«Школа 21» в Москве
Образовательная среда

«Школа 21» в Москве

Факт, что школа не терпит революций, опровергнут новым образовательным проектом, стремительно завоевывающим страну за страной. Не прошло и пяти лет с момента старта проекта во Франции, как такая школа пришла в Россию и мгновенно стала самой востребованной за всю историю российского образования. Конкурс — 200 человек на место.
24389

Чему мы можем у них поучиться

В ноябрьском номере (№ 5/600) мы писали об Ecole 42 (Школе 42), основанной французским предпринимателем Ксавьером Ниелем. В его школе программирования учатся без планов, расписаний, оценок и графиков, а результаты настолько хороши, что лучшие IT-компании «отлавливают» учеников, не давая им доучиться до конца. Пока готовился предыдущий номер, этот «Хогвартс» пришел в Россию: 16 ноября состоялось торжественное открытие «Школы 21» в Москве. Проект реализуется в России под эгидой Сбербанка; учебу уже начали 500 студентов, отобранных из ста с лишним тысяч.

Мы не беремся судить, насколько высоко качество образования в «Школе 21»; гораздо интереснее посмотреть на ее модель обучения и помечтать: а что если и в обычной средней школе мы сможем провести подобный блестящий эксперимент?

Еще раз коротко

Прежде всего, здесь все очень гибко.

  • Продолжительность обучения может составить от полутора до четырех лет.
  • Расписания занятий нет, как нет учебных планов, оценок, планируемых результатов и внешнего контроля.
  • Школа работает в режиме 24/7, однако каждый учащийся сам решает, когда и сколько часов потратить на обучение.
  • Весь процесс основан на индивидуальной и групповой работе над различными кейсами и IT-проектами.

По сути, «Школа 21» в материальном выражении — это всего лишь просторная аудитория и много посадочных мест с хорошими компьютерами и высокоскоростным Интернетом. Вот и все, остальное достигается только за счет уникальной методики и безграничной мотивации учащихся.

Стать студентом школы может любой желающий в возрасте от 18 до 30 лет, независимо от результатов ЕГЭ и предыдущей профессии. Обучение в школе бесплатное, но сначала нужно пройти отборочный конкурс (более 200 человек на место). Основатели школы подчеркивают: чтобы успешно пройти отбор, необязательно быть программистом, достаточно демонстрировать определенную подготовленность мышления и желание учиться.

Основные принципы обучения

  • Никакого общего графика. Здесь нет уроков и расписаний. Каждый учится в своем темпе, уделяет занятиям столько времени, сколько может на  данный момент. Образовательного плана нет, все имеющиеся сферы и  направления открыты для каждого учащегося.
  • Никаких преподавателей. Ты учишься у системы, а  не у конкретного человека. Ты сам себе тьютор и сам себе совесть.
  • Лучшее от ролевых игр. Трендовая геймификация: ты как будто бы учишься не сам, а «прокачиваешь» своего персонажа, посылая его на новые и новые миссии, проходя уровни, набивая шишки и зарабатывая баллы.
  • Командная работа. Есть проекты, которые вам не потянуть в одиночку, зато, используя сильные стороны всех партнеров, вы достигнете успеха.
  • Избыточность знания. По сути, в «Школе 21» необязательно доходить до самого конца, то есть до 21-го уровня. Как объяснял на открытии школы Герман Греф, до самого «верха» добираются только 30% учащихся, и нет никакой гарантии, что вы доберетесь (это вам не  аттестат в  9-м  классе, до которого «дотянут» каждого). Больше того! Нет такой уж большой необходимости доходить до  21-го уровня: здесь можно «застрять» на каком-нибудь низком уровне и, проходя его, получить достаточно опыта, чтобы стать лучшим в своей отрасли.

Чему точно можно научиться

Не бояться сложных задач

Представьте: приходите вы на первый урок в школу, а вам там с места в карьер дают задание: обучить робота играть в футбол. Или написать программу для управления школьными звонками. Или модернизировать систему видеонаблюдения за дорогами. Только задача, других вводных нет. Приступайте!

Признаемся себе честно: оказавшись в таких условиях, скорее всего многие из нас испытали бы непреодолимый ужас. Чтобы начать действовать, потребуется преодолеть свой внутренний паралич, подняться и начать искать решение. Если с этим вы справились — значит, учеба уже началась.

Гуглить

В самом широком смысле слова: листать справочники, читать инструкции, спрашивать соседей и т. д. Поиск информации — один из ключевых навыков XXI века.

Даже если вы ничего не знаете о роботах, звуковых сигналах или системах видеонаблюдения, вы можете начать этому учиться, и для этого нужны, как правило, только выход в Интернет и ваша базовая компьютерная грамотность. Эх, и как же часто не хватает этого «гугл-рефлекса» хорошим выпускникам вузов, когда они сталкиваются с чем-то незнакомым. Мы же не знаем, растерянно говорят они, и остаются стоять на месте в надежде, что кто-то добрый им все расскажет. Не будем же ждать милостей от природы, нагуглим их сами!

Искать другие пути

Легко предположить, что далеко не всегда первый же путь, который ты выбрал, окажется самым коротким. Тогда нужно вернуться назад, к какой-то условной исходной точке, и начать заново.

У дизайнеров это называется «не жадничать»: пусть и жалко пройденного пути, но иногда нужно уметь отказаться от того, что успел наработать. При этом мысль о том, что единого верного пути нет и число этих самых путей бесконечно, должна не раздражать, а радовать.

Быть частью команды

Зачастую, промучившись над своим кейсом битый час в одиночку, ты осматриваешься по сторонам и понимаешь, что рядом с тобой есть твой идеальный партнер — один, а может, и целая группа, которой нужны твои умения.

Оперативно собраться в единую команду, использовать сильные стороны каждого, принимать чужую гениальность, совсем не такую, как твоя, — еще один важный урок «Школы 21». Здесь принято обучаться друг у друга: опытные подсказывают новичкам, и это совершенно легально.

Жить в режиме кейса

Любая жизненная ситуация — это открытый финал, море возможностей, необходимость постоянно следить за изменениями внешней среды и адаптировать твой проект.

В такой вот ситуации полнейшей неопределенности нужно научиться чувствовать себя естественно: не ждать простых задач, не пытаться выехать на одном-единственном алгоритме, который когда-то принес тебе удачу. В общем, здесь можно научиться не костенеть мозгом, не застывать и постоянно развиваться.

Игнорировать внешние мотиваторы

Вам не заплатят за успешное решение, не выгонят из школы за неуспех. Вам никто ничего не напомнит: вы сами следите за всем. Сами учитесь, сами изыскиваете мотивирующие аргументы, чтобы не сорваться и не «свалить».

Кстати, говорят, что за отказ от прохождения программы в некоторых странах мира в школах Ecole 42 берут штраф. Так что мотивация вам точно потребуется. В общем, здесь нет отчуждения от образовательного процесса: это твое дело, и только твое. А такой самомотивированный работник — это самая страшная сила.

Что делать точно не получится

Оттачивать мастерство

Вам может просто не представиться случай, чтобы отработать одни и те же алгоритмы или в течение долгого времени решать однотипные задачи.

Полностью освоить профессию

Ученики «Школы 21» могут изучить разные языки программирования самостоятельно, но не в школе. Таких задач вам не поставят и содействия оказывать скорее всего не будут. Вообще «Школа 21» — это гимн самообразованию; если ты ждешь, что тебе что-то «дадут», — разочаруешься. Тут надо брать самому.

Осуществить воспитательную функцию

Нет пары «учитель – ученик» — значит, нет и воспитания в привычной нам форме. Разумеется, у каждой команды вырабатываются собственные ценности, да и ваши личные установки изменятся под влиянием обучения. Но идти за своим гуру, за любимым учителем тут не получится. Только свой путь, никаких авторитетов.

Контролировать качество обучения

Для внешнего мира эта система — кот Шрёдингера: мы запустили студентов в систему и ждем их на выходе. Они научатся множеству вещей, обретут уверенность, освоят навыки будущего — но гарантий вам никто не даст, как и точного прогноза по их дальнейшей эффективности.

Вмешиваться в процесс

Увы, у каждой авторской школы есть только один идеолог, только одна генеральная линия. Насколько система Ecole 42 гибка и адаптивна для каждого ученика, настолько жестка и несгибаема для внешнего мира. Совместить ее принципы, например, с ЕГЭ или ФГОС может оказаться еще одной сложнорешаемой задачей.

Обобщим что пригодится

«Школа 21» придумана для взрослых, однако известны случаи, когда ее принципы применялись и при обучении детей. Например, языковые лагеря с режимом «полного погружения»: на две недели ты оказываешься на территории, где говорят только по-итальянски, другие языки строго запрещены, и тут уж хочешь не хочешь, а заговоришь, полезешь в словарь, попросишь помощи у того, кто здесь уже не впервые. Или обучающие компьютерные игры: придумывай себе персонажа, дай ему новое имя — и ходи по виртуальному миру, погружайся, зарабатывай баллы и учись.

Необязательно от начала и до конца строить «Школу 21» в отдельно взятой образовательной организации, чтобы подарить ученикам счастье учиться по ее законам. Можно хотя бы раз в месяц устраивать в школе «день кейса»: бросать учеников в открытое образовательное пространство, вооружив только целью и парой подсказок; можно создать ролевую игру в обычном классе и раздавать ученикам очки за метапредметные достижения, как в том же Хогвартсе. Наконец, самое простое: можно перестать пугать детей, шантажировать оценками, настаивать, требовать, короче — мешать им идти своим образовательным путем. Ведь, по сути, потенциал «Школы 21» есть в каждом из нас.


Александра Чканикова
Понравился материал? Поделитесь в соц.сетях
не пропусти последние новости, подпишись на следующий номер
Спасибо! Вы успешно подписаны на рассылку клуба директоров
Закрыть