Шире школьных стен. Коворкинг*, нетворкинг** и другие формы жизни школьных сообществ
Образовательная среда

Шире школьных стен. Коворкинг*, нетворкинг** и другие формы жизни школьных сообществ

«Привет, я учусь в твоей школе!» Какие двери сможет открыть этот нехитрый пароль, который знают нынешние и бывшие ученики одной школы? Куда они ведут и почему стоит их открывать?
151

*Коворкинг (от англ. Co-working, «совместная работа») — в контексте урбанистики коворкинги рассматриваются как разновидность «третьих мест» — городских общественных пространств, объединяющих людей для общения и творческого взаимодействия. 
**Нетворкинг (от англ. Networking — букв. «плетение сети»: net — сеть + work — работать, полезные связи) — это социальная и профессиональная деятельность, направленная на то, чтобы с помощью круга друзей и знакомых максимально быстро и эффективно решать сложные жизненные задачи. При этом в сути нетворкинга лежит выстраивание доверительных и долгосрочных отношений с людьми и взаимопомощь.

Наверняка вы встречались с подобной картиной: первое сентября, начало учебного года. Где-то неподалеку от выстроившихся на линейке классов, стараясь не привлекать особо внимания, собирается группа ребят с самодельной табличкой 12-А-Б-В. Выпускники нынешнего года собираются, чтобы повидать друг друга и учителей. Хотя бы на полчаса побыть снова частью школы. Когда с учебой связаны приятные воспоминания, такое желание возникнет еще не однажды. Связано оно не только с ностальгией, но и с вполне конкретной, интересной целью. Выпускники могут вернуться в родную школу в новом качестве и стать связующим звеном между двумя важными этапами жизни ученика — старшей школой и началом собственного пути.

Попробуем разобраться: как, для кого и какими путями создаются школьные сообщества, которые гораздо шире школьных стен.

Попробуем разобраться: как, для кого и какими путями создаются школьные сообщества, которые гораздо шире школьных стен. Мы прекрасно знаем, что многие известные компании и коллективы вышли из школьной и университетской среды. Известная социальная сеть Фейсбук возникла в качестве сайта, созданного для общения студентов Гарвардского университета. Знаменитые театры-студии вышли из стен театральных училищ. Научные лаборатории — из студенческих кружков. Ученическая среда, в ее широком смысле, — это творческая, бурлящая, не подчиненная жесткой иерархии атмосфера. Она невероятно питательна, свободна от стереотипов и навязанных ограничений. Так почему бы не использовать ее на благо альма-матер?

В учебных заведениях «с историей» никогда не прерывается связь с выпускниками. «Своими» гордятся, на них опираются, их зовут на празднования и на помощь, если таковая требуется. Выпускники всегда присутствуют в попечительских советах и помогающих фондах. Но совсем недавно, одновременно в разных школах, начался поиск новых форм взаимодействия с выпускниками. Стимулом послужил конкурс ТОПШкола-2018 Рыбаков Фонда, в котором есть номинация «Школа благодарных выпускников». В нем приняли участие следующие проекты: «Реверс-контакт» Школы самоопределения им. А.Н. Тубельского, «СВОИ» — нетворкинг для выпускников школы «Корифей» из Екатеринбурга и «Лаборатория выпускников» Школы им. Горчакова в Павловске. Попробуем рассмотреть, для чего и как они создавались.

Привет, я учусь в твоей школе!

Проект под названием «Реверс-контакт» в конце 2018 года одержал победу в конкурсе Рыбаков Фонда в номинации «Школа благодарных выпускников». Его идея — выстроить прямые связи между нынешними учениками и выпускниками разных лет. Для чего они нужны, если современный человек и так всегда на связи? У каждого из нас есть масса своих отдельных чатов, созданных для работы, общения, детей. Для чего необходимо плести еще одну «сеть»?

В «Школе Тубельского» ученики никогда не замыкались в рамках своего возраста или учебной параллели. Огромное количество общешкольных игр, мероприятий и праздников созданы специально для того, чтобы укрепить межвозрастные связи. Порой школьное сообщество выглядит как многодетная семья: здесь «по наследству» передаются костюмы для исторических игр и старший всегда готов присмотреть за младшим. Совсем юные представители школы выходят на одну сцену со старшеклассниками и торопятся дорасти до возраста принятия решений в общешкольных делах. Поэтому, окончив школу и встретившись вне ее стен, выпускники разных лет вполне могут воспользоваться паролем «734», чтобы дистанция между ними перестала существовать. Но речь идет только о выпускниках. А именно сейчас хотелось бы, чтобы в коммуникацию с ними включились старшеклассники и пароль «Привет, я учусь в твоей школе!» начал действовать для всех.

