
Управление имиджем образовательной организации
Для чего школе нужен корпоративный имидж
Корпоративный имидж — это образ компании в глазах общественности, партнеров, конкурентов, госструктур и самих работников организации. В 50-х годах прошлого века это понятие в основном подразумевало наличие фирменного стиля и единый подход к оформлению интерьеров, но со временем имидж как нематериальный актив не только доказал свою состоятельность, но и расширил сферу влияния. Сегодня мы знаем, что имидж побуждает целевую аудиторию и сотрудников к определенным действиям, помогает занять нишу на рынке, повышает конкурентоспособность.
В рыночных условиях имидж важен не только для частных образовательных организаций в крупных городах, но и для школ в маленьких населенных пунктах, где конкуренция не так сильна. Для чего? Для привлечения партнеров и дополнительных источников финансирования, для повышения статуса своих педагогов, для повышения лояльности сотрудников, а также для получения запаса доверия родителей, который необходим при введении экспериментальных методик и инновационных технологий.
Если рассматривать абстрактную компанию, предоставляющую услуги, то исследования демонстрируют нам следующие составляющие позитивного позиционирования:
В процессе позиционирования компания транслирует свою философию, повышает узнаваемость атрибутики, объясняет цели и перспективы деятельности. Для школы особенно важно демонстрировать атрибутику и дизайн помещений, создать высокий имидж персонала в целом и педагогов в частности.
Постоянные слагаемые позитивного имиджа школы
-
Коллектив знает и разделяет миссию и концепцию образовательной организации;
-
В коллективе царит оптимистичное настроение, коллеги относятся друг к другу доброжелательно;
-
Сотрудники обладают необходимыми компетентностями (педагогической, социальной, управленческой);
-
Руководитель известен как яркая личность, настоящий профессионал, лидер;
-
Внутри школы поддерживается высокий уровень культуры, и участники образовательного процесса согласны с установленными нормами поведения;
-
Школа оказывает образовательные услуги высокого качества;
-
Педагоги развивают не только предметные, но и личностные навыки учеников;
-
Функционируют детские общественные организации;
-
Школа сотрудничает с высшими учебными заведениями, социальными институтами;
-
Коллектив поддерживает общие ценности(взаимопомощь, здоровый образ жизни).
К переменным слагаемым, в свою очередь, относятся миссия и приоритеты образовательного учреждения, виды образовательных услуг, материальная база.
Выстраиваем имидж руководителя
Имидж руководителя во многом определяет конкурентоспособность и успешность организации. Когда мы говорим об известных, зарекомендовавших себя школах, то к номеру или названию добавляем также фамилию основателя или директора. Образовательное учреждение может даже сформировать себе имидж «авторской» школы.
Компоненты имиджа руководителя
Персональные: личность, характер, физические особенности.
Социальные: образование, семейный статус, положение в обществе, увлечения, ценности.
Профессиональные: стиль руководства, владение технологиями управления коллективом, наличие стратегического мышления, способность самосовершенствоваться.
Подробнее о том, как руководителю быть ярким и развивать свою компетентность, читайте в наших статьях:
Выстраиваем имидж педагога
Имидж учителя необходимо выстраивать в зависимости от возраста и социальных предпочтений тех, на кого направлено позиционирование. Например, школьникам младших классов и их родителям важно видеть перед собой собранного заинтересованного классного руководителя. При работе в старших классах на первый план выступает образ учителя-предметника, эксперта в своей области. Визуальная привлекательность является первостепенной составной частью имиджа педагога: сознательно или нет, люди оценивают укладку учительницы, цветовую гамму одежды, макияж.
Этапы управления формированием имиджа педагога (алгоритм разработки индивидуальной программы формирования имиджа по И. Р. Лазаренко)
1. Изучаем мнение общественности об учителях.
2. Уточняем, что в данном регионе ждут от педагогов представители администрации, руководители школ, родители, ученики, другие учителя.
3. Формируем и транслируем положительный образ.
4. Поддерживаем позитивные эмоциональные компоненты имиджа.
5. Устанавливаем обратную связь с реципиентами имиджа.
Остаемся честны
При формировании и сохранении позитивного имиджа важно проводить самооценку и получать результаты внешних проверок. Самооценка должна проходить на основе динамики результатов деятельности школы. Внешние проверки способствуют повышению мотивации и улучшению качества организации работы.
Цельный позитивный образ складывается тогда, когда создаваемый имидж соответствует стратегии и этапу развития организации, когда внутренний имидж не противоречит внешнему. При создании образа важно говорить правду и соответствовать заявленным стандартам — особенно в наш век быстрого распространения информации.