Функции делового общения

Функции делового общения

Корпорация «Российский учебник» продолжает серию материалов, посвященных этике и психологии в педагогическом коллективе. Кандидат психологических наук, методист Ольга Ноженкина представила третью сторону делового общения (после коммуникации и интеракции) – перцепцию. Разберемся, через какие механизмы мы воспринимаем друг друга, и с какими ошибками постоянно сталкиваемся.

57517

Восприятие или перцепция?

Дословно «перцепция» (perceptio) переводится как «восприятие». Однако в психологии эти термины различаются. Перцепция — широкое понятие, которое обозначает не просто восприятие слов, действий и внешности собеседника, а формирование представлений о нем, о его мотивах и желаниях.

Мыслитель XVII века Жан де Лабрюйер дал красивое наставление: «Не следует судить о человеке по лицу — оно позволяет лишь строить предположения». Но мыслитель был неточен. Современные психологи утверждают, что 90% информации мы можем «считать» с человека по его внешности и мимике, а также по позе, походке и жестам. Австралийский специалист Аллан Пиз, автор бестселлера «Язык телодвижений. Как читать мысли окружающих по их жестам» считает, что с помощью поз, мимики и жестов передается 55% информации. Получается: важнее не что человек говорит, а как он это делает. Невербальное общение ценно еще и тем, что оно проявляется бессознательно.

В 1947 году известный американский психолог и педагог Джером Сеймур Брунер ввел термин «социальная перцепция». Социальная перцепция — это процесс, который возникает при взаимоотношении людей друг с другом, он включает восприятие, изучение, понимание и оценку социальных объектов: других людей, самих себя, групп и социальных общностей. Позже разработку подхватил российский специалист в области социальной и общей психологии Алексей Бодалев. В своей докторской диссертации он ввел термин «Познание человека человеком».

Алексей Бодалев провел интересный эксперимент. Двум группам студентов дали фотографии одного и того же человека, при этом первой группе сказали, что перед ними опасный преступник, а второй — что на фото запечатлен герой. Перед студентами была поставлена задача охарактеризовать человека на фото по его лицу, мимике. В результате группы наделили его кардинально разными качествами. Эксперимент подтвердил, что помимо восприятия слов, внешности и поведения есть другие элементы перцепции.

Идеальный аргумент. 1500 способов победить в споре с помощью универсальных фраз-энкодов
Идеальный аргумент. 1500 способов победить в споре с помощью универсальных фраз-энкодов
Они опять победили. Переспорили. Переубедили. Как научиться достойно отвечать манипуляторам или агрессивным собеседникам, чтобы решать исход беседы в свою пользу? Для начала обескуражить их, сбить с толку. Как? С помощью универсальных фраз-энкодов. С их же помощью можно легко перейти в наступление и договориться на тех условиях, которые выгодны именно вам. Прочитав эту книгу, вы научитесь предупреждать конфликт и управляться с теми, кто всегда прав.
Купить

Механизмы и ошибки восприятия

Итак, люди воспринимают не только внешний, но и внутренний облик человека. Восприятия внутреннего облика осуществляется через следующие механизмы:

В редакции Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1644 это прописано следующим образом: «Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы. Реализация индивидуальных учебных планов сопровождается поддержкой тьютора организации, осуществляющей образовательную деятельность».

  • эмпатия (постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания); 

  • атрибуция (объяснение поведения другого человека);

  • рефлексия (осознание индивидом того, как он воспринимает партнера по общению); 

  • аттракция (особый вид социальной установки на другого человека, в котором преобладают положительные эмоциональные компоненты); 

  • идентификация (понимание другого человека через уподобление себя ему); 

  • стереотипизация (восприятие и оценка социальных объектов на основе определенных стереотипов).

Что ещё почитать?

