Тезисы о школе будущего. Куда идти современной школе
Самоопределение. До и после

Тезисы о школе будущего. Куда идти современной школе

Размышления о школе будущего, в которой хотелось бы и работать, и учиться, помогут нам уточнить ориентиры на пути поиска.


333

Эти старые новые школы. Характерные черты «школы будущего»

Cовременные школы во многом сталкиваются с теми же проблемами (пусть и с поправкой на другие технологии, преобладающие в сегодняшнем мире), что и их предшественницы — школы начала XX века. В текстах тех людей, которые создавали эти «новые школы» видим, какие черты «старой школы» они намеревались преодолеть:

  • порядок обучения определяется только заранее предписанной программой и никак не связан с конкретными учениками;
  • отсутствие уважения к ребенку, стремление к его дисциплинированию и принуждению;
  • отсутствие действия, кроме запоминания некоторых текстов;
  • неавтономность, несамостоятельность школы, ее полное подчинение распоряжениям чиновников.

Список этот можно расширить, но его суть понятна и во многом совпадает с тем, чем недовольны в сегодняшней школе многие родители, предприниматели, авторы новых образовательных проектов. Если пытаться сформулировать общую позицию не «от противного», а в позитивном ключе, то можно выделить четыре характерных черты современной школы.

1. Опора на личный опыт и на личный интерес ребенка
На словах многие сегодня согласны с этим. Но когда кто-то начинает строить работу в школе так, чтобы личный опыт каждого ученика стал основой для дальнейшей работы, то обнаруживаются большие сложности. В первую очередь они связаны со стереотипами, с устоявшимися навыками педагогов.

2. Живая связь школы с окружающим миром
Речь идет не просто о прогулках в музей и экскурсиях на завод. Идея в том, чтобы окружающий школу общественный, культурный, производственный мир, с одной стороны, становился содержанием образовательной работы, с другой стороны, рассматривался в качестве той среды, в которой живут и развиваются дети и взрослые. А с третьей стороны, окружающий мир может становиться объектом, который дети с учителями пытаются изменять. И эти усилия по изменению окружающего мира — важная часть содержательной работы школы.

3. Учет влияния сообщества
Учитель учит, а ученик учится не изолированно. Вокруг них складывается культурное сообщество — важнейший субъект образования. Важно, чтобы каждое школьное сообщество раскрывалось как самосознающая, саморазвивающаяся, самообучающаяся группа.

4. Внимание к тому, когда и как в ходе образования у ребенка появляется собственное дело, за которое он ощущает ответственность
Часто такое «собственное дело» выступает не как индивидуальное, а как некоторое дело группы детей, которое они выполняют совместно. Именно здесь возникают и объединяющий опыт, и общая культура совместного «делания дела», и общие ценности. Именно такая «сообщная» работа в школе — главный ресурс, который мог бы вытягивать современную школу, — уравновешивая, согласовывая разброс индивидуальных интересов и способностей. Но для этого необходимы и память «собственного дела», и чувство ценности своего дружеского круга, и мотив соучастия, который втягивает ребят в общую работу, и чувство удовлетворения от успеха.

Вот такой вот образ современной жизни, которая на самом деле уже существует в той или иной степени во многих школах. К сожалению, не во всех. Это и заставляет нас продолжать мечтать о «школе будущего» и думать о том, как она может появиться уже сейчас.

В школе главное не стены, а отношения

В принципе понятно, что стены — не самое главное в школе. В школе главное — отношения. Равно уважительные отношения педагогов с детьми и детей с педагогами. Человеческие отношения школьников со сверстниками, младшими и старшими.

Заинтересованное отношение учителей к своей работе, интерес к своему предмету и желание на самом деле помочь детям учиться, а не просто соблюдать спущенные сверху нормы и директивы.

Забота о том, чтобы у детей проявилось личностное отношение к своей учебной деятельности, а не только призывы учиться, потому что все дети обязаны учиться.

Договорные и уважительные отношения с родителями как носителями реальной современной жизни, разворачивающейся за стенами школы, как с заказчиками образования и как с участниками образовательного процесса.

Партнерские отношения с предприятиями, некоммерческими организациями, учреждениями культуры, другими представителями окружающей школу жизни, становящимися «частью школы», — пространствами и ресурсами образования подрастающего поколения.

Школы, для которых эти отношения оказываются важным смыслом деятельности, а также основным ресурсом и средством работы, существуют уже сегодня. Нужно просто внимательно оглядеться.

Пример — знаменитая «школа Тубельского» в Москве. Школа работает во вполне обычном школьном здании, но при этом демонстрирует качество своей работы не по результатам различных тестов, а по результатам реальной ситуации, когда родители, ученики, учителя смогли объединиться и организовать процесс самоопределения в отношении своих общих ценностей.


Тезисы о школе будущего. Куда идти современной школе
Михаил Эпштейн
директор частной школы «Эпишкола» и Образовательного центра «Участие», г. Санкт-Петербург
Понравился материал? Поделитесь в соц.сетях
не пропусти последние новости, подпишись на следующий номер
Спасибо! Вы успешно подписаны на рассылку клуба директоров
Закрыть