Учитель профессия творческая
Интервью

Учитель профессия творческая

Разговор главного редактора УШ и Любови Николаевны Духаниной о современном понимании профессионального роста учителя.
196
Ефим Рачевский

По сути дела, проект в таком виде — возврат к советской системе. Он противоречит тенденции минимизировать занятость учителя по отчетности. Московский учитель вообще не пишет отчеты. Мы не требуем с московского учителя план-конспект урока, например.

Любовь Духанина

Давайте поговорим про учительский рост. Понятно, что любое изменение в системе образования имеет смысл, только если оно приносит улучшение системы. Сегодня все, что связано с увеличением нагрузки, тем более непрофильной, автоматически вызывает отторжение. И правильно! Учителю жаль времени, которое он может посвятить своему профессиональному росту, подготовке к занятиям, а также общению с учениками. У нас есть колоссальный объем данных об индивидуальных результатах каждого ребенка. ОГЭ, ЕГЭ, ВПР, различные независимые тестирования — везде оценки детей привязаны к конкретным учителям. То есть, создав систему оценивания личных результатов ребенка, мы создали базу с результатами деятельности учителя. Этих данных на сегодня достаточно, чтобы, во-первых, не беспокоить педагогов дополнительными отчетами, а во-вторых, анализировать результаты всей педагогической команды, преподающей предмет, а не одного конкретного учителя. Мы должны принимать управленческие решения в школе исходя именно из этих результатов.

Какого типа управленческие решения?

Видно, по каким предметам у детей низкие результаты. Реакция на это может быть разной. Можно просто внести изменения в рабочие программы по предмету. Если же после беседы с учителем станет ясно, что ему требуется дополнительный объем знаний, подобрать соответствующую программу повышения квалификации.

В результате, учитель сам для себя выбирает модуль, который ему реально необходим. Кстати, мой опыт показывает, что в ста процентах случаев учитель сам понимает свои слабые места. Нужно разговаривать и вместе искать решения.

Нам важно, чтобы система повышения квалификации была принципиально другой. Не просто делать курс по подготовке учителей к преподаванию в рамках ФГОСА. Готовить обучающие модули: либо небольшие образовательные программы про конкретные технологии, которые гарантированно приведут к результатам из ФГОСов, либо модули, расширяющие знания по предмету.

Общероссийский народный фронт и Фонд «Национальные ресурсы образования» провели опрос учителей и узнали, насколько они владеют технологиями для достижения результатов ФГОС. Шестьдесят пять процентов учителей сказали, что им не хватает знаний.

Мы должны перестать строить людей творческих профессий. Учитель — это творческая профессия. Да, эта профессия массовая, но по сути своей это творческая профессия. А творческого человека не надо строить. Нужно создавать среду его собственного развития.

Мы часто говорим о зоне ближайшего развития ребенка. Но на самом деле это логика развития любого человека. И учителя в том числе. Инфраструктура поддержки учителя должна быть такой, чтобы в ней были ответы на запросы учителей.

Для нас не необходимы никакие подтверждающие документы от учителя. Сколько открытых занятий провел учитель? Какие план-конспекты к урокам приготовил? Какие раздаточные материалы использовал? Учителю не надо распечатывать результаты контрольных и проверочных работ. Все есть. Или все нужное можно собрать, не отвлекая учителя. Если чего-то нет, то стоит считать, что нам этого и не нужно. Максимум — учителю понадобится заполнить в электронном виде заявление, что он хочет повысить свою категорию. Остальное должно происходить без него.

Такой подход упрощает жизнь учителя, поддерживает его творческое начало. Так делает сегодня московская система образования. Мы уже забыли про отзывы на учителей. От учителя уже не требуется наличие толстенной папки-портфолио, которую он раньше должен был отвезти в соответствующее место. Московские учителя уже никуда не ездят. И это очень удобно.

А требование видеоуроков, видеофрагментов? Для создания видео учителю приходится совершать много действий. Непросто вести урок и самого себя записывать. Можно, конечно. Но получится некачественная съемка с одного ракурса. Придется повозиться, чтобы получился внятный монтаж, чтобы зрители обратили внимание на методические изюминки, придется готовиться. То есть даже если говорить только об этом пункте нового проекта аттестации учителей — о требовании видеоматериалов, — мы серьезно нарушаем и без того хрупкий баланс возможностей учителя и задач, которые ему нужно решать, чтобы учить детей.

Ефим Рачевский

Если будет принята пилотируемая сейчас в регионах версия процедур аттестации, учитель снова начнет работать на аттестацию. Забросит уроки, личную жизнь. И все! Конец!

Любовь Духанина

А требование охарактеризовать социокультурный и социоэкономический контекст школы? Качественные исследования такого контекста не проведены даже на уровне многих регионов.

Ефим Рачевский

Проект не соответствует мысли министра просвещения Ольги Васильевой об облегчении жизни учителей. Наоборот, все усложняет. Хотя есть сведения, что 19 регионов поддержали проект. Как это у нас каждый раз получается?

Любовь Духанина

Нет, это нельзя пропускать в таком виде. Нужно включиться всем и найти современный способ аттестации и поддержки учителей.


Проект

Федеральный порядок аттестации педагогов

Ст. 49 Федерального закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

На соответствие занимаемой должности:

  • комиссия образовательной организации | по решению работодателя

На первую и высшую категорию:

  • комиссия региона | по желанию педагога

Разрабатываемая федеральная модель аттестации

  • Независимая оценка квалификации педагога на основе использования ЕФОМ (Единых федеральных оценочных материалов):
  • решение кейсов (педагогических задач и ситуаций);
  • план (конспект) урока;
  • видеоурок с указанием видеофрагментов, иллюстрирующих оцениваемые компетенции;
  • образцы самостоятельной работы обучающегося (с оцениванием этих работ учителем);
  • самоотчет учителя.
  • Анализ условий профессиональной деятельности (справка работодателя):
  • характеристика школы по качеству обучения на основе результатов ЕГЭ, ОГЭ, ВПР за последние 3 года;
  • характеристика школы по условиям образования;
  • социокультурный и социально-экономический контекст школы;
  • характеристика контингента классов, в которых работает учитель;
  • учет мнения обучающихся; профессиональные достижения учителя.
  • Анализ образовательных результатов деятельности обучающихся
  • Учет мнения выпускников общеобразовательных организаций

Расчет итогового балла

  • ЕФОМ | 60 баллов
  • Справка работодателя | 10 баллов
  • Оценка образовательных результатов обучающихся | 25 баллов
  • Учет мнения выпускников | 5 баллов

Итого: 100 баллов


Учитель профессия творческая
Ефим Рачевский
Российский педагог, директор Центра образования «Царицыно» № 548 г. Москвы, народный учитель России
Понравился материал? Поделитесь в соц.сетях
не пропусти последние новости, подпишись на следующий номер
Спасибо! Вы успешно подписаны на рассылку клуба директоров
Закрыть