Проект «Энциклопедия». Вечные образы — вечные ценности
Открытый урок

Проект «Энциклопедия». Вечные образы — вечные ценности

Старинное изысканное определение «энциклопедически образованный», то есть оглядевшийся в круге знаний. Требование к выпускнику школы — уметь видеть за границами отдельных предметов — так и трактуется во ФГОС сегодня. Требование есть, но школа по-прежнему остается во власти предметных расписаний.
2797

Сергей Зиновьевич Казарновский Герой Репортажа — Сергей Зиновьевич Казарновский, директор московской школы, и его школа № 686 «Класс-центр»

Стандарты высокие и нестандартные

Вроде бы понятно, как это важно — уметь видеть проблему в целом, в динамике, с разных точек зрения… Увы, стремление помочь ребенку не математику или географию выучить, не сплошные пятерки в аттестат заработать, а сформировать личную картину мира, себя осознать в рамках этой картины, других людей разглядеть (то есть именно метапредметными навыками овладеть) — стремление это наталкивается на множество сложностей.

Конечно, суровая школьная программа, не допускающая никаких вольностей, череда трехбуквенных срезовых и экзаменационных работ (ВПР, ОГЭ, ЕГЭ), проверяющих всякие грамматические и математические тонкости, не способствуют полету фантазии и медлительному философствованию. Но, помимо внешних препон (к счастью, иногда преодолимых), существует серьезный внутренний барьер: мало кто из учителей и директоров умеет так выстроить учебный процесс (на протяжении многих лет, с учетом интересов детей, коллег, обязательных стандартов), чтобы в итоге выпускник представил на суд строгих экспертов исследование, посвященное одному из ключевых понятий человеческого бытия, рассмотренное через призму разных наук, с точки зрения разных эпох, философских концепций…

И это не утопия. Уже много лет в московской школе «Класс-центр» (директор Сергей Казарновский; www.klass-center.ru) работает такой авторский образовательный проект, с простроенной программой, c подтвердившей свою эффективность технологией. Разумеется, называется он «Энциклопедией».

Сделать — мало, ты – поди, объясни

Представьте себе, вы оказались в зале, заполненном детьми и взрослыми. Дети разного возраста, от началки до выпускников. Взрослые разного статуса, от молодых учителей до признанных в мировом сообществе экспертов (дизайнеров, биологов, театроведов…). На кафедру по очереди поднимаются докладчики-десятиклассники. У них в распоряжении десять минут, чтобы высказать свои соображения по поводу сложных проблем, интересующих современных мыслителей и (это видно!) самих докладчиков. Ребята представляют лишь краткое эмоциональное резюме многостраничного исследования, которое велось и писалось целый год.

На экране сменяют друг друга кадры презентаций (их ребята тоже создают сами, иногда с помощью компьютерно «продвинутых» друзей — сотрудничество и взаимовыручка приветствуются в творческом коллективе), яркие, изобретательные, привлекающие внимание. Проблему нельзя упростить, необходимо сопоставить различные концепции, источники, сформулировать собственную позицию, ключевую идею, соединяющую все науки и творческие порывы, — и при этом говорить так понятно, чтобы малыши в зале могли разобраться в теме, потом задать свои вопросы. Честно говоря, требование выдвигается не только ради малышей. По-настоящему присваивается только то знание, которое ты смог передать «новичкам», тем, кто с твоей проблемой столкнулся впервые.

Несколько примеров тем из программы конференции «энциклопедия», май/2018

Паразиты. Парадоксальная история понятия, вначале обозначавшего социальное явление, затем биологическую характеристику, затем снова тип общественных отношений; всегда ли нужно бороться с паразитами; как отличить паразита от поэта и художника, не производящего стандартных материальных ценностей. Докладчик Эвелина Бобылева, научный руководитель Петр Гамбарян

Евразия и Азеопа. Что России принять за ориентир: Европу или Азию. География — это судьба и история или история есть интерпретация географии; как прекрасно может быть содружество культур, если не выстраивать иерархии, но ценить достоинства каждого элемента. Докладчик Лиза Гуржеянц, научный руководитель Ирина Савенкова

Глаз и взгляд. Исследование различий между физическими показателями зрения и эстетическим опытом видения. Чем мы видим на самом деле: глазами или мозгом; как воспринимают мир слепые. Докладчик Саша Сафьян, научный руководитель Вера Бахчиева

Связь. Важнейшее для системного анализа понятие. Что дает человеку умение выявлять связи, а что — устанавливать; является ли разрыв связей катастрофой. Докладчик Лиса Аникушина, научный руководитель Наталья Оршанская

Вопросы — отдельный спектакль: к микрофону выстраивается очередь, галантные старшеклассники порой пропускают малышей и девушек вперед, а порой, в нетерпении, рвутся почти напролом, ни на кого не обращая внимания. В самом деле, когда еще сможешь понять, сколько стоит твой поступок, твой камень в душе (в докладе по теме «Цена» рассматриваются такие аспекты понятия, как ценное и бесценное, экономическая и нравственная цена, цена поступка, шедевра; докладчик Кирилл Фертов, научный руководитель Ульяна Васильева).

