
Способы разрешения конфликтных ситуаций
Корпорация «Российский учебник» продолжает серию материалов по психологии для руководителей, созданную при участии кандидата психологических наук Ольги Ноженкиной. Поговорим подробно о конфликтах. На каком этапе общения они возникают? Как их погасить? Какие стратегии поведения существуют в таких ситуациях? Конфликт не так страшен, если рассматривать его как механизм с закономерным движением несложных деталей. И этот механизм можно переделать по своему усмотрению.
Почему мы конфликтуем?
Конфликт –столкновение противоположно направленных интересов, ценностей, целей. Обычно он связан с отрицательными эмоциональными переживаниями, основан на эмоциях и личной неприязни.
На каком этапе делового общения рождается открытая конфронтация?
Рассмотрим стандартную цепочку:
1. Установление контакта → 2. Ориентация в ситуации → 3.Обсуждение проблемы → 4. Принятие решения → 5. Выход из контакта. Открытый спор возникает при переходе от пункта 3 к пункту 4 — как правило, из-за того, что стороны не владеют психологическими техниками: не слушают друг друга и не умеют убеждать.
Конфликт выстраивается по простой формуле:
КС + И = К
где, КС – это конфликтная ситуация (накопившиеся противоречия), И – инцидент (обстоятельства, повод) и К – сам конфликт (открытое противостояние как следствие).
Чтобы перейти к п.5, то есть выходу из контакта, необходимо разрешить проблему: устранить ситуацию и исчерпать инцидент. Иначе выход не произойдет. Важно понимать, что сам инцидент – это своеобразная верхушка сорняка. Если ее сорвать и не устранить корень, все только усугубится.
Руководитель может оказаться в разных ситуациях столкновения интересов. Например, со своим сотрудником из-за премии, с коллегой из другой школы из-за расхождения взглядов на воспитание, с администрацией из-за бюджета и т.д. Это все самый распространенный, межличностный тип – он затрагивает внутренние и внешние аспекты, которые лучше всего отражают управленческие способности руководителя.
Бывают также противостояния групп (руководство и подчиненные, «лентяи» и «трудяги», консерваторы и изобретатели и т.д.) – это межгрупповой тип, самый разрушительный и интенсивный. Случаются и внутриличностные разногласия – например, из-за того, что уже собраны чемоданы для долгожданного семейного отпуска, но дела вдруг требуют присутствия на работе.
В конфликтах есть объекты (причины), субъекты (активные стороны), участники, косвенные участники. Их роли могут меняться. В конце концов каждая конфронтация оказывается деструктивной или конструктивной. Первый вариант не сулит ничего хорошего, а для конструктивного исхода необходимы адекватность восприятия ситуации, открытое общение и, конечно, создание атмосферы доверия, сотрудничества.
У каждого человека формируются привычные стратегия и тактика поведения в конфликтах. Чтобы лучше управлять происходящим, нужно идентифицировать свою стратегию и установки окружающих людей, корректировать свою тактику.

Стратегии поведения в конфликте
Конкуренция / Акула
Как хищник при нападении
«+» возможность абсолютной победы, эффективность в экстремальных условиях
«-» возможность жесткого проигрыша, недолговечность результатов
Когда стратегия оправдана:
-
опасная обстановка;
-
«нечего терять»;
-
ресурсы (власть) гарантируют победу;
-
ставки крайне высоки;
-
нужно продвинуть непопулярное, но верное решение;
-
необходимо произвести впечатление на сторонних наблюдателей.
Тактические действия: контроль противника и его источников информации, постоянное давление всеми доступными средствами, обман, хитрость, провокации, нежелание вступать в диалог.
Каким личностям свойственна: властным, нетерпимым к инакомыслию, ретроградным, боящимся критики, боящимся сбора информации о себе, игнорирующим коллективное мнение.
Уклонение / Черепаха
Побег в уютный панцирь
«+» демонстрация запущенности проблемы, компенсаторные факторы (сочувствие, помощь со стороны), экономия сил.
«-» демонстрация своей пассивно-страдальческой установки, усугубление положения из-за неразрешенного противоречия, распространение влияния ссоры на разные области жизни (вплоть до появления психосоматических заболеваний).
Когда стратегия оправдана:
-
победа не имеет принципиального значения;
-
важнее спокойствие и стабильность;
-
важнее сохранить хорошие отношения;
-
есть угроза более серьезного разногласия;
-
понимание своей неправоты;
-
безнадежность проблемы;
-
незначительность проблемы;
-
победа требует слишком больших затрат.
Тактические действия: демонстративный уход, отказ от силовых приемов, отказ от сбора фактов, отрицание остроты конфликта, медлительность в принятии решений.
Каким личностям свойственна: застенчивым, слишком восприимчивым к критике, склонным к позиции «авось обойдется», не умеющим управлять беседой.
Сотрудничество / Лиса
Осторожность – наше все
«+» возможность справедливого исхода и равнозначного разделения благ
«-» зависимость от чужих уступок, растрата сил на ведение переговоров, возможность стать жертвой обмана в процессе торга, недолговечность решения проблемы.
Когда стратегия оправдана:
-
обе стороны убедительны,
-
дефицит времени,
-
сотрудничество и директивный подход неэффективны,
-
ресурсы оппонентов равны,
-
нужно временное решение,
-
победа не имеет принципиального значения,
-
лучше получить что-то, чем все потерять.

Тактические действия: торг, обман, лесть, требование равного дележа.
Каким личностям свойственна: осторожным, нетерпимым к резкости, не любящим углубляться в детали.
Улаживание / Плюшевый мишка
«Делайте, что хотите – только давайте жить дружно»
«+» в некоторых случаях проблема решается сама собой благодаря дружеским отношениям.
«-» жертвование личными целями, доведение до ситуации самосохранения, неразрешенность проблемы.
Когда стратегия оправдана:
-
победа не имеет принципиального значения,
-
важнее сохранить хорошие отношения,
-
нужно выиграть время,
-
уступить – значит одержать моральную победу.
Тактические действия: соглашательство, демонстрация непритязательности, потакание, лесть.
Каким личностям свойственна: бесхребетным, угодливым, «мечта манипулятора».
Компромисс / Сова
Любовь к здравомыслию
«+» проработка проблемы, возможность конструктивного разрешения конфликта
«-» затрата сил и времени для волевых решений и мудрого управления ситуацией (не воспользоваться слабостями «Черепахи» и «Плюшевого мишки», противопоставить поведению «Акулы» мирные средства)
Когда стратегия оправдана:
-
взаимовыгодное решение крайне важно,
-
длительные близкие отношения с другой стороной,
-
достаточно времени для проработки проблемы,
-
ресурсы оппонентов равны.
Тактические действия: сбор информации о проблеме и противнике, тщательный подсчет ресурсов, открытый диалог, критика «по делу», проявление своих талантов для оказания влияния, принятие разумных идей оппонента.
Каким личностям свойственна: инноваторам, не терпящим оскорблений, умеющим отбросить эмоции.
Как руководителю препятствовать возникновению и развитию конфликтов
-
Подбирайте и расставляйте кадры в зависимости от профессиональных и психологических качеств людей;
-
Не допускайте нарушения своего единоначалия;
-
Защищайте свой коллектив перед лицом «внешней угрозы»;
-
Поддерживайте в коллективе атмосферу доверия;
-
Регламентируйте взаимоотношения сотрудников;
-
Транслируйте и поддерживайте корпоративный стандарт, корпоративные ценности;
-
Объясняйте сотрудникам «правила игры», используйте поощрения и наказания в соответствии с выполнением и игнорированием этих правил;
-
Выявите конфликтных людей по характерным качествам (неадекватная самооценка, стремление доминировать, нежелание преодолевать устаревшие традиции, излишняя прямолинейность и эмоциональность);
-
Не переходите на личности и не используйте запрещенные приемы вроде «Я требую…», «Вы должны…», «Вам этого не понять…», «Я вас в последний раз предупреждаю…», «Чем вы сейчас так заняты?»;
-
Пользуйтесь методикой построения карты конфликта, предложенной исследователями X. Корнелиусом и Ш. Фэйром (общие черты проблемы, кто вовлечен, каковы их подлинные потребности);
-
В любых обстоятельствах действуйте спокойно, опираясь на свой должностной статус;
-
В споре между сотрудниками оставайтесь нейтральны, выясняйте факты, направляйте стороны на конструктивное разрешение разногласий;
-
Признавайте свои ошибки и отменяйте неправильные решения.
Как видите, конфликт – это не хаос и не смерч, а структурированное явление. Выбирайте подходящие стратегии и не усложняйте проблемы необдуманными решениями. Как сказал французский писатель-философ Франсуа де Ларошфуко, людские ссоры не длились бы так долго, если бы вся вина была на одной стороне.
Что еще почитать: