
Учение с увлечением. Роман о любви...
Фрагменты
— Да какой это роман! — возмутится читатель, перелистав страницы книги. — Это не роман, а обман!
Нет обмана. Роман. Потому что о любви, потому что в книге десятки миллионов героев, а действие ее происходит по всему миру. Чем не роман?
Это роман о любви к учению, такой же драматичной, как и всякая любовь: здесь страдания, страсти, томление, надежды и разочарования, через которые проходит каждый человек.
В учении все зависит от науки, от учителя и от ученика.
О науке написаны десятки миллионов книг. Для учителя — миллионы. А для ученика?..
Эта книга о науке хорошо учиться — попытка исправить положение.
Обычные романы строятся по такой схеме: двое встречаются, и сразу, с первого взгляда, вспыхивает любовь.
В школьном «романе», романе учения, все не так. Двое, например человек и математика, встречаются, но любви не выходит... Человек не любит математику, а математика не любит человека, что и выражается двойками в дневнике. Школьный дневник — это сборник рассказов о счастливой или несчастной любви...
Итак, безнадежный случай? Неминуем трагический конец?
Нет, как и во всяком романе, здесь тоже возможны два окончания, печальное или счастливое.
Наша задача — привести роман с обычными школьными науками к счастливому концу, к победе любви.
Но возможно ли это?
Даже сама мысль — научиться любить — кажется на первый взгляд странной, сумасшедшей. Разве любовь приходит по желанию? Разве мы можем управлять своими интересами?
Но не стоит торопиться. В науке всегда так: каждая новая мысль поначалу кажется абсурдной. Потом говорят, что в ней ничего нового нет. Потом привыкают к ней и оценивают ее по справедливости.
Проделаем такой фантастический опыт. Помножим число людей на Земле на число мыслей, какие только приходят в голову человеку за всю его жизнь. Произведение получится огромным. Теперь прикинем, как распределяются мысли людей по содержанию, о чем люди думают.
Если не быть слишком строгими в подсчетах, то можно сказать, что приблизительно из каждых ста мыслей:
- девяносто — о практических заботах сегодняшнего дня, о себе и окружающих людях;
- девять — о всей своей жизни и о всей стране;
- одна мысль — о вечности и человечестве.
![]() |
Учение с увлечением. Как сделать так, чтобы ребенок полюбил учиться |
Люди думают о дне, о жизни и о вечности. Мысли, не выходящие за границы сиюминутных забот, занимают почти все наше время. Но нельзя, невозможно не думать и о высоком — о людях, о стране, о вечности и человечестве.
Вот круг на плоскости. В нем можно разместить неисчислимое множество точек. Но только одна точка из этого множества — центральная, центр. Она одна в бесконечном числе других точек, но она определяет место всего круга. Так и среди мыслей наших есть центральные мысли, и именно они определяют центр тяжести нашей души, ее устойчивость, составляют духовную жизнь человека.
Все главы этой книги будут посвящены сугубо практическим вещам, деловым проблемам учения.
Но несколько минут жизни, несколько первых страниц книги посвятим главным, трудным, центральным мыслям.
Центральные мысли обладают тем свойством, что они касаются вопросов, на которые нет простого, абсолютно ясного и для всех одинакового ответа. Потому они и занимают людей тысячелетиями. Например: «Зачем человек живет?» Или вытекающий отсюда вопрос: «Зачем человек учится?»
Само собой разумеется, что книга про учение должна открываться разъяснениями, зачем же человеку учиться.
Признаться, я с этого и начал: я написал не одну, а несколько глав, в которых доказывал, что учиться — это хорошо, а не учиться — плохо. Я привел прямые доказательства и доказательства от противного, собрал мнения многих мыслителей, подобрал примеры из жизни великих людей, доказывающие, что ученье — свет, свет и свет. А неученье — тьма. Темень темная и непроглядная.
Но никто не прочитает прекрасные главы. Я их выбросил. Никому они не нужны. Потому что любой читатель, только попроси его, с изумительным вдохновением докажет, что ученье — свет, а неученье...
Нет такого вопроса: «Зачем учиться?»
Есть один простой и деловой вопрос: какие у нас, у меня реальные возможности получить хорошее образование? Как этими возможностями воспользоваться?
Образование дают, образование получают...
Но надо еще уметь его взять!
Однажды ученые задали большой группе ребят простой вопрос: «Как вы сами считаете, соответствуют ли результаты учения вашим возможностям?»
Почти семьдесят процентов из них считают, что они могли бы учиться лучше. Что же им мешает? Может быть, не хватает способностей, трудно учиться?
Все ребята, как один, ответили: «Нет!» Конечно, одним учиться труднее, чем другим, способности у людей разные, но «труднее» — не значит «невозможно». Никто не жалуется на свои способности, и это правильно, это честно. Все ребята действительно могут овладеть серьезными знаниями, у всех достаточно способностей для того, чтобы не просто отсидеть в школе положенные годы, а реально выучиться.
