Своя тема для августовского педсовета
Технологии. Практикум директора

Своя тема для августовского педсовета

Почему учителей с древних советских времен принято «включать в ход планирования» в конце августа? Может быть, потому, что за них уже все спланировали?
400

Как можно обобщить представления об августовских педагогических совещаниях? Пожалуй, в двух тезисах:

  • это «стартовое» мероприятие, участники которого анализируют итоги прошедшего учебного года и определяют перспективы наступающего;
  • это общий позитивный настрой на успех, признание результатов каждого в числе общих достижений, эмоциональное объединение коллектива перед началом совместной работы.

Взначимости второго тезиса сомнений нет: очень важно учителям в конце лета увидеть коллег и порадоваться друг другу, ощутить профессиональное взаимопонимание, услышать лишний раз слова о ценности своих усилий, подзарядиться общим хорошим настроением.

Среди директоров и управленцев многие сознают такой смысл августовских встреч и умело их организуют (хотя, увы, встречаются и менее разумные, умудряющиеся все-таки портить учителям настроение, о чем-то их грозно предупреждая или уродуя августовские дни сухими бюрократическими ритуалами).

К счастью, и в печати, и в Интернете можно найти различные рекомендации (как хитроумные, так и бесхитростные) о том, как сделать августовские педсоветы живыми и радостными для всех участников.

Этимология, фонетика и лексика планов

…Авот относительно якобы приоритетной стороны августовских встреч — рациональной, а не эмоциональной — сомнения закрадываются.

Что, действительно за считанные дни до 1 сентября можно начать обсуждать проблемы и определять пути развития школы, меняя на ходу подготовленные планы работы?

А не поздновато ли?

Сомнительность подобных ожиданий подтверждает и вот какой факт. В тех школах, где на самом деле считают нужным привлечь коллектив педагогов к активному осмыслению планов учебного года — такое совместное событие организуется почти всегда в июне (зачастую в виде выездных проектных семинаров на несколько дней). И там — да, в связи с результатами обсуждений отчасти сдвигаются привычные ориентиры, меняются учебные планы, распределение нагрузки, стратегия работы с конкретными классами и детьми и т.д.

Но почему учителей с древних советских времен принято «включать в ход планирования» в конце августа? — Похоже, именно из-за того, что за них уже всё спланировали.

Дело педагогов — принять к сведению, освоиться с лексикой последних «решений партии и правительства». В том же ключе и в нынешнем августе сообщат о новациях в ЕГЭ, о «национальных образовательных инициативах», о новых правилах ВПР, об отчетности на основе УУД, познакомят со свежими (или воскрешенными старыми) руководящими словами и лозунгами и т.д.

Год за годом учителя раздраженно наблюдают, как требуемые результаты и переменчивые «тезаурусы», щедрой рукой выдаваемые с трибун, все меньше согласуются друг с другом. «Когда же они “там, наверху”, наконец договорятся, чего от нас хотят?..»

Увы, многолетний опыт наблюдений заставляет признаться самим себе: они “там, наверху” при нашей жизни не договорятся. Идей по «перекраске мавзолеев в зеленый цвет» хватит надолго. Хаотичность задач, мера несовместимости навязываемых ориентиров будут только возрастать.

Полбеды — вытекающий отсюда паралич грамотных управленческих решений и разгул малограмотных. Более разрушительна для школы выученная беспомощность учителей относительно планирования собственной деятельности, замена казенными клише профессионального языка осмысления учебной жизни.

Но чем чаще жизнь школы проходит под знаком «От нас ничего не зависит», чем более она (жизнь школы) ориентирована на фиктивно-демонстративные процессы и результаты — тем тверже и уверенность различных руководителей, что без их ценных указаний школы безвольны и беспомощны. А потому надо и далее ужесточать регламентацию, приумножать отчетность и запускать свежие фейерверки административных новаций.

С какой стороны подойти к заколдованному кругу?

Попробуйте сделать это самостоятельно — а лучше с группой коллег. Посвятите время августовских педсоветов размышлениям над единственной темой, выраженной двумя вопросами:

  • Что в моем деле зависит от меня?
  • Что в нашей школе зависит от нас?

За что мы способны брать на себя ответственность? Как мы можем сделать обстановку своей учительской жизни более светлой, умной, радующей? С чем из значимых дел у нас есть шанс справиться, если договоримся и напряжемся? — не с точки зрения дефиниций прямо противоречащих друг другу нормативных документов, а с учетом своих реальных возможностей, очевидных для вас интересов и жизненных перспектив. Не чьих-то абстрактных, а вполне конкретных перспектив ваших учеников, ваших индивидуальных ценностей и уникальных умений ваших коллег.

Не обязательно из таких размышлений возникнет немедленный план действий — но может сложиться круг намерений по подготовке такого плана, а заодно по проверке адекватности его приоритетов ближайшим учебным годом. А там, глядишь, год спустя уточненные намерения преобразуются в планы конкретных действий.

Не очень легко начинать движение к лучшему, но зато вместе с подобными усилиями в жизнь педагогических коллективов будут возвращаться здравый смысл, атмосфера искреннего дружественного общения, симпатия к детям и уважение к себе.


Своя тема для августовского педсовета
Андрей Русаков
директор издательства «Образовательные проекты»
Понравился материал? Поделитесь в соц.сетях
не пропусти последние новости, подпишись на следующий номер
Спасибо! Вы успешно подписаны на рассылку клуба директоров
Закрыть