Сетевые педагогические объединения с использованием возможностей интернета (порталы, сайты, форумы, социальные сети, комментарии на страницах сайтов и т.д.) — сеть выступает как среда общения.

2. Взаимодействие организаций, учреждений на основе принятых соглашений, договоренностей, совместных планов работы, положений, уставов, распоряжений, других документов. Интернет выступает как средство общения (ассоциации, союзы, организации, объединения).


Муниципальные педагогические объединения (сообщества)




Сетевые образовательные сообщества



Зарубежный опыт. Основные трудности при реализации профессиональных обучающих сообществ


Превращение группы людей, связанных общими интересами, в профессионально развивающиеся сообщество — это трудный путь. Помимо критериев, описывающих успешные сообщества, исследования позволяют выявить сложности процесса создания и поддержания ПОС (Hairon, Tan, 2017):

  • большая нагрузка учителя на работе;
  • неоднозначность в понимании и реализации ПОС;
  • иерархические структура работы учителя.

Характеристики профессиональных обучающихся сообществ:

  1. Ресурсы и формы обучения.
  2. Видение, миссия.
  3. Требования к участникам.

Примеры зарубежных профессиональных сообществ

Сообщества, специализирующиеся на технологиях в образовании:



Сообщества, которые не специализируются только на ИКТ и цифровом обучении:



Разберем на примере одного из зарубежных сообществ, как осуществлять работу с педагогами. ISTE — профессиональное сообщество историков.

Видение, миссия:

Все хорошие идеи начинаются с вопроса «а что, если...».

  • «Что, если...» — это семя идеи, которая растет только тогда, когда мы смеем делиться ею. Когда мы позволяем многим умам мечтать и удивляться и добавляем их «что, если...» к нашим, мы лелеем и растим великие идеи. А что, если мы дадим студентам мощные инструменты, позволяющие им взять на себя ответственность за свое обучение?
  • А что, если мы позволим студентам следить за своими страстями и работать со сверстниками для решения проблем?
  • А что, если бы учителя не читали лекции, а стали гидами и сотрудниками?
  • А что, если мы позволим компьютерам делать то, что они делают лучше всего, предоставляя время людям для творчества, реализации задумок и изменения мира?

Описание, цели:

Мы помогаем педагогам во всем мире использовать технологии для решения сложных проблем в образовании.

Форма взаимодействия с участниками сообщества:

Очное взаимодействие в процессе консультирования.

Ресурсы и формы обучения:

  • Блог с новостями о технологиях в сфере образования: от обычных описаний до советов и примеров по применению.
  • Онлайн-журнал.
  • Книги.
  • Журнал «Исследование технологий в образовании».
  • Консалтинговый центр.
  • Профессиональное обучение
  • Компьютерные науки и информатика — вместе мы создадим сообщество для преподавателей, основу для переосмысления компьютерных наук и информатики, и обеспечим высококачественные профессиональные учебные ресурсы.
  • Стандарты для ученика, учителя, администрации.
  • Конференции и вебинары.


Трудности педагогов, или Как найти время для сообщества?


Большая нагрузка учителя на работе.
  • Учителя и так сильно заняты, много ли времени будет занимать участие в жизни сообщества?
  • Как включить учителей в сообщество, несмотря на их занятость?

Неоднозначность в понимании и реализации ПОС.
  • Как донести до учителей, чем именно занимается конкретное профессиональное образовательные сообщество и зачем оно вообще нужно?

Иерархическая структура работы учителя.
  • Как помочь учителю применять полученные в сообществе знания?
  • Как помочь учителю внедрить новые подходы в свою реальность преподавания?

В целом все сообщества предлагают один и тот же перечень ресурсов, на базе которых учителя могут учиться. Но сообщества отличаются по форме взаимодействия с аудиторией: от одностороннего предоставления ресурсов до активного взаимодействия и вовлечения членов сообщества в конструирование материалов и взаимное обучение. Именно организация форм взаимодействия между учителями обеспечивает их развитие.
Понравился материал? Поделитесь в соц.сетях
не пропусти последние новости, подпишись на следующий номер
Спасибо! Вы успешно подписаны на рассылку клуба директоров
Закрыть