В инициативную группу проекта «Реверс-контакт» вошли ученики, выпускники, учителя и родители «Школы самоопределения». Важно было создать информационный ресурс (сайт), который аккумулировал бы информацию о выпускниках школы, систематизировал ее по различным сферам их профессиональной деятельности. Сайт предполагает самостоятельную регистрацию и создание профайлов участников сообщества с возможностью обновления. Вовлеченность выпускников в общение как друг с другом, так и с педагогами, школьниками. Для чего?

Большой потенциал. Как добиваться успеха вместе с теми, кто рядом
Большой потенциал. Как добиваться успеха вместе с теми, кто рядом
Стремление первым опустошает и приводит к депрессии. Профессор Шон Эйкор предлагает решение этой проблемы — аккумулировать Большой потенциал (свой и тех, кто рядом). Хвалить других и приходить им на помощь, чтобы вместе достигать большего.
Купить

Слушай, а как там всё устроено?

У нынешних учеников возникает множество поводов искать поддержку извне для построения собственной образовательной траектории. Хочется поговорить с человеком, который уже сделал шаги в профессии, о которой ты только задумываешься. Задать вопрос «Слушай, как там все устроено?» тому, кто поступил и удержался в вузе, который ты выбрал. Поговорить с тем, кто уже отслужил в армии, успешно участвовал в олимпиадах и студенческих конкурсах, имел опыт учебы или стажировки за рубежом. Получить профессиональную консультацию или экспертизу для работы с индивидуальным проектом, развеять страхи на тему «А что будет, если я не поступлю?», «Как пережить первый курс?». Да мало ли тревог и нужд у человека, который живет в жестком ритме последних школьных лет?

Эти вечные трудные вопросы

Всегда существуют острые темы, разговаривать на которые подросткам интереснее и доверительнее не с родителями и педагогами, а с людьми, близкими по возрасту. Подростковая депрессия, разговор на острые социальные темы в контексте школьной и студенческой среды — лишь часть из них. Выпускник, обладающий достаточным уровнем компетенций и опыта, с которым можно будет вести подобные беседы, — чрезвычайно полезная возможность поддержать тинэйджеров в трудную минуту.

Проектная работа. Свои чаяния есть и у педагогов. Еще в далекие 90-е Александр Наумович Тубельский сделал образовательные путешествия и профессиональные, популярные на рынке неформального образования, стажировки стандартной практикой своей школы. Сюда же входила пространственная, а не линейная организация школьной жизни, которая собиралась из различных творческих пространств и мастерских.

Проектные, творческие, командные, исследовательские формы работы на сегодня — одна из ключевых педагогических практик старших школ Европы и Северной Америки. В России она также успешно применяется и входит в перечень образовательных стандартов. Но организовать работу, которая может выйти за рамки школы, без участия выпускников невозможно. И хотя выпускники всегда участвовали в школьных делах добровольно и с удовольствием, никогда еще общешкольное сообщество не имело современной, удобной для всех участников площадки, на которой контакт можно установить не через кого-то, а напрямую, в один клик.

Какой должна быть площадка, объединяющая так много людей разных возрастов? Что за модель позволит сформировать живую среду общения между всеми его участниками? Какой механизм позволит им успешно взаимодействовать? Рассказываем про шаги к реализации проекта «Реверс-контакт».

Анализ ресурсов. Для начала инициативной группой был проведен анализ механизма работы профессиональных ресурсов: profi.ru, youdo.com и других. Затем мониторинг youtube-каналов, на которых можно увидеть качественные интервью, включающие в себя рассказы о различных профессиях.

Создание анкеты. Пройдя несколько редакций, была разработана анкета участника сообщества. Заполнить ее в онлайн-режиме может любой выпускник школы, учитель, родитель, ученик.

Покупка домена и разработка механики сайта. Разработка велась волонтерской группой совместно с привлеченными специалистами, которые также являлись выпускниками школы.