Большая часть ребят жалуется, что им не хватает организованности и нет у них достаточного интереса к учению, к школе. Но две эти причины можно свести в одну, потому что тот, кому интересно учиться, никогда не страдает от лени и неорганизованности.
Вот главная причина наших школьных бед и неприятностей, вот что мешает многим из нас получить достойное образование: неумение заинтересоваться учением! Между тем только любовь к знанию, к школе дает силы для того, чтобы преодолеть многотысячный массив уроков и получить хорошее среднее образование.
Долгое время считали, что без скуки учения вообще нет, а нелюбовь к учению — обычное, естественное явление. Считалось, что это нормально, что дети не хотят учиться, а учитель заставляет их.
И вдруг положение резко изменилось. Вдруг оказалось, что недостаточно просто учиться, а необходимо всем учиться с увлечением.
Что же произошло?
Есть по крайней мере три причины этой перемены.
Первая причина — в обязательности среднего образования. Прежде было так: не хочешь учиться — не учись, твое дело. А теперь никто не спрашивает, хочешь или не хочешь, считаешь себя способным или не считаешь. Учись! Развивай способности!
Но если охоты учиться нет — учение мучительно и бессмысленно. Только увлечение создает то напряжение духовных сил, которое ведет к развитию способностей. Все знают: у кого большие способности, у того обычно есть интерес к занятиям. Но не все знают обратное правило: у кого больше интереса, у того быстрее развиваются способности. Увлечение и способности тесно связаны между собой.
Вторая причина — в быстром прогрессе науки и техники. Каждому приходится учиться и переучиваться почти всю жизнь. Прежде говорили: «Учись!» Теперь правильно будет добавлять: «Учись учиться!» Кто не научился в школе учиться, у кого нет любви к учению, тот рано или поздно отстанет в жизни. Кто кончает школу с желанием учиться — тот в выигрыше, даже если у него не блестящий аттестат. В аттестате отметок за увлечение не ставят, но жизнь их ставит каждому.
Третья причина в том, что по окончании школы далеко не все выпускники сразу находят свой путь в жизни, выбирают карьеру, поступают в институты. Как же подготовить себя к тому, что до поры до времени, пока не определишься со своим выбором, надо будет браться за любую работу? Да еще и так, чтобы образование пошло впрок, не привело к разочарованию.
Путь один: приучить себя везде работать с интересом, никогда не теряя чувства полноты жизни.
Но, скажут, в жизни часто приходится делать то, чего не хочется. Разве может всякая работа быть увлекательной? Разве могут, например, все школьные предметы быть одинаково интересны? И что получится, если человек привыкнет делать только интересное для него?
Здесь что ни вопрос — то ошибка.
В жизни часто приходится делать неинтересное? Нет! Расспросите людей, добившихся значительных успехов, будь то ученый, журналист, сталевар, слесарь, учитель. Все они скажут, что никогда не делали того, что не хочется делать. Они выполняют все, что требует от них жизнь и долг, но именно это они и сами хотели бы делать.
Спрашивают: разве может всякая работа быть увлекательной?
Может! Присмотримся к окружающим нас людям. Одни за всякую работу берутся серьезно, с охотой, даже если это мытье посуды или другая вроде бы нудная домашняя работа. Старое правило: все, что стоит делать, стоит и того, чтобы делать это хорошо.
Другие же, наоборот, стонут от всякой работы, она кажется им обременительной и скучной. Ах! Опять эта посуда! Ах! Опять идти на работу! Ах! Ах! И всегда кажется, что есть на свете какие-то другие, более интересные дела... Катастрофическая неспособность увлекаться любой работой заложена в таких людях еще в детстве. Это самые несчастные люди. Среди них больше всего завистников.
Умение работать с любовью на всякой работе, умение с увлечением заниматься любым необходимым и важным делом, умение искать и находить интерес в нем — это свойство характера самому можно воспитать в себе. Вот основная мысль этой книги, основная цель исследования, главная гипотеза: человек может сам научиться работать с увлечением! Школа не развлекает.
Школа воспитывает культуру отношения к жизни.
Не только интересное делать, а все, что нужно, делать с интересом. Понятна ли разница?
Но если уж читатель так любознателен, что все же хотел бы получить точный ответ на вопрос «Зачем учиться?», то лучше всего привести слова выдающегося педагога Василия Александровича Сухомлинского. Вдумаемся в них, это одна из самых важных «центральных» мыслей. Каждый сам сумеет доказать ее истинность: «Человек должен учиться, потому что он человек».
Быть выше условий — быть человеком
Александр Лобок | Заметки на полях книги «Учение с увлечением»
Соловейчик обращается к «слабому ученику», но к сильному человеку! Он не сомневается в том, что в каждом подростке есть внутренняя сила, внутреннее достоинство, и эта абсолютная уверенность во внутреннем достоинстве и силе каждого читателя его книги — именно то, что поднимает это достоинство. «В тебе есть сила быть человеком!» «В тебе есть сила быть! Я не сомневаюсь в этом!» «Ты гораздо сильнее, чем ты сам предполагаешь!» И в этом — абсолютная педагогическая гениальность этой книжки, обращенной к подросткам.
Парадоксальная и абсолютно точная мысль: можно ли отнестись к школе не как к средству, а как к живому собеседнику, к человеку? Вот почему такие неожиданные, такие непривычные слова в описании взаимоотношений ученика со школой: «роман», «любовь», «увлечение». Потому что сама суть педагогики по Соловейчику — это отношения человеческие, а не функциональные. И главный, если не единственный вопрос настоящей педагогики — это вопрос «что значит быть человеком?». В центре «школы по Соловейчику» не ученик, не учитель, а человек. В человеческом — ключ к педагогическому.
На самом деле ход совершенно гениальный — при всей своей внешней наивности и простоте. Чем подробнее, чем внимательнее, чем детальнее мы делаем какое-то дело — тем больше шанс, что оно станет для нас интересным. И это действительно закон. Потому что в деталях, подробностях гораздо выше шанс найти «зацепку интереса». Мы словно останавливаем свой бег и всматриваемся в то, что мы делаем, и вдруг начинаем замечать то, что не замечали раньше. Так ведь и во взаимоотношениях с человеком — иногда нужно просто остановиться, всмотреться и увидеть то, на что раньше не обращал внимание. Порою именно так начинается любовь.
Самая скучная, самая рутинная работа может оказаться интересной, если не торопливо «хватать» что-то с поверхности делаемой работы, а медленно и вкусно наполнять работу собой. И тогда самая скучная, самая рутинная работа может оказаться захватывающе интересной. Нет, работа не изменится, но изменишься ты в работе. И вдруг выяснится, что утомительная и раздражающая тебя уборка дома перестанет быть в тягость, потому что именно здесь ты сможешь поразмышлять о тех значимых вещах, на которые обычно нет времени. А приготовление скучных уроков станет интересной исследовательской задачкой для ума: как неинтересное сделать интересным?..
Как только я начинаю работать медленно, максимально медленно, я начинаю думать не о работе, а о себе в работе. Я начинаю наполнять пространство работы собой. Я начинаю изобретать собственные траектории движения. И работа перестает на меня давить своей жестокой внешней необходимостью — я начинаю чувствовать себя свободным в своей работе! Ведь я могу делать ее так, как мне заблагорассудится, и столько, сколько заблагорассудится. Я могу не торопиться, а смаковать и получать удовольствие от все новых и новых извивов моей работы и моего воображения. Я могу становиться поэтом уборки дома и поэтом приготовления уроков…
И главное — я перестаю быть рабом работы, я становлюсь человеком работы. То есть начинаю чувствовать себя в работе человеком. Хозяином того, что я делаю.
Ключевая мысль педагогики Соловейчика: человек — не раб условий, в которых он оказался, а хозяин. В человеке есть сила быть человеком, а не рабом по отношению к любым без исключения неблагоприятным условиям. Скучные учебники? Формальная школа? Дурацкие правила, по которым тебя заставляют жить и работать? Но ведь во все времена человечество жило в условиях, далеких от идеальных. И во все времена, и в самых невозможных условиях находились люди, которые жили и делали свое дело, исходя из соображений собственного достоинства, а не из того, как им не повезло с условиями. Вот в чем истина человека! Человек в любых, самых несвободных условиях имеет возможность быть свободным. И зависит это не от внешних условий, а от развитости в нем «внутреннего человека». Подчини себе время и максимально наполни это время собой!
И потому «Учение с увлечением» — это вовсе не книжка про то, как научиться хорошо учиться.
Эта книжка совсем про другое: про то, как, используя школьные барьеры, пробудить и развить в себе человека.
И как вообще пробуждать и развивать в себе человека — вопреки тем неблагоприятным условиям, в которых мы все живем. Про то, как делать человеческое из нечеловеческого.
И оттого книжка эта — вовсе не про школу. Книжка эта — про человеческое в человеке.
Что особенно замечательно во всех рассуждениях Соловейчика: он упорно обращается к чувству собственного достоинства. Он абсолютно уверен в том, что каждый ребенок — может, каждый ребенок — способен, у каждого ребенка есть силы. Потому что в душе каждого ребенка есть достоинство.
Человек — это существо, способное уважать себя и побеждать свои страхи. Человек — это существо, которое всегда больше тех условий, в которых оно оказалось. И только потому это существо — человек. Вот о чем говорит Соловейчик, и вот почему читающие Соловейчика подростки слышат его.
Вот что, оказывается, очень важно в школьном учении — думать на каждом шагу. Даже тогда, когда тебя никто не просит. Думать, сомневаться, задавать вопросы. Но это опять про чувство собственного достоинства. Потому что человек только тогда просто запоминает учебный материал, когда у него разрушено или подавлено чувство собственного достоинства. И наоборот: чем больше у человека чувство внутреннего достоинства, тем больше он думает, сомневается, не принимает на веру предлагаемую ему информацию, а задумывается: «Почему?».