
Слагаемые успеха будущего первоклассника
Готовность ребенка к школе — проблема, с одной стороны, хорошо изученная, с другой — она не теряет своей актуальности как в родительской среде, так и в научно-педагогической.
Лев Выготский учит нас, что сущность каждого возраста характеризуют свойственные ему возрастные психологические новообразования, которые «являются не предпосылкой, но результатом или продуктом возрастного развития…». Возрастные новообразования характеризуют уровень актуального развития ребенка, они являются основой его будущего развития, которое во многом зависит и от социальной ситуации.
Сама «готовность» ребенка к школе является новообразованием. Под готовностью мы понимаем такой уровень развития, в котором можно выделить произвольность отдельных психических и психомоторных процессов, произвольность в управлении деятельностью и поведением, начало формирования внутренней социальной позиции школьника, развитие мотивов учения, развитие мышления и качественного общения. Эти новообразования в теории должны появиться у ребенка седьмого года жизни, на их формирование работает вся система дошкольного образования. Цель всех усилий — получить на границе предшколы сформированное положительное отношение к себе, способность к взаимодействию со взрослыми и сверстниками, открытость внешнему миру, инициативность. Ребенок активно проявляет творческие способности и волю в продуктивной деятельности, у него развиты познавательные способности, он любит экспериментировать и наблюдать.
В этом портрете нет таких характеристик,как умеет читать, писать, считать и т.д. Хотя гарантия именно этих умений чаще всего рекламируется для родителей дошкольников организаторами групп подготовки детей к школе, как якобы основных и наиболее важных умений дошкольника.
В результате сегодня мы наблюдаем стихийность, рассогласованность и зачастую непредсказуемость результатов развития детей. С началом учебы в 1-м классе ценность «хорошей обученности» дошкольника очень быстро девальвируется. Разочарование родителей, которые потратили немало времени, сил да и средств на «хорошую» подготовку, не знает границ.
Наталья Федоровна Виноградова, член-корреспондент РАО, так характеризует современную ситуацию:
«Подготовка к школе связывается прежде всего со стремлением необоснованно,формально расширить знания ребенка, наполнить его голову представлениями из разных областей знаний без учета, во-первых, возможностей сознательно усвоить данные знания,а во-вторых, их актуальности для детей данного возраста. Сегодня голова ребенка, проходящего обучение в "типовой" подготовительной группе, напоминает книжный склад, где ровными стопочками "связаны" книги: в одной стопочке — о природе, в другой — о географии, в третьей — о языке».
Проблема заключается в том, что ребенок много знает, но не умеет учиться — у него не сформированы предпосылки учебной деятельности: действовать по правилу, умение слушать инструкцию и выполнять ее, действовать по образцу и другие. Особую тревогу вызывает физическое и психическое состояние ребенка на пороге школьного обучения. В педагогической практике мы сегодня наблюдаем детей с признаками утомления и даже переутомления (детский сад, развивающий центр, бассейн, танцы,репетитор по английскому, китайскому и т. д.).
Нельзя забывать о необходимости обеспечения «охранительной функции» процесса обучения. Знания, умения и навыки в дошкольном возрасте не являются целью образования. Недопустимо забывать, что это лишь средство, хотя и важнейшее средство развития ребенка.
По мнению коллег педагогическая цель дошкольного образования состоит в развитии начальных ключевых компетенций — основного условия развития умения учиться. Верно заданная цель позволит педагогам дошкольного образования планировать результаты образовательного процесса, задавать критерии и показатели психического развития детей, необходимые для успешного начального обучения. Выбор содержания, методов и форм организации образования детей 5 – 6 лет должен прежде всего определяться тем, что они,дошкольники, только готовятся к систематическому обучению.
Сегодня у педагогов и родителей детей дошкольного возраста есть возможность широкого выбора программ, методик, технологий, пособий для развития детей и подготовки к школе.Главным критерием в отборе способов дошкольного развития детей становятся выверенные методологические, методические подходы.
