![Всепобеждающая curiosity [кьюриосити]*](/upload/iblock/22a/22a80166cd3d558f2b2c9a353f364be5.jpg)
Всепобеждающая curiosity [кьюриосити]*
Не то чтобы людям не нравится учиться… Им просто невмоготу, когда скучно.
Джо Роган: Ну и почему все еще нет летающих машин?
Нил Деграсс Тайсон: Вот так, с наскока? Даже не сказал «привет!» или «как жена, дети?».
Джо Роган: О'кей. Как дела? Как книга? Сколько недель в списке бестселлеров?
Нил Деграсс Тайсон: «Астрофизика»**? Шестьдесят семь!
Джо Роган: Супер!
![]() |
Астрофизика с космической скоростью, или Великие тайны Вселенной для тех, кому некогда |
Нил Деграсс Тайсон: Классная история. Особенно круто для научного издания. Просто невероятно. Книги о Трампе за считаные дни слетают вниз по рейтингу, а эта все держится наверху списка. Вот он, неудовлетворенный спрос на знания. Любознательность жива!
Джо Роган: Да, из-за тебя люди увлеклись астрофизикой. Они хотят узнавать. Они хотят учиться. Им нужно новое. Вопрос не в том, хотим мы или не хотим учиться. Просто никто не хочет, чтобы было скучно.
Нил Деграсс Тайсон: Это точно! А то наступает последний день учебы, ученики радостно выбегают из школы и запускают все эти учебники с тетрадками куда подальше. Школа не укрепляет желание учиться. Не заражает любознательностью.
Джо Роган: Точно!
Нил Деграсс Тайсон: Это сплошная рутина. Одна мечта — поскорее закончить школу. Покончить с рутиной. И чтобы больше никаких учебников, скучных занятий — всей этой скуки-тягомотины! Большая, полная, насыщенная жизнь — это где-то впереди. Вот и вся школа.
Джо Роган: Эх…
Нил Деграсс Тайсон: Школа должна поменяться. Знаешь, что нам нужно?
Джо Роган: Что?
Нил Деграсс Тайсон: Нам нужны вечные студенты! Нам нужна неиссякаемая жажда знаний! Мы все рождаемся любознательными. Дети любознательны до такой степени, что разрушают все, к чему ни прикоснутся. «О, что это за яйцо на столе?», «Что это за стекло?», «Что это за тарелка?», «Что под этим камнем?» Дети экспериментируют с миром. Они рождаются учеными, а мы к их дару относимся свысока. Сначала мы учим ребенка ходить и говорить, а потом всю жизнь отучаем. Молчи! Не бегай! Успокойся! Не задавай лишних вопросов!!! Ни дома, ни даже в школе. Чего же все-таки не хватает школе? Что это могло бы быть? Не знаю. Но знаю точно, что после школы человек должен бы себе сказать: «Все замечательно. Но я хочу знать еще больше».
Джо Роган: Да, школа, колледж, университет… И всякое желание учиться исчезает.
Нил Деграсс Тайсон: Да, и если так, происходит остановка, окостенение на многие годы. Всё! Ты уже не готов к переменам, к новым вызовам, которые преподносит жизнь. Ты разучиваешься думать. Ты больше не умеешь учиться. И любая новая, непривычная задача начинает восприниматься как трагедия. А ведь должно быть по-другому. Новая задача — это возможность чему-то научиться, взять на себя ответственность, броситься навстречу новому с распростертыми объятиями. Вот что такое любознательность в нашей жизни. Не в какой-то особенной, а самой обычной — повседневной. Такие высокие рейтинги моей книги означают, что на самом деле таких людей вокруг нас много. Очень много.
Джо Роган: Твоя книга — это же не только про узнать. Она же настоящий фан. Дрожь от наслаждения узнавания нового, необычного, невероятного. Мне кажется, как раз этой дрожи от наслаждения познанием и не хватает нашему образованию. Детям скучно. Дети приходят в школу с неуемной энергией, а там их заставляют сидеть смирно и молча наблюдать за «чем-то», что их вообще не интересует.
Нил Деграсс Тайсон: Хуже всего, что и сами учителя, от которых так много зависит, если не всё, в курсе отсутствия интереса и энтузиазма у детей.
Джо Роган: Да, в скуке — и ученики, и учителя. Это худшее, что может случиться со школой... И когда дети наконец-то выходят из этой системы, нужна целая вечность, чтобы восстановить утраченный интерес к учебе.
Нил Деграсс Тайсон: И все-таки многим из нас повезло встретить учителей, которые заражают и заряжают тебя своей энергией, готовы делиться страстью, любовью к предмету. Ты ощущаешь их энергию, она будто разливается по твоим венам и артериям. У таких учителей ты уходишь с урока с чувством: «Класс! Это самое интересное, что было в моей жизни!» И тебя не волнует ни оценка за прошедший тест, ни что ждет тебя впереди, ни что-либо другое из всей этой школьной рутины. Все по-настоящему. Ты прикоснулся, тебя осенило, ты стал соучастником в каком-то крутом событии. Джо, ты встречал таких учителей? Учителей, которые своей любовью к знанию способны вырвать из школьной рутины, которые и помогли нам стать теми, кем мы стали. Встречал? Сколько? Одного, двух, трех?
Джо Роган: По-честному? Одного. Учитель естествознания в седьмом классе. Как-то он сказал: «Джо, если хочешь взорвать себе мозг, просто посмотри вверх и попробуй понять: то, что ты сейчас видишь, не имеет конца. Бесконечно! Просто подумай — „бесконечно“! Нет конца!»
Нил Деграсс Тайсон: У меня таких учителей было только двое! Представляешь? Один–два из нескольких десятков, с которыми мы пересекались в школе! Поэтому хочется обратиться к учителям и пожелать: «Пожалуйста, будьте для своих учеников такими учителями».
Джо Роган: Успех твоей книги говорит, что жажда знаний никуда не девается и в любой момент готова проснуться в каждом из нас.
Нил Деграсс Тайсон: Рад служить всепобеждающей любознательности!
* Curiosity — пер. с англ., любознательность, любопытство.
** Речь идет о книге «Астрофизика с космической скоростью, или Великие тайны Вселенной для тех, кому некогда». Выпущена и на русском языке.