Данные механизмы успевают сработать всего за несколько секунд, они и формируют то самое первое впечатление собеседников друг о друге. Как известно, первое впечатление чрезвычайно важно в общении, и именно оно бывает очень обманчиво. Психологи утверждают, что только маленький процент людей с развитой интуицией может верно оценить человека в первые минуты общения. Как же быть педагогу, который постоянно вступает в коммуникацию с новыми детьми, родителями, коллегами? Чтобы не попадать в ловушки восприятия, нужно понимать, почему мы воспринимаем других людей так, а не иначе.

Существует фактор ореола. Люди склонны переоценивать психологические качества тех людей, которые превосходят их по какому-то важному для них параметру. Например, вы можете наделить несуществующими положительными качествами более успешного коллегу или очень привлекательных родителей. Схема работает и в обратном направлении: чувствуя превосходство над кем-то вы начинаете его недооценивать.

В основе ореола лежит также отношения к нам самим. Причем мнение об этом отношении тоже может быть ошибочно. Если вы слышали о будущем собеседнике, что он груб, если вы заведомо предполагаете негативное отношение, то вы с большой вероятностью найдете подтверждение всему этому и в довесок наделите человека другими отрицательными качествами. Если же собеседник, несмотря на все, окажется на редкость доброжелательным, вы присвоите ему и другие положительные качества. Так одни черты оказываются «в фокусе» восприятия, а другие просто достраиваются.

Дигитал и прочие типы модальности

Ситуацию усложняет и то, что мы оцениваем друг друга через призму определенного канала восприятия. Существует предпочитаемая модальность — канал, через который мы лучше принимаем информацию из внешнего мира (зрение, слух, прикосновение или анализ). Вы наверняка уже не раз слышали о визуалах, аудиалах и кинестетиках, но, возможно, не знаете, что в последнее время стал выделяться еще четвертый тип: дигиталы, которые пропускают информацию преимущественно через внутренний диалог. Считается, что дигиталы — это бывшие кинестетики, для которых чувства оказались слишком болезненны.

Умение определить, к какой модальности относится ваш собеседник, существенно облегчит вам жизнь и позволит управлять его восприятием. Психологи предлагают забавный перенос модальностей на персонажей произведений о Винни-Пухе:

  • Кинестетик — это Винни-Пух. Он часто имеет потрепанный вид и внешность для него в принципе не важна. Пытается все потрогать, не соблюдает дистанцию, чувствует себя расслаблено. В работе может иметь трудности с планированием. Если вы хотите донести информацию до кинестетика, ее следует эмоционально привязать к определенному ощущению.
  • Визуал — это Кролик. Он всегда выглядит «с иголочки», требователен к внешнему виду окружающих и вообще ратует за красоту. Соблюдает дистанцию, чтобы иметь больший угол обзора, при общении активно жестикулирует. Визуал хорошо передает информацию сам и любит, когда другие демонстрируют ему красивые таблицы и графики.
  • Аудиал — это Сова. Для аудиала характерна «телефонная поза» с наклоненной головой и прямой посадкой. Он очень многословен, при этом избегает риторических вопросов. Четкой инструкции на бумаге предпочитает обсуждение задачи. Лучший способ добиться чего-то от аудиала — это повторить информацию несколько раз, а после позволить ему тоже высказаться.
  • Дигитал — это ослик Иа. Он не любит прикосновений, почти не жестикулирует и смотрит либо в лоб собеседнику, либо куда-то «поверх толпы». Всегда ориентирован на смысл и содержание, а при стрессе становится сверхфункциональным. Объясните дигиталу все логично — и он сразу возьмется выполнять то, что он него требуется. Упустите что-то — и он замучает вас вопросами.
Эмоциональный интеллект. Российская практика
Эмоциональный интеллект. Российская практика
Эмоциональный интеллект — это способность распознать чувства, развить положительные и погасить разрушительные эмоции. Эта книга впервые рассказывает о понятии эмоционального интеллекта с точки зрения российской действительности, опыта и традиций.
Купить

Барьеры в деловом общении и их преодоление

Можно сказать, что перцептивная функция делового общения «дарит» нам ряд барьеров. Но они вполне преодолимы и даже могут стать вашими инструментами воздействия.

  • социальный барьер (фактор превосходства.). Учитывайте социальное положