Психологический микроклимат образовательной организации
Образовательная среда

Психологический микроклимат образовательной организации

Корпорация «Российский учебник» продолжает серию материалов, посвященных личностному развитию педагогов и руководству школой. Не секрет, что психологический микроклимат играет огромную роль в эффективной работе любой организации, и большинство уволившихся сотрудников покидают свои места именно из-за негативной обстановки. О благоприятных и неблагоприятных условиях, а также о принципе «соленого огурца» рассказала наш постоянный эксперт, кандидат психологических наук Ольга Ноженкина.
452

Что такое социально-психологический климат в коллективе?

Психологи позаимствовали понятие из географии, в которой климат определяется как «многолетний режим погоды на данной территории». Аналогично с географическим, психологический климат зависит от множества факторов, влияет на здоровье людей, может быть устойчивым и переменчивым.

Структура психологического климата

  1. Потребности, установки, цели, ценности участников коллектива, объединенные в коллективное сознание.
  2. Отношения в коллективе (директор — учителя, учитель — учитель, учитель — ученики и др.).

Признаки благоприятного микроклимата

  • Люди доверяют друг другу и ждут от коллег работу на высоком уровне.
  • Критика выражается доброжелательно и по существу.
  • При обсуждении сложных, проблемных вопросов каждый свободно выражает свое мнение.
  • Руководитель позволяет подчиненным принимать серьезные для общего дела решения.
  • Перед коллективом стоят четкие задачи.
  • Каждый участник коллектива в курсе реального положения дел в организации.
  • Сотрудники рады своей принадлежности к организации.
  • Если у кого-то из коллег возникает состояние фрустрации, остальные оказывают ему помощь.
  • Все члены коллектива чувствуют ответственность за достижение общей цели.

Признаки неблагоприятного микроклимата

  • У членов коллектива наблюдается пессимизм, подавленное настроение.
  • Ярко выражено соперничество, оно проявляется через агрессию.
  • Участники коллектива не считают уместным искать общий язык, сближаться друг с другом, а, напротив, каждый старается обособиться.
  • Критика выражается в форме выпадов и воспринимается, соответственно, негативно.
  • Сотрудники делятся на «привилегированных» и «пренебрегаемых».
  • Коллектив невозможно «поднять» на общее дело.
  • Успехи и неудачи коллег воспринимаются с нездоровой завистью / со злорадством или же с безразличием.
  • Сотрудники объединяются в конфликтующие группировки.
  • Проблемы организации только усугубляют отношения в коллективе: начинаются ссоры, взаимные обвинения.

Как руководитель влияет на психологический микроклимат школы

Известный педагог-новатор народный учитель СССР Виктор Шаталов подарил психологии понятие «эффект соленого огурца». Ученый провел весьма точную аналогию: главное — создать нужный рассол, а огурец, будь он плохой или хороший, все равно просолится. Кто создает «рассол» образовательной организации? Руководитель. Именно от его личности зависит климат в коллективе. Директор задает тон, спускает свои ценности и установки подчиненным, а педагоги транслируют их своим ученикам, которые, кстати, очень восприимчивы в силу возраста.

Перед руководителем всегда стоит выбор стиля управления. Авторитарный лидер в первую очередь озабочен производительностью, сосредоточен на рабочем процессе. Демократичный лидер, напротив, тратит время на выстраивание взаимоотношений с подчиненными, старается сформировать отлаженную систему управления. Либеральный лидер вовсе ставит сотрудников во главу угла, рассматривает их как главный ресурс. Психологи Курт Левин и Ренсис Лайкерт показали в своих исследованиях, что достичь максимального результата можно только при совмещении разных стилей управления.

Подробнее о качествах эффективного руководителя читайте в нашем материале:

Подробнее о качествах эффективного руководителя читайте в нашем материале «Эффективный руководитель — кто он?».

Советы директору: улучшаем психологический микроклимат

Создайте корпоративный стандарт и транслируйте его сотрудникам. Пусть методы работы, стиль одежды, правила лояльности к организации и прочие факторы будут четко регламентированы — это позволит избежать многих спорных ситуаций. Ваши сотрудники будут знать, на чем основаны те или иные решения.

Сформулируйте миссию образовательной организации. Людям важно знать, во имя чего они работают и к какой цели идут. В школе за основу миссии, как правило, берется идея, озвученная высшими инстанциями. При этом руководитель может доработать и индивидуализировать идею вместе с коллективом или даже делегировать формулирование миссии наиболее креативным сотрудникам.

В качестве примера приведем миссию корпорации «Российский учебник».

Мы уверены, что образование — основа успеха каждого человека и величия России. Мы помогаем педагогам закладывать фундамент успешного будущего российских детей, создавая для них лучшие учебники и образовательные решения. (Подробнее — в разделе «О компании»)

Придерживайтесь семи главных принципов делегирования полномочий.

  1. Анализ задания.
  2. Стопроцентное выполнение.
  3. Оперативное информирование о препятствиях.
  4. Важны способы устранения проблем, а не причины возникновения.
  5. Важны факты и аргументы, а не мнение.
  6. Недопустимо расширенное толкование поручения.
  7. Недопустимо игнорирование параметров из-за несогласия с ними.

Поддерживайте «обратную связь» с подчиненными. Оказывайте поддержку, но сохраняйте контроль. Поручив то или иное задание, убедитесь, что у подчиненного есть все ресурсы для выполнения, оцените промежуточный этап работы, после дайте оценку окончательному результату.

Мотивируйте сотрудников. Пусть каждый член коллектива видит свою значимость и понимает, как достижение общих целей повлияет лично на него. Система вознаграждений (денежные поощрения, продвижения по карьерной лестнице) должна быть предельно прозрачной — это подтолкнет сотрудников совершенствовать знания и навыки.

Используйте коучинг. Тренинги помогут педагогам определиться с личностными целями и задачами, активизировать свои сильные стороны. Ученикам коучинг тоже поможет повысить мотивацию, а также осознать ответственность за процесс обучения. Применяйте и другие социально-психологические методы работы.

Сочетайте в коллективе людей с разными типами поведения. Эффективен тот коллектив, который укомплектован с учетом психологической совместимости. Должны быть как люди, предпочитающие работать по указаниям, так и инициативные сотрудники.

Избегайте появления лишних работников и лишних вакансий. Неравномерная загрузка, борьба за вакантное место, «подвешенное» состояние из-за возможности увольнения — все это ведет к напряженной обстановке и конфликтам.

Хотите знать больше о правилах коммуникации в школьном коллективе? Корпорация «Российский учебник» запускает цикл вебинаров «Этика и психология делового общения в деятельности современного руководителя». Подпишитесь на рассылку, чтобы получать актуальную информацию и принимать участие в обсуждении важных тем!

Понравился материал? Поделитесь в соц.сетях
не пропусти последние новости, подпишись на следующий номер
Спасибо! Вы успешно подписаны на рассылку клуба директоров
Закрыть