Вопросы искренни и оттого неожиданны. Они проникают во все сферы жизни, и по ответам сразу видно, насколько свободно выступающий ориентируется в теме (или просто выучил роль?). Вопросы провоцируют юных докладчиков декларировать личную жизненную позицию. При этом каждый аргументированный ответ принимается с уважением, безоценочно.

Вообще любимое слово на защите работы — «самоопределение». Его ждут от исторических личностей и героев литературы, от представителей социума и, разумеется, от выступающих. Иначе зачем было столько всего читать и писать?

Если у молодого человека пока нет ответа на чей-то заковыристый вопрос, он не станет лукавить, пообещает подумать, поблагодарит за возможность увидеть в давно знакомом неисследованное. Привычка к отсутствию правильного мнения, к диалогу (не спору!) — разве не этому должна учить школа?

К тому же отсутствие единого мнения, как ни странно, не означает отсутствия общего языка. Напротив, именно свободные, искренние, эмоционально включенные и уважительные обсуждения помогают взрослым и детям быть на одной волне, слышать друг друга.

Здесь все приводит куда надо

Директор уверяет новичков, что защита «энциклопедических» работ в школе сродни древнему религиозному обряду, когда племена приносили в дар плоды (в нашем случае — умственного труда) своему высшему покровителю и защитнику (здесь — Разуму и Культуре).

Как повелось исстари, к триумфу, педагогическому и энциклопедическому, учителя и ученики идут долго, разными путями. Эксперт на защите, обсуждая многолетние метания автора блестящего сегодняшнего доклада, задумчиво сформулировал:

— Здесь все приводит куда надо.

Все же отработанная, проверенная многолетним опытом схема в «Класс-центре» существует. Для каждого класса выбрано ключевое понятие.

Ключевое понятие в течение года рассматривается в контексте разных предметов, в том числе на особых межпредметных уроках, которые ведут сразу несколько специалистов разного профиля. Такой урок — пример диалога, взаимодействия физиков и лириков, демонстрация способов перевода с языка на язык, превращения образов в схему...

В конце каждой четверти ученики пишут небольшие эссе (действительно свободные по форме рассуждения) на темы, связанные с ключевым понятием года, рассуждают о фактах и закономерностях, всплывающих в сознании ассоциациях и связях.

Вообще эссе — чрезвычайно популярный в школе жанр. Дети пишут о научных проблемах и философских категориях, о самих себе, о том, чему они научились за последние месяцы и зачем вообще учатся всю жизнь, чему хотят научиться в будущем.

Сегодня перед коллективом «Класс-центра» стоит задача придумать, как включить в проект начальную школу, как менять отработанные практики, с учетом конкретных детей, меняющегося социума. Здесь понимают: опасно останавливаться на достигнутом — творческий поиск бесконечен.

Стоит уточнить: ключевые понятия «Класс-центра» — лишь частный случай программы подготовки «энциклопедически образованного» (владеющего метапредметными навыками) выпускника. Другая школа, другая команда педагогов наверняка придумает что-то свое, с учетом ценностей конкретного коллектива, внутренних договоренностей.

Но составить программу на несколько лет все равно придется. И какой-то логичный стержень, «гвоздик», на который нанижутся все творческие порывы, тоже придется отыскать. Титанический труд! А ведь, кроме программы, необходима еще и особая атмосфера, вдохновляющая учителей и учеников.

Такая технология требует постоянной работы практически всех педагогов школы над собой — в самом широком смысле: не просто привычное повышение квалификации, но стремление выйти за рамки привычного, известного, вечный поиск новых точек соприкосновения различных предметных областей.

Оценка: признание или точка роста?

Что может быть опаснее для вдохновения, чем оценка? Она пугает, разочаровывает. В то же время детям важно услышать мнение значимых взрослых. Прежде всего учителей, с которыми ребенок давно знаком.

В «Класс-центре» педагоги замечают не столько ошибки, сколько точки роста: как изменился ребенок за последнее время, чему научился, что его особенно интересует, в какой области он успешен…

Отдельная роль — у «внешнего» эксперта, специалиста в той или иной области, носителя критериев, значимых для профессионала, а не придуманных в министерстве. Кстати, эксперт может не только оценить конечный продукт, но и руководить исследовательским процессом. Для подростка это особенный опыт: деловое взаимодействие с человеком, не отягощенным педагогической гуманностью, заинтересованным в решении научной задачи, а не в стопроцентной успеваемости.

И все же оценка — это цифры. Каждая работа в проекте «Энциклопедия» оценивается по шкале от 1 до 150 баллов. Высшая оценка никому никогда не ставится — чтобы оставалось пространство роста, вечное стремление к недостижимому идеалу. За ответы на вопросы и устное выступление, то есть за демонстрацию свободного владения темой и способность к диалогу, дают две трети от максимального количества баллов. Но цифрами процесс оценивания не ограничивается. Выстраивается рейтинг выступавших — ребята могут увидеть свои достижения по отношению к результатам сверстников (не к формальным стандартам). И низшая ступень рейтинга (разумеется, никаких «незачетов», просто более низкий балл, чем у других, и никогда на последней строчке не окажется одинокий неудачник — минимум двое, чтобы легче было пережить ситуацию) не означает, что работа не получилась. Получилась — но по-своему.

Ключевые понятия «энциклопедии» в ООП с 5-го по 9-й класс

5 класс. Орнаменты и алгоритмы. Стихи и биоритмы. …Понятие ритма, идея пространственно-временного упорядочивания отдельных элементов.

6 класс. Империя и варвары. Задний план и передний план картины. Чет и нечет. Пропорции. Строение живого организма и функция каждого органа. Масштаб. Приспособляемость и мимикрия. …Понятие диалога как упорядоченного взаимодействия отдельных элементов, диалог как способ сосуществования.

7 класс. Новое время как кризис представлений об устройстве мира. Географические открытия. Кризис религиозных представлений/реформация уравнения. Формулы сокращенного умножения. Аксиоматика Евклида. Иерархия элементов синтаксических конструкций. …Понятие иерархии, неравноправия участников взаимодействия.

8 класс. Обыватель и интеллигент в истории XIX века. Образ маленького человека. Роль и характер. Амплуа и маска. Анатомия человека. Равенства и неравенства. Регион и страна. …Понятие части, элемента.

9 класс. Государство. Общество как система. Культура как система. Текст как система. Композиция произведения. Жизнь как система. Эволюция. Генетика. Законы Ньютона. …Понятие целого, системы.

В «Класс-центре» принято учитывать, что личная задача иногда противоречит общим правилам игры (экзаменационным требованиям). И еще не известно, чему стоит отдавать предпочтение. Что ж, в любом случае «прыжок в вечность состоялся» (так говорят о защите проектных работ в школе).

Что дальше?

Все работы бережно собираются (сегодня уже и цифровой архив существует), и каждый следующий исследователь, в будущем году или вообще — в далеком будущем, обязательно прочтет размышления «предшественника». И для «предшественника» это важно — он трудится не только ради самореализации, но ради новых поколений энциклопедистов, ради продолжения исследований. Ради создания пространства смыслов, в котором можно вести диалог вне времени и пространства — по существу дела.

После оглашения выставленных оценок, рецензий, восхищений, после аплодисментов и объятий Казарновский поясняет ошарашенным гостям: в школе есть место игре, свободе, любви, развитию. Но не конкуренции. Каждый здесь необходим, в чем бы он ни был силен. Это как в спектакле, где, конечно, есть главные роли и второстепенные (впрочем, завтра все может измениться), но где без крошечной реплики самого маленького артиста или трех тактов, сыгранных им на скрипочке из-за кулис, представление не состоится.

Самое главное, по мнению Сергея Зиновьевича, помочь человеку увидеть свои сильные стороны, достоинства. Так, глядишь, и образуется у подростка то чувство собственного достоинства, опираясь на которое он сумеет жить достойно, нести ответственность за самого себя и целый мир.

Вопросы, вопросы, поиски... вопросы

В чем нуждается сегодня удивительная авторская школа, чья образовательная программа соответствует самым прогрессивным мировым тенденциям (достаточно сравнить ее с программой лучших финских школ, знаменитым Кэмбриджем)?

В первую очередь во внешних ресурсах: в экспертах, философах, культурологах, которые помогут педагогам осмыслить пройденный путь и наметить следующие шаги. В людях, с которыми можно обсуждать, придумывать новые образовательные технологии, учитывающие запросы детей и запросы времени, истории. В ярких личностях, благодаря которым в школе не останется ничего нудного и скучного.

Вторая потребность — разделить сферы административной ответственности, чтобы стало примерно как в театре. Главный режиссер отвечает за концепцию, постановку и решение творческих задач. А опытный менеджер-единомышленник занимается ремонтом, финансами, документами — ради реализации великих замыслов.

Наконец, вечная потребность всех авторских школ — в освобождении от мелочного и бессмысленного контроля.

Кстати, в апреле 2015 года «Класс-центр» (ГБУСОШДО г. Москвы «Класс-центр») передали в ведомственное подчинение Департамента культуры города Москвы. А что же делать остальным российским школам, остающимся в подчинении у Министерства образования (теперь «просвещения»), но мечтающим о живом образовании?

Фото из архива школы «Класс-Центр»
В материале использованы презентации участников проекта 2017/2018 учебного года

Людмила Печатникова
Понравился материал? Поделитесь в соц.сетях
не пропусти последние новости, подпишись на следующий номер
Спасибо! Вы успешно подписаны на рассылку клуба директоров
Закрыть