
Система координат для самоопределения. Инклюзия. Интеграция. Сегрегация. Исключение
В этом легко убедиться, если посмотреть со стороны. «Стороной» будет инклюзивное образование, которое все еще стоит на отшибе, но которому мировые исследования сулят тотальное распространение, поскольку уже сегодня из образования выпадают не только дети с ОВЗ или РАС, но и вполне здоровые, нейротипичные.
Познакомимся с принципами инклюзии, сформулированными в Конвенции ООН о правах инвалидов, которую наша страна ратифицировала в 2016 году. В частности, Статья 24 Конвенции «Право на инклюзивное образование», разъясняющая суть понятий, которыми мы оперируем, — часто неточно — снабжена обширным документом, Основным комментарием1 . Лишь недавно стараниями «Центра проблем аутизма: образование, исследование, помощь, защита прав» этот документ был переведен на русский язык и выложен в сеть, в общий доступ.
Инклюзия шире, чем просто образование
Это процесс системного реформирования среды, доступной для всех участников процесса. Это устранение любых препятствий на пути к осуществлению базового права на образование. Это изменение контента обучения, методик, подходов, структур и стратегий образования — речь идет о приспособлении школы к ученику, а не наоборот.
Для иных типов организации обучения есть другие термины. Документ отмечает важность понимания разницы. Так, «интеграция» — это включение учеников с особенностями в обычные классы без проведения соответствующих организационно-педагогических изменений среды (адаптироваться они должны сами). «Сегрегация» — предоставление образования в изолированных условиях, организованных таким образом, чтобы педагоги работали только с детьми определенных особенностей, изолированными от остальных (спецшколы, классы коррекции в массовой школе, ресурсные классы). Наконец, «исключение» — прямой или косвенный недопуск человека к любой форме образования (например, тесты при поступлении в школу).
Инклюзия подразумевает глубинную трансформацию образовательной системы
И с точки зрения закона, и с точки зрения процессов финансирования, администрирования, мониторинга необходимы изменения всех стереотипов среды, созданных стандартной системой образования. В частности, читаем: «Образование понимается как право индивидуального ученика, а не родителя или опекуна. В отношении инклюзии детские права ставятся выше прав родителей или иных лиц, несущих ответственность за ребенка». И далее: «Образовательный процесс сфокусирован на способностях и увлечениях ученика, а не на его дефицитах. Способности и увлечения учитываются при планировании занятий».
Инклюзия видит в педагоге самый ценный ресурс образования
Именно педагог раскрывает потенциал, заложенный в ребенке; педагог разрабатывает, адаптирует и применяет учебные планы для каждого; он владеет гибкими и множественными формами оценок для признания индивидуального прогресса в достижении целей, которые могут быть шире обучения. Поэтому предпочтительнее вкладываться в педагогов, а не в яркий антураж и дорогое оборудование.
Инклюзивное образование универсально для всех обучающихся
…Еще раз: наша страна — участница Конвенции. Мы разделяем эти представления?
1 Основные комментарии являются важным инструментом комитетов ООН для сообщения о точном толковании и интерпретации различных правовых положений, предусмотренных конвенциями ООН.