Подготовка видеоинтервью. Первые съемочные дни позволили отработать модель съемок и формат интервью с выпускниками, в которых они рассказывали о своем пути в профессию, открытиях, инсайтах, трудностях, победах. И — честно — не только о том, что дала им школа и за что они благодарны, но и о дефицитах, которые стали очевидны за первые годы после ее окончания. Самой интересной в первых записях оказалась именно рефлексия выпускников по поводу собственного образовательного пути.

Презентация проекта. Ее приурочили ко дню рождения школы — 30 апреля. Этап сбора информации и накопления контактов открыт с начала апреля этого года. С учетом летних каникул есть надежда, что к новому учебному году площадкой уже можно будет пользоваться всем. В перспективе — разработка механик, позволяющих загружать файлы, презентации, документы. Проведение онлайн-лекций, создание запросов и «умный» поиск по категориям. Передача модели проекта в руки нынешних учеников для дальнейшего развития и масштабирования.

Сообщество благодарных

Школа «Корифей» из Екатеринбурга достаточно молодая, ей 27 лет, поэтому количество выпускников пока не превысило число учащихся. Треть выпускников пока еще студенты. О процессах объединения и создания Клуба выпускников здесь задумались только в 2018 году, спустя 14 лет после первого выпуска. Сформулировав для себя суть ценности такого сообщества, создали «Манифест выпускника».

Обратная связь. Самый надежный отклик исходит от выпускников. Их слова имеют для сегодняшних школьников совсем другой вес, нежели слова мамы или учителя. Причина в следующем: это взрослые люди, находящиеся совсем на другой, большой орбите, но при этом когда-то стартовавшие с такой же, как и действующие ученики, планеты. Они сидели в тех же классах и до сих пор знают имена всех любимых учителей.

Чувство общности. При частом общении учеников с выпускниками возникает инсайт: каждый ученик — в перспективе выпускник, который может примерить на себя эту почетную и пожизненную роль.

Показатель эффективности.Успешность и состоятельность выпускников — самое надежное свидетельство состоятельности школы. Проводить мониторинг жизненных и профессиональных маршрутов выпускников разных поколений важно для показателей эффективности школы, которые предоставляются обществу.

Помощь школе. Выпускники могут (а в перспективе и хотят) поддерживать школу материально. Среди них есть состоятельные люди, способные обеспечить долгосрочную помощь: вложить средства в эндаумент-фонд, стать основателями именных стипендий или персональных пенсий. Но даже люди со средним доходом могут согласиться участвовать в благотворительной акции или сборе средств на крупный проект. Доста- точно почувствовать собственную причастность к событиям, которые происходят в школе сегодня.

Поддержка учителей. Выпускники — эффективная эмоциональная поддержка учителям и надежное средство от профессионального выгорания. Приходя в школу со словами благодарности, они возвращают труду педагогов главный смысл и продлевают их миссию в будущее.

2018–2019 учебный год в «Корифее» объявлен Годом выпускника. Первого сентября классные часы в старшей школе проводили именно они. Напутствуя, мотивируя гимназистов на предстоящую учебу, они демонстрировали возможности современного образования и помогали выбрать верное направление в жизни или карьере.

В конце сентября состоялась первая большая встреча выпускников, а накануне был проведен опрос и составлен социологический портрет вы- пускника. Собравшимся были предложены интересные и взаимовыгодные форматы долгосрочного сотрудничества: программы корпоративной лояльности, эндаумент-фонд. Также был представлен проект Манифеста выпускника и заявлена общая цель — создание Клуба выпускников.

Запущенный процесс довольно быстро стал приносить свои плоды: созрел проект разработки платформы (веб-сервиса) для нетворкинга. Школа предложила себя в качестве площадки для встреч, реализации совместных проектов. Выступила модератором коммуникаций и центром смыслового притяжения.

В конце 2018 года в Екатеринбурге прошел Форум школьных эндаументов, организованный фондом Legacy Endowment Foundation. В ходе форума состоялась церемония подписания соглашения о сотрудничестве между администрацией Екатеринбурга и Рыбаков Фондом. Суть его заключается в том, что администрация города будет поддерживать и популяризировать идею создания эндаументов в учебных заведениях. Первым бенефициаром проекта стала гимназия «Корифей», поскольку эндаумент-фонду школы с конца апреля 2018 года удалось собрать более 21 млн рублей. Участников сообщества конечно же стимулировало условие Рыбаков Фонда — сколько средств получится собрать, столько же добавит Игорь Рыбаков, сооснователь Рыбаков Фонда. И обещание было выполнено! Эндаумент-фонд «Корифея» составил более 42 миллионов рублей.