Мне, как практикующему методисту и педагогу, довелось несколько лет поработать и провести некоторые исследования по программе «Предшкольная пора», разработанной под научным руководством Н. Ф. Виноградовой. Эта программа имеет мощный методологический фундамент, отточенную методику, технологичность, что на практике становится эффективным инструментарием стратегическое педагогической цели — развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста, формирование его готовности к систематическому обучению.
Программа развития детей 5–6 лет «Предшкольная пора» корпорации «Российский учебник» построена на основе следующих принципов:
- реальный учет особенностей и ценностей дошкольного периода развития, актуальность для ребенка чувственных впечатлений, знаний, умений и др. |
- личностная ориентированность процесса обучения и воспитания |
- учет потребностей данного возраста, опора на игровую деятельность — ведущую для это гопериода развития |
- сохранение и развитие индивидуальности каждого ребенка |
- обеспечение необходимого уровня сформированности психических и социальных качеств ребенка, основных видов деятельности, готовности к взаимодействию с окружающим миром |
- обеспечение поступательности в развитии ребенка, его готовности к обучению в школе, к принятию новой деятельности |
- создание условий для единого старта детей в первом классе, обеспечение педагогической помощи детям с отставанием в развитии |
- развитие эрудиции и индивидуальной культуры восприятия и деятельности ребенка, его ознакомление с доступными областями культуры (искусство,литература, история и др.) |
Программа обеспечивает организацию процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста; отбор содержания образования детей на ступени предшкольного образования, которое обеспечит сохранение самоценности этого периода развития, отказ от дублирования содержания обучения в первом классе школы; укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желание учиться;формирование социальных черт личности будущего школьника, необходимых для благополучной адаптации к школе. Принципиальное значение имеет отказ от предметной реализации программы подготовки ребенка к школе.
В Программе выделяются пять разделов,отражающих основные линии развития ребенка-дошкольника: «Познаем других людей и себя», «Познаем мир», «Учимся думать, рассуждать, фантазировать», «Учимся родному языку»,«Учимся рисовать», «Играем и фантазируем». Вместе с тем выделение разделов программы достаточно условно, прослеживается взаимосвязь всех разделов.

Например, раздел «Учимся рисовать» направлен на формирование пространственной ориентировки; умения анализировать форму предмета и изображения; развитие воображения; освоение ряда специфических средств художественной выразительности. Но, помимо этого,решаются задачи по формированию предпосылок универсальных учебных действий — принятие и удержание учебной задачи; самостоятельный выбор средств для достижения результата; точное выполнение инструкции (правила) игры и др.Каждое задание раздела имеет более десяти возможностей по формированию предпосылок универсальных учебных действий.
Раздел «Учимся родному языку», помимо пропедевтики лингвистического образования,предполагает еще формирование умений, которые со временем станут универсальными учебными действиями. У дошкольника начинает формироваться чувство сопричастности к бытию родного языка, он свободно экспериментирует со словами, слогами, звуками.
«Содержание раздела «Учимся думать, рассуждать, фантазировать» направлено на развитие предпосылок логического мышления,представляет собой уникальную авторскую технологию», — поясняет один из авторов программы Нина Гавриловна Салмина.
Нужно ли дошкольников учить играть? Для дошкольников это ведущая деятельность, в начальной школе игра — инструмент обучения.
Раздел «Играем и фантазируем» реализуется через проведение игрового часа, отпуская детей в свободную игру, в которой всегда есть выбор —чем заниматься, с кем взаимодействовать и как.
Программа «Предшкольная пора» универсальна в своей реализации: можно заниматься в группе или индивидуально, в центре развития,в школе или в детском саду.
В Курской области ежегодно в первые классы приходят около 12 тысяч детей. 90% из них проходят подготовку к школе в дошкольных образовательных организациях, 45% — в центрах дополнительного образования детей, 75% — в школах.Из представленных данных видно, что многие дети проходят «подготовку» в нескольких местах одновременно — и в детских садах, и в школах,и в центрах развития. Надо отметить, что негосударственный сектор, оказывающий услуги предшкольных занятий, охватывает в области около 10% детей. Из них почти половина детей — по программе «Предшкольная пора». Логично, что чаще всего программу «Предшкольная пора» выбирают школы, которые в дальнейшем работают по дидактической системе «Начальная школа XXI века», —это организации инновационного типа: гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением отдельных предметов. Однако и школы без амбициозных целей, например сельские школы, используют пособия из этой программы (приблизительно 15%).
Результаты педагогической диагностики в Курской области свидетельствуют о высоких результатах дошкольников с точки зрения сформированности готовности к обучению в школе.Хочу представить количественные показатели динамики развития предпосылок универсальных учебных действий на примере одного из самых крупных центров творческого развития дополнительного образования детей в Курской области — «Диалог». В нем ежегодно занимается на дошкольной ступени около 400 детей от 1,5 до 7 лет (автор статьи работает в данном центре методистом и педагогом).
В таблице представлены данные за три года реализации программы «Предшкольная пора» с 89 дошкольниками (данные получены в апреле каждого года).Для сравнения приведены результаты стартовой диагностики первоклассников, которые не проходили предшкольную подготовку («домашние» дети),и группа детей, которые прошли подготовительные курсы в школе без использования пособий (данные представлены учителями начальных классов г. Курска из трех школ, 87 детей).

Наши наблюдения фиксируют не просто положительную динамику (ее можно было бы объяснить и возрастными изменениями), очевиден прорыв в формировании предпосылок универсальных учебных действий. Достаточно высоких результатов достигают и дети, которые программу «Предшкольная пора» осваивали в течение года. Более того, мы наблюдали детей, которые проходили стартовую диагностику в школе (в классах с УМК «Начальная школа XXI века»). Во время учебы они не только подтверждают результаты, полученные в ЦТР «Диалог», но и превышают их, демонстрируя высокий уровень сформированности предпосылок учебной деятельности, готовности к освоению учебной деятельности:
- достаточно высокий уровень произвольности |
- умение сосредоточиться на поставленной педагогом задаче |
- появление специфического отношения к задачам как учебным |
- высокий уровень активности и инициативности,проявление самостоятельности в работе |
- умение оценить правильность выполнения собственной работы |
- умение планировать и контролировать собственные действия |
- позитивное отношение к школе и к учебной работе |
Программа «Предшкольная пора» дает возможность сохранения инвариантного минимума, поэтому на ее основе могут успешно строиться индивидуальные программы как для детей с высокими познавательными способностями,так и для детей с особыми образовательными потребностями. У педагога есть возможность осуществлять отбор содержания, представленного в пособиях, не нарушая ни методологического авторского подхода, ни технологии обучения: ребенок ничего не должен, он возьмет содержания столько, сколько ему нужно. Отсутствие «предметности» дает возможность целостного восприятия мира дошкольником, занятия не похожи на уроки, а скорее стимулируют интерес к школьной жизни. Дети, растущие в цифровой среде, с удовольствием работают с фишками, наклейками,разрезным материалом пособий. Учебные пособия становятся друзьями детей, ведь в них можно клеить, раскрашивать, экспериментировать. У дошкольников появляется интерес к познавательной литературе, к символическим языкам, графическим схемам. Но главное — в результате освоения программы «Предшкольная пора» у ребенка повышается компетентность в сфере отношений:дети умеют слушать и слышать, соблюдают этикет,умеют переживать неудачи, сочувствовать другим(и прежде всего ближним), общаться со взрослыми и сверстниками, решать бытовые проблемы. Познавая мир, ребенок открывает его многообразие,многослойность, сложность. Авторский коллектив программы — Н.Ф. Виноградова, Л.Е. Журова, М.И. Кузнецова, С.А. Козлова, Т.А. Куликова,Н. Г. Салмина и др.— смогли создать принципиально другие пособия по подготовке ребенка к школе, которые дают мощный толчок личностного развития, его активности, что способствует обеспечению готовности к дальнейшему обучению.
Программа «Предшкольная пора» в методологическом, дидактическом, содержательном аспектах является эффективным средством формирования предпосылок универсальных учебных действий дошкольника, обеспечивая ему высокий старт, комфортную адаптацию к школе и, главное,системное, целенаправленное овладение учебной деятельностью, реализацию преемственности дошкольного и начального образования на метапредметной основе, с учетом особенностей возраста и сохранением его самоценности.
Что еще почитать?