Учитель – учителю: как организовать взаимное обучение в коллективе

Учитель – учителю: как организовать взаимное обучение в коллективе

Около 50% учителей, по данным исследований, профессионально изолированы. Они не общаются по педагогическим вопросам с коллегами, не перенимают чужой опыт. Однако именно обучение на рабочем месте становится мировым трендом, поскольку оно практико-ориентировано, учитывает особенности конкретной школы и менее затратно. О том, каким образом организовать взаимное обучение педагогов в коллективе рассказала в одном из наших вебинаров Екатерина Куксо, кандидат педагогических наук НИУ ВШЭ, магистр организационного консультирования Университета Манчестера, руководитель проекта «Академия Директории».
59266

Посещение уроков: новое или хорошо забытое старое?

Существует два вида обучения педагогов: эксплицитное и имплицитное. Первый вид подразумевает передачу теоретических знаний, во втором случае демонстрируются конкретные модели поведения, паттерны, что гораздо эффективнее.

Два вида обучения педагогов

Резонно заметить, что передача педагогического опыта, взаимное посещение уроков, активно использовалось в «советской школе» и идея не нова. Однако учтем: за последние десятилетия в педагогических методиках и оценке их использования многое поменялось, и подход в своей прошлой форме устарел.

Например, сейчас на «открытых» уроках акцент принято делать на ученике, а не на учителе, то есть на том, как школьник усваивает материал, а не на том, насколько феерично учитель его преподносит. Больше внимания стало уделяться измеримым факторам. Эксперты отмечают, что любовь учителя к работе и «горящие глаза» учеников — вещи, несомненно, важные, но неизмеримые: следовательно, ими сложно управлять (непонятно, как корректировать эти показатели). Специалисты советуют наблюдателям брать только один измеримый критерий оценки и тщательно его прорабатывать.

Почему при взаимном обучении нужно рассматривать только один аспект?

Сложно оценить «все и сразу», а еще сложнее исправить разноплановые недочеты в короткий срок. Посещая занятие коллеги и оценивая урок по 20-30 пунктам, педагог скорее интерпретирует увиденное и это сказывается на обратной связи.

Для примера возьмем такой аспект как «охват класса». При поверхностном рассмотрении можно сказать, что охват был полным, или что присутствовали «слепые зоны». Такой комментарий едва ли произведет впечатление на педагога, проводившего урок. Однако если на протяжении всего занятия коллега будет оценивать именно охват класса и в конце покажет наглядную схему с «успевающими», «средними» и «отстающими» партами — это уже будет предоставление статистики, над которой можно работать. Так один аспект попадает в «зону ближайшего развития педагога» и, вероятнее всего, будет исправлен в ближайшее время.

Именно на принципе прицельного наблюдения основаны современные методики взаимного обучения. Некоторые методики пользуются в России большей популярностью (их мы рассмотрим подробнее), другие — меньшей. Однако все они подразумевают проработку отдельных тем.


Другие материалы по теме:


Кураторская методика

Два равных по статусу учителя перенимают друг у друга опыт при модерации куратора (завуча, третьего учителя).

  • Шаг 1. В коллективе подбираются пары педагогов (для начала — молодые учителя).
  • Шаг 2. Паре определяют куратора, который будет организовывать общение.
  • Шаг 3. Обучающиеся педагоги посещают уроки друг друга с листами наблюдения (1 урок = 1 аспект внимания).
  • Шаг 4. Спустя не более 48 часов, куратор (он сам не посещает уроки) модерирует обсуждение того, что учителя увидели друг у друга на занятиях.
  • Шаг 5. Куратор дает задания. Исследование урока

Учителя в малой группе совместно планируют цикл уроков и наблюдают за тем, что происходит в классах. При планировании выделяется три «типичных» ученика, для которых ставятся конкретные цели. Исследуется определенная педагогическая проблема или технология.

  • Шаг 1. В коллективе подбираются группы педагогов по интересам (3-5 человек).
  • Шаг 2. Группы согласуют общие правила и ценности, выбирают тему для планирования, классы и первый урок для исследования.
  • Шаг 3. Группа планирует урок № 1: цели, критерии для каждого из трех учеников, этапы урока, вопросы для интервью.
  • Шаг 4. Урок № 1 проводит Учитель № 1. Другие педагоги либо присутствуют, либо смотрят в записи. После урока проводится мини-интервью трех типичных учеников.
  • Шаг 5. Группа анализирует результаты наблюдения и на основе выводов планирует Урок № 2 для Учителя № 2.
  • Шаг 6. Алгоритм повторяется для Урока № 3. Шаг 7. Группа обобщает результаты планирования, наблюдения и, как правило, презентует их публично.

Альтернативные, менее распространенные методики взаимного обучения

  • Педагогические прогулки. Учителя объединяются в группы (5-7 человек) и за один день посещают большое количество уроков или фрагментов занятий. В процессе они оценивают один заранее выбранный аспект. После происходит обсуждение, генерация идей по улучшению ситуации. Как правило, прогулка проводится не чаще одного раза в четверть.

  • Педагогический коучинг. Коуч приходит на урок и фиксирует данные. После, в общении тет-а-тет с педагогом он посредством вопросов помогает учителю раскрыть возможности, потенциал. Как правило, план развития подготовлен заранее.

  • Профессиональные обучающиеся сообщества. Группа педагогов берет педагогическую тему и в течение года ее прорабатывает. Группа сама выбирает, есть ли необходимость в совместном планировании, посещении уроков, при этом встречи группы должны проходить регулярно.

  • Межпредметный speed dating («быстрые знакомства»). Устраивается серия трехминутных встреч учителей с постоянной сменой партнеров. У каждого учителя при этом распечатаны календарно-тематические планы и список интересов. В процессе учителя находят коллег со схожими интересами, планируют интегрированные уроки.

  • Исследование в действии. Аналог исследовательской, проектной работы для педагогов Обязательные компоненты: гипотеза (или исследовательский вопрос), четко сформулированные понятия, эксперимент. Жесткие требования к количеству участников отсутствуют.

Как понять, что коллективу необходимо взаимное обучение? Существуют типичные школьные проблемы — они являются показателем того, что нужны изменения. Часто у директора и заместителей нет времени на посещение уроков, руководители ШМО заняты бумажной работой, а «открытые» уроки представляют собой скорее шоу и имеют мало общего с обычными уроками учителей. В этих случаях взаимному обучению следует уделять особое внимание.

Больше о новых трендах в образовании вы узнаете в журнале «Управление школой», совместном проекте корпорации «Российский учебник» и издательства «Первое сентября».


Понравился материал? Поделитесь в соц.сетях
не пропусти последние новости, подпишись на следующий номер
Спасибо! Вы успешно подписаны на рассылку клуба директоров
Закрыть