Читайте также:



Лаборатория выпускников

Лаборатория выпускников — название проекта «Школы им. А.М. Горчакова» в Павловске. Целью являлось создание и апробация модели взаимодействия школы с выпускниками по шести направлениям: наставничество, тренинги и обучение, организация событий, проведение исследований, прохождение стажировок, фандрайзинг.

Плюс к этому списку, одной из задач, ставилось открытие «Лаборатории выпускников» в феврале 2019 года.

Цели схожи с тем, что обозначили «Школа самоопределения» и «Корифей»: включение выпускников в реализацию Программы индивидуальных образовательных стратегий учащихся. Проведение выпускниками тренингов по профориентации, обучающих курсов для старшеклассников школ Пушкинского района СПб., стажировок открытых событий: фестиваля «Нескучная наука» и «Интеллектуального марафона». Проведение фандрайзингового события с целью пополнения эндаумента школы.

Важно отметить: все проекты, о которых шла речь выше, создаются как отчуждаемый продукт, который может использовать для нетворкинга любая другая заинтересованная школа. С деньгами гранта или без них — все идеи имеют возможность жить и развиваться, если есть обоюдный интерес, доверие, диалог между всеми членами сообщества: педагогами, родителями, выпускниками и учителями. Безусловно, прекрасно, если есть внешняя материальная, моральная, методическая поддержка. Но даже если этого нет, а есть лишь интерес и заинтересованность участников сообщества, всё, тем не менее, может получиться. Благодарных выпускников много в каждой школе. Как и неуспокоенных педагогов, мотивированных родителей и активных, ищущих учеников.

Закончи то, что начал. Как доводить дела до конца
Закончи то, что начал. Как доводить дела до конца
Эта книга научит вас завершать начатое. И не важно, идет ли речь о создании блога, запуске интернет-магазина, написании серии статей, похудении или изучении иностранного языка – методики Джона Эйкаффа работают во всех случаях. Каждая из них была обкатана во время тридцатидневного онлайн-марафона В нем приняли участие несколько тысяч человек, испытывавших проблемы с завершением начатых проектов.
Купить

Нескучные времена

Однажды, уже более 15 лет назад, на последнем звонке в конце учебного года Александр Наумович Тубельский сказал ребятам такие слова: «Мы дали вам в этом бурном море, в этой странной и прекрасной стране, переживающей, может быть, не лучшие годы своей истории, ощущение того, что называется „свой остров“. Я бы очень хотел, чтобы так и оставалось. Важно иметь место, куда ты можешь прийти в любой момент и где тебе будут рады. Я хотел бы, чтобы этот остров никогда не потерял связь с тем противоречивым, трудным, но нескучным временем, в котором всем нам предстоит жить».

Времена у нас и сейчас нескучные. И связь с «островом» попрежнему важна. Как и маяки в море. Если школа готова принять учеников в новом качестве — в качестве партнеров и даже коллег, такие люди найдутся. Если бы человеческая и педагогическая составляющие содержания школьной жизни не уступали формальной, если бы школа была местом, где не нужно бояться и вжимать голову в плечи, сюда хотелось бы возвращаться. Делиться знаниями и опытом, приводить своих детей. Отдавать с благодарностью то, что было заложено.

В одном из интервью для «Реверс-контакта» выпускница «Школы Тубельского», успешный предприниматель, основательница благотворительного фонда Анна Рудакова, обобщая свой опыт в школе и после нее, привела фразу основателя Alibaba Group, одного из самых успешных бизнесменов мира, Джека Ма: «Если вы хотите, чтобы к вам прислушивались, необходимо обладать высоким IQ (коэффициент интеллекта). Чтобы вас понимали — развивайте EQ (эмоциональный интеллект). А если вы хотите достичь больших целей и изменить мир, вам необходим другой коэффициент — LQ (коэффициент любви). Это то, чего никогда не будет у машин». LQ — это то, что может дать ученикам хорошая, умная, живая, открытая школа. Это то, что готовы возвращать выпускники своим последователям. И, пожалуй, это один из лучших круговоротов энергии в природе, не правда ли?


Колобова Татьяна
Понравился материал? Поделитесь в соц.сетях
не пропусти последние новости, подпишись на следующий номер
Спасибо! Вы успешно подписаны на рассылку клуба директоров
Закрыть