
Проектирование комфортной и безопасной образовательной среды современной школы
Что педагогу хорошо, то школьнику — дискомфорт
Как школьная среда влияет на психологию поведения детей и учителей?
- Физические параметры школьных пространств (свет, температура, качество воздуха, адаптивность, сложность, цвет) объясняют 16% различий в успеваемости учеников. Детям хочется находиться там, где красиво и уютно. Школа с красивым интерьером — это вопрос не только эстетический, но и педагогический — ребята будут с удовольствием посещать занятия, с пользой для себя и без вреда друг для друга проводить время на переменах, и с меньшей вероятностью станут прогуливать уроки.
-
Цвет в пространстве школы оказывает влияние на мыслительные процессы и концентрацию внимания.
-
Школа воздействует на здоровье и самочувствие учеников и педагогов.
-
Прослеживается взаимосвязь между комфортным пребыванием в среде и ощущением безопасности.
-
Шум влияет на возникновение стрессов, фрустраций, расфокусировки внимания (особенно — у педагогов).
- Физическая среда воздействует на самооценку, мотивацию к учебе и поведение учеников.
Наверняка многие помнят ощущение дискомфорта, связанное с пребыванием в школе. Может быть, кому-то было неуютно, неловко, неприятно. Чаще всего точками дискомфорта становятся школьные туалеты, гардеробы и столовые. Проблемами могут стать недостаточное освещение, затрудненная вентиляция воздуха или некомфортный температурный режим (жарко или, наоборот, холодно).
Мы проводили исследование в трех московских школах:
- с «обогащенной средой»;
- со «стандартной средой»;
- с «обедненной средой».
Основной параметр исследования — качество пространственной среды и меблировка.

Во всех трех типах школ, которые мы рассматривали, комфортность у педагогов всегда выше, чем у детей. Конечно, учительская среда всегда более персонифицирована: собственное рабочее место в кабинете, в учительской, отдельный туалет только для педагогов. Чаще всего педагоги обращают внимание не на внешнюю среду, а на взаимоотношения в коллективе и общую психологическую обстановку — это и есть показатель комфортности для учителей.
Безопасный дизайн
Crime Prevention Through Environmental Design — методика безопасного дизайна, основанная в 1971 году криминалистом Ray C Jeffery. В основу положено социальное исследование «Теория разбитых окон»: если в подъезде разбито одно окно и его не заменили, то через некоторое время в подъезде будут разбиты все окна. Это значит, что небрежная среда становится источником вандализма.«Пространство влияет на поведение. Правильная предметная среда снижает число правонарушений, препятствует травле и создает благоприятный эмоциональный фон».
В здании школы решетки и ограждения вовсе не создают ощущения безопасности — они вызывают еще больший страх, недоверие и дискомфорт.
Какие решения в дизайне помогают обезопасить школьную среду?
Разделение на цветовые блоки помогает снизить скорость бега.

Напольная навигация помогает ориентировке в пространстве.

Критерии безопасной среды:
- Естественный обзор
- Достаточное освещение
- Антивандальность
- Логичная структура, отсутствие тупиковых «темных» зон
- Чувство привязанности к помещению, его персонификация
- Чувство уважения к себе и защищенности
- Территориальность

Кейсы. Работа со школами
В одной из школ дети оценивали пространство, наклеивая стикеры и фотографируя доказательства.«Вандальность снижается в тот момент, когда в пространстве повышается персонификация. Если в школе есть место, где ребенок может увидеть результат своей деятельности, он ощущает себя свободнее».
Что было до?
Неопрятно выкрашенные, разбитые стеклянные плитки на стенах, шведские стенки в рекреации, окна без теплоизоляции.
Что произошло потом?
Шведские стенки исчезли — появились стенды для проектов школьников, места, где дети вывешивают свои работы. Снизилась вандальность.
У каждой школы есть артефакты. Например, в школах, где мы проводили наш эксперимент, мы обнаружили элемент визуальной навигации в виде швейной машинки рядом с кабинетом технологии, схемы Северного и Южного полушарий небесной сферы на стене в одной из рекреаций, старые рисунки выпускников школы прошлых лет, памятники и музей-коллекцию диафильмов.
В школе нового района Москвы самым опасным местом ученики признали гардероб. Действительно, огороженное со всех сторон помещение, завешенное вещами, открывало большой простор для буллинга и краж. Результатом проведенной за 5 месяцев работы стал новый дизайн гардеробной. Пространство стало свободнее, ограды исчезли, а учителя взяли это место на контроль, чтобы предотвратить неприятные ситуации. Итог — визуально более привлекательное место, отсутствие «слепых» зон, прекращение краж и буллинга.«Начните налаживать связь с учениками. Проведите эмоциональную оценку школы. Спросите детей, какие места в школе или предметы кажутся им потенциально опасными? Пусть каждый расскажет, что в интерьере школы хотелось бы изменить, а что убрать или добавить. Это можно сделать и без дополнительного бюджета. Важно просто прислушаться к мнению учеников и улучшать пространство сообща».
Дети могут сами участвовать в разработке проекта и показать, чего им не хватает в пространстве школы — это повышает субъектность, снижает вандализм, воспитывает бережное отношение к школе.«Где взять деньги на преобразование школьной среды? Вместо того чтобы из года в год перекрашивать стены из бежевого в бежевый, лучше запланировать следующий ремонт как образовательную задачу. Можно не только провести исследование, но и включить в этот процесс детей».