ВДОХновение. Инструменты работы с эмоциональным выгоранием

ВДОХновение. Инструменты работы с эмоциональным выгоранием

На Летней всероссийской выездной школе педагогов и директоров-2019 психологи поговорили с учителями и школьными руководителями об эмоциональных тонкостях работы в образовании. Корпорация «Российский учебник» проводила трансляции лекций, и сейчас их можно посмотреть на нашем YouTube-канале. На одной из лекций федеральный тренер Анастасия Хищенко разобрала актуальную проблему — эмоциональное выгорание: как его признать и преодолеть.

762684

Эмоциональное выгорание в современной психологии

Многие люди сегодня так или иначе сталкиваются с эмоциональным выгоранием. Кто-то слышит об этой проблеме от знакомых, то есть является наблюдателем. Ну а кто-то становится непосредственным участником ситуации, потеряв страсть к работе и вкус к жизни. И хотя сейчас есть много источников информации об эмоциональном выгорании, оказавшись внутри проблемы бывает сложно признать ее и подобрать подходящую для себя методику.

Эмоциональное выгорание — это нарастающее эмоциональное истощение, для которого характерны чувство бессмысленности, отвращение к деятельности и коммуникации и другие негативные явления. Психологическое осложнение часто перерастает в физическое и выражается в постоянной усталости (из-за которой уже действительно невозможно работать), в психосоматических заболеваниях. Термин ввел в науку американский психиатр Герберт Фрейденбергер в 1974 году — так появилось лаконичное объяснение, что происходит с людьми, работа которых связана с большой ответственностью, постоянным общением и сопереживанием.

Психологи К. Маслач и С. Джексон выделили три вида выгорания:

  • Эмоциональное истощение (эмоций просто нет).
  • Деперсонализация (деформация отношений человек-человек: повышенная зависимость от других или, наоборот, негативизм).
  • Редукция личных достижений (непризнание своих успехов).

Есть ли «плюсы» в эмоциональном выгорании? С позитивной точки зрения можно сказать: так человек приходит к осознанию, что находится не на своем месте. Однако от эмоциональной усталости не застрахованы и те, кто занимается «своим» делом.

Работа с выгоранием — это важный навык в современном мире. Человек может сменить работу, окружение, но снова столкнуться с той же проблемой. Почему? Потому что не изменился сам, не разобрался с внутренними противоречиями. Душевная апатия идет рука об руку с депрессией, и задача диагностики понять, в чем настоящая причина выгорания и как действовать дальше. Может, требуется основательная психологическая помощь, а, может, просто пора в отпуск.

Причины выгорания

Распространенные внешние факторы в работе педагога

  • Низкая зарплата.
  • Большие нагрузки.
  • Давление начальства.
  • Недружественный коллектив.
  • Монотонность.
  • Обилие противоречивых требований.
  • Бессмысленные задания.
  • Отсутствие обратной связи.

Распространенные личные факторы в работе педагога

  • Эмоциональность.
  • Идеализм.
  • Низкая стрессоустойчивость.

Отдельно стоит сказать про идеализм, а, точнее, про внутреннего критика, который мешает радоваться успехам и постоянно ищет недостатки. Данное явление характерно для ответственных идейных людей, которые любят свою работу — то есть, для многих учителей. Повышенные требования к себе быстро приводят к редукции достижений. Для борьбы с этим обратимся к опыту бизнеса.

Сегодня набирает популярность понятие MVP (minimum viable product) — минимально жизнеспособный продукт. В условиях беспрерывной гонки, компаниям нужно постоянно представлять что-то новое, нет времени каждый раз собирать команду, придумывать логотип и т.д. Бывает так, что необходимо быстро выпустить продукт, который удовлетворит хотя бы минимальные запросы потребителей — и это принесет больше пользы, чем затянутая или сверхурочная работа над проектом. Совет идеалистам: задумайтесь, что в вашей работе можно низвести до формата MVP?

Как вернуть интерес к жизни и профессии?

Приведем 16 простых методик:

  • Составьте список своих задач и проанализируйте их.
  • Представьте себя в профессии через пять лет.
  • Посетите конференцию, выставку или другое профессиональное мероприятие.
  • Вспомните и запишите 15 ситуаций, в которых вы блестяще решили рабочие вопросы.
  • Заведите дневник своих маленьких радостей и больших достижений.
  • Систематизируйте основные знания по своей профессии, составьте список актуальных источников.
  • Объединитесь с коллегами на одной площадке для обмена опытом.
  • Фиксируйте, чему вы научились за день и как это поможет в будущем.
  • Запишите все задачи, над которыми вам нравится работать.
  • Соберите в одну методичку все собственные профессиональные лайфхаки.
  • Попробуйте интересно рассказать о своей работе в социальных сетях.
  • Если не удалось успешно выполнить поставленную задачу, не отмахивайтесь от нее, а сядьте, проанализируйте и составьте на будущее алгоритм, как ее можно выполнить успешно.
  • Подумайте, какие задачи вам сложно выполнять и почему.
  • Представьте, что на каком-то мероприятии вам дают микрофон и спрашивают о работе. Как вы можете увлекательно ответить?
  • Придумайте, как можно повысить эффективность некоторых рабочих процессов, и презентуйте эти идеи.
  • Подумайте и запишите, как через работу вы меняете мир к лучшему.

Рассмотрим подробнее последний пункт. Речь в нем идет об определении своей миссии. Работа учителя часто сопряжена с нетворческими, «маленькими» делами — составлением отчетом, проверкой тетрадей и т.д. Случаются и настоящие катаклизмы: проведение экзаменов, кадровые перестановки. Миссия — это то, что помогает пережить шторм и не потеряться в рутине. Человек, понимающий глобальный смысл своей работы, делает ее гораздо эффективнее.

Вот три действия, которые помогут определить свою миссию и просто поднимут настроение.

  1. Напишите два своих сильных качества.
  2. Напишите, как вы проявляете эти качества.
  3. Пофантазируйте и напишите, что является для вас идеальным миром или идеальной работой.

Теперь остается только объединить написанное в следующую форму:

Благодаря моим ___________ и ___________, я буду ______________________, для того, чтобы ________________________.

Например: Благодаря креативности и оптимизму, я буду помогать другим раскрывать свой потенциал, для того, чтобы люди стали счастливыми и реализованными, а мир добрым, открытым и интересным.

Если вы обнаружили у себя эмоциональное выгорание — это не значит, что с вами «что-то не так», что вы хуже своих коллег. От этой проблемы страдают многие. Главное вовремя заметить ее и вступить борьбу с ней.

Понравился материал? Поделитесь в соц.сетях
не пропусти последние новости, подпишись на следующий номер
Спасибо! Вы успешно подписаны на рассылку клуба директоров
Закрыть