Разбираемся в концепции основных международных сравнительных исследований качества школьного образования

Разбираемся в концепции основных международных сравнительных исследований качества школьного образования

PIPS, PIRLS, TIMSS и PISA: для чего нужны эти исследования? Доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник Центра начального общего образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» Марина Кузнецова рассказывает о повышении качества образовательной деятельности и улучшении образовательных результатов школьников и раскрывает цели международных исследований.
2655
В материале использованы данные, подготовленные под руководством Г. С. Ковалевой в Центре оценки качества образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО».

Новый виток интереса к международным исследованиям связан с поручением президента правительству РФ обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования и вхождение России в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.

«Топовая позиция в мировом рейтинге международных исследований — не самоцель. Прежде всего, всех волнует качество полученных знаний и конкурентоспособность российской образовательной системы. Это зафиксировано и в государственной программе "Развитие образования"».


Почему страны участвуют в международных сравнительных исследованиях?

1. Высокое научное и техническое качество международных исследований — высокое доверие — использование результатов исследований для реформирования системы образования.
2. Результаты исследований помогают понять систему образования в стране в сравнении с другими странами.
3. Международные исследования становятся основой для создания качественных национальных исследований в области оценки качества образования.
4. В рамках международных исследований наиболее эффективно отрабатываются новые технологии в области оценки качества образования.


Особенности международных сравнительных исследований

1. Наличие четких концептуальных положений. Формируются за несколько лет до начала цикла исследования. Сначала создается концептуальная рамка, а потом — создание конкретного инструментария для решения целей. 
2. Очень строгие подходы к выборке и математической обработке результатов.
3. Регулярность проведения.
4. Уровневый подход в описании результатов.
5. Сбор контекстной информации (анкеты учащихся, родителей, учителей, администрации).

«Несмотря на неоспоримые отличия, в каждом цикле есть то, что объединяет все исследования — грамотность. Приоритетной целью в системе общего образования становится формирование функциональной грамотности: математической, естественно-научной, читательской и т. д.»

В каждом цикле один из компонентов является доминирующим. И на его оценивание направлено больше заданий, чем на остальные из трех компонентов. Хотя все они обязательны. В 2018 году факультативным компонентом был навык решения проблем, а в 2021 году таким компонентом будет оценка креативного мышления, свойственного 15-летним школьникам.


В образовании должны быть тесно переплетены знания, умения, отношения и ценности:
  • Настоящая мотивация не сложится, если мы не передадим отношение и ценности ребенку.
  • Мы отвечаем не только за академизм знаний, но и за передачу умения использовать эти знания.
  • Мы учим применять знания и умения даже в таких задачах, которые выходят за рамки учебного процесса.
При выполнении математических задач в PISA нередко необходимо отсеивать дополнительные, ненужные сведения и вычленить математическую составляющую ситуации:

Так происходит и в жизни: мы анализируем информацию, учимся понимать, что нам нужно, а что нет.

«Жизнь ставит перед нами задачи, не предупреждая о том, какие навыки она будет проверять. Нужно быть готовым действовать по обстоятельствам, принимать верные решения в непростой момент».


Выборка регионов, обработка результатов

Для того чтобы сделать объективное заключение о том, нравится вам суп или нет, нужно попробовать его не чайной ложкой, и даже не столовой, а съесть хотя бы тарелку, при этом не обязательно съедать всю кастрюлю, — это аналогия к выборке регионов страны при проведении исследования. Всю страну исследовать не обязательно, одного города и даже региона мало, а вот нескольких субъектов будет вполне достаточно для сбора актуальных данных об уровне грамотности учеников по всей стране.

На обработку результатов исследования уходит год-полтора. Тест PISA, например, был проведен в июне 2018 года, но результаты будут опубликованы лишь в конце 2019-го.

Согласно данным исследования PIRLS, результаты девочек из года в год стабильно лучше, чем результаты мальчиков:


И это кажется логичным: речевое развитие мальчиков, приходящих в школу, отличается от речевого развития девочек. Кстати, исследование направлено в том числе на то, чтобы мы увидели эту разницу воочию, хотя многие и так знают о ней на интуитивном уровне, ведь не секрет, что в младшем школьном возрасте развитие девочек происходит действительно немного быстрее.

Исследуя причины разного уровня читательской грамотности, эксперты выявили, что тематика текстов из заданий может демотивировать именно мальчиков.


Регулярность проведения исследований


Международная Ассоциация по оценке образовательных достижений – IEA – проводит сравнительные исследования.

Организация экономического сотрудничества и развития – OECD – изучает, насколько качество образования соответствует требованиям современности.

Всем международным исследованиям свойственна цикличность. Засчет этого мы можем наблюдать динамику. Например, исследование TIMSS проверяет естественно-научную грамотность школьников на 4-м и 8-м годах обучения. Так легко можно проследить, какие результаты показывает одно поколение в разные годы.

Другая школа
Другая школа
Целый год я ездил по школам в разных странах мира. Подмечал мелкие детали образования, которые формируют нас и готовят к реальной жизни. Посещал учебные заведения, в которых мечтал бы учиться, если бы знал об их существовании раньше. И пытался узнать секрет учителей, которых мы помним десятилетия спустя после окончания школы.
Купить


Уровневый подход в описании результатов

Очень важный аспект в подсчете результатов исследований — деление на уровни. Это не сухое отметочное представление результатов, а более глубокое и более четкое понимание способностей и недостатков ученика.


Еще один пример — уровни описания результатов PISA:

Отметочный подход не позволяет разбираться в сути: что уже получается у ребенка и куда стоит двигаться дальше. 

«Стандартных ситуаций становится все меньше, чаще жизнь проверяет, как мы можем мыслить в неординарных обстоятельствах. Задача международных исследований заключается в том, чтобы раскрыть способности каждого, оценив его возможности».


Сбор контекстной информации

После тестирования ребята заполняют анкеты. Все руководство школы, учителя и даже родители учеников тоже обязаны это сделать. Информацию из анкет анализируют эксперты и сопоставляют с результатами учеников. Важно иметь представление о том, в каких обстоятельствах живет и развивается школьник: семья, окружение, ситуации в школе и дома. Один из примеров – PIRLS. Читательская грамотность школьников имеет прямую зависимость от отношения к чтению в семье. Дети, чьи родители не проявляют интерес к книгам, дали низкие результаты. И наоборот: у детей, родители которых любят читать, показатели заметно выше. 

Рекомендуем узнать дополнительную информацию о международных исследованиях на сайте центра оценки качества образования ИСРО РАО centeroko.ru.


Разбираемся в концепции основных международных сравнительных исследований качества школьного образования
1/15
Разбираемся в концепции основных международных сравнительных исследований качества школьного образования
2/15
Разбираемся в концепции основных международных сравнительных исследований качества школьного образования
3/15
Разбираемся в концепции основных международных сравнительных исследований качества школьного образования
4/15
Разбираемся в концепции основных международных сравнительных исследований качества школьного образования
5/15
Разбираемся в концепции основных международных сравнительных исследований качества школьного образования
6/15
Разбираемся в концепции основных международных сравнительных исследований качества школьного образования
7/15
Разбираемся в концепции основных международных сравнительных исследований качества школьного образования
8/15
Разбираемся в концепции основных международных сравнительных исследований качества школьного образования
9/15
Разбираемся в концепции основных международных сравнительных исследований качества школьного образования
10/15
Разбираемся в концепции основных международных сравнительных исследований качества школьного образования
11/15
Разбираемся в концепции основных международных сравнительных исследований качества школьного образования
12/15
Разбираемся в концепции основных международных сравнительных исследований качества школьного образования
13/15
Разбираемся в концепции основных международных сравнительных исследований качества школьного образования
14/15
Разбираемся в концепции основных международных сравнительных исследований качества школьного образования
15/15
Михайлова Маргарита
Редактор сайта
Понравился материал? Поделитесь в соц.сетях
не пропусти последние новости, подпишись на следующий номер
Спасибо! Вы успешно подписаны на рассылку клуба директоров
Закрыть