Воспитание без упрощения
Учимся у классиков

Воспитание без упрощения

Нерасшифрованные педагогические правила знаменитых людей считываются как строгая поэтика воспитания для нашего собственного педагогического становления, самоопределения.
315359

По материалам публикаций на портале pedsovet.org, 2017/2018

3 педагогических правила от Симона Соловейчика

Если целью воспитания является послушание, то условия воспитания стали хуже. Условия воспитания сильно улучшились, если целью является самостоятельный человек.

Симон Львович Соловейчик, преподаватель, журналист, писатель, создал собственную педагогическую философию, актуальность которой со временем только нарастает. Его книги — в первую очередь «Педагогика для всех» — до сих пор бестселлеры. В восьмидесятые он главный идеолог «Учительской газеты». В девяностые — создатель и главный редактор издательского дома «Первое сентября».

  • Достоинство ребенка важнее знаний.
  • Воспитывается не тот, кого любят, а тот, кто любит.
  • Человек живет не в диапазоне между недозволенным и дозволенным, а бесконечно свободно.

...от Александра Тубельского

Каждый педагог определяет себя сам во встрече с детьми и дает возможность самоопределяться детям.

Александр Наумович Тубельский, герой прошлого номера нашего журнала, ушел из жизни относительно недавно — в 2007 году. В Москве действует школа его имени, команда которой продолжает созданную Тубельским смелую педагогику самоопределения. Понимания Тубельского собраны в замечательную книгу «Школа будущего, построенная вместе с детьми», которую правильно иметь на полке каждому директору школы.

  • Демократия – непременное условие. Cначала — права, потом — ответственность.
  • Школа не ответов, а вопросов.
  • Не учет особенностей, а развитие индивидуальности.

...от Виктора Шаталова

Воспитание не терпит никаких упрощений — смело усложняем до сложности настоящей жизни.

Виктор Федорович Шаталов родился в 1927 году. В 1951 году поступил в среднюю школу преподавателем математики. В возрасте 26 лет он стал директором школы. И вскоре весь советский педагогической мир заговорил об уникальной «системе Шаталова». Школьники, обучавшиеся по этой системе, заканчивали десятилетку за 7 – 8 лет. После чего все поголовно поступали в престижнейшие вузы страны. Где продолжали демонстрировать истинные чудеса. Среди его учеников 12 докторов и 63 кандидата наук.

  • Никаких упрощений – только усложняем.
  • Взаимопроверки – залог успеха.
  • Образование и игра неотделимы друг от друга.

...от Евгения Ильина

Педагогика — это искусство, это объем, это целостность.

Евгений Николаевич Ильин родился в 1929 году в Ленинграде, ныне Санкт-Петербург. Преподавал литературу в 307-й общеобразовательной школе, затем в 516-й. И всё. Не открывал собственных центров экспериментального образования, не вершил дела в правительстве, не создавал сеть авторских образовательных учреждений по всей стране. Просто преподавал литературу в средней школе. И стал живой легендой в мире педагогики.

  • Литература как искусство.
  • Гуманизм и только гуманизм.
  • Взаимообогащение идеального и реального миров.

...от Софьи Лысенковой

С детьми можно и нужно шагать в будущее — опережать время.

Софья Николаевна Лысенкова — учительница начальной школы. Какой педагог не мечтает о том, чтобы его ученики успевали примерно одинаково? Особенно в младших классах. Иначе — сущий ад. Одному пора сложные предложения объяснять, а другой еще не весь алфавит выучил. А класс — один. И объяснять ученикам нужно одно и то же. Между тем еще недавно в Москве работал педагог, которому удалось блестяще разрешить эту проблему. И притом именно в младших классах. У нее неуспевающих не было. Вообще. Это в принципе исключено.

  • Всё проговариваем вслух.
  • Никаких заданий на дом.
  • Творить — всегда удивлять.
Алексей Митрофанов
Понравился материал? Поделитесь в соц.сетях
не пропусти последние новости, подпишись на следующий номер
Спасибо! Вы успешно подписаны на рассылку клуба директоров
Закрыть