Типажи оргкультуры
Реплика

Типажи оргкультуры

Организационная культура традиционной школы может быть неоднородной. Она держится на трех китах — лидер, люди и отношения.
224

Можно выделить три слоя организационной культуры. Административный слой, педагогический коллектив, классы и детские сообщества.

Первый слой — администраторы во главе с директором. Оргкультура административного слоя школы сильно зависит от директора и тех взаимоотношений, которые он выстроил внутри административной команды. Здесь возможны четыре варианта — партнерская, бюрократическая, предпринимательская или органическая. Наиболее вероятен у нас вариант бюрократический — с планерками, множеством формальных правил и не меньшей грудой правил, позволяющих формальные правила обходить. Тем не менее встречались мне и три других типа: партнерский, когда директор объединял административную команду на демократических началах и совместном решении проблем; предпринимательский, когда обсуждать проблемы толком не умеют, но лидер может учесть чаяния своих непосредственных подчиненных и взять на себя ответственность за внедрение изменений, соответствующих этим чаяниям; органический, когда учитывается личностный потенциал и налаживаются многочисленные профессиональные связи внутри административной команды.

Следующий слой оргкультуры — культура педагогического коллектива. Принципы взаимодействия педагогов между собой вовсе не обязаны в общем случае повторять то, что существует в административной команде, хотя связь, конечно, есть.

Здесь органический и партнерский варианты в наших школах встречаются гораздо реже, чем бюрократический и предпринимательский. Причем предпринимательский тип, основанный на звездном коллективе педагогов и их вкладе в общее дело, встречается реже, чем бюрократический, где педагог вполне может оказаться серой мышкой с немалой властью в отношении своих «непосредственных подчиненных» — детей. Партнерский и органический типы, по моим наблюдениям, могут существовать на уровне субкультуры методического объединения, до коллектива эти типы дорастают редко.

Третий слой культуры — культура классов или других сообществ детей, которые организуются в школе. Обычно классами дело и ограничивается, и учитель (особенно классный руководитель) в своей роли всеобъемлющего авторитета, пытающегося диктовать свои правила, чаще всего является столпом бюрократической культуры. Остальным культурам сравнительно трудно проявиться, хотя это сильно зависит от ценностей и профессионализма лидера — классного руководителя.

Взаимное влияние

Каждый предыдущий слой влияет на следующий, пытаясь его определить и превратить в тот тип культуры, которым является. Если все три типа совпадают (а я работаю в школе, где, по моим наблюдениям, это именно так), культура обретает цельность и устойчивость. Во многих школах с молодыми директорами административные слои культуры варьируются, но далеко не всегда хватает времени, ресурсов и умения преобразовать оргкультуру всех слоев и создать цельную картину. А учитывая сменяемость директоров, у той же органической культуры с гуманистическими ценностями практически нет шансов спокойно вырасти, кроме тех школ, где она уже взращена и является зрелой.

Оргкультура школы не есть что-то закостенелое и незыблемое даже в условиях бюрократии. Постоянно возникают формальные и неформальные лидеры, способствующие изменениям, и сами школы тоже развиваются или стагнируют, что тоже приводит к изменениям. Думаю, руководителю школы стоит представлять, какой из типов культуры он сам предпочитает развивать, и исследовать свою организацию на предмет, возможно ли это и чего это будет стоить. Не все культуры безболезненно переводятся друг в друга, школу может серьезно залихорадить, если внедрять изменения, которые не органичны существующим в ней типам культур. Или наоборот, школа может вообще не заметить попыток, которые осуществляет руководитель исходя из собственных ценностей. Думаю, истинный процесс реформ все равно немыслим без осознания таких закономерностей и использования их в развитии.


Владимир Погодин
Блогер, учитель гимназии # 1535, Москва
Понравился материал? Поделитесь в соц.сетях
не пропусти последние новости, подпишись на следующий номер
Спасибо! Вы успешно подписаны на рассылку клуба директоров
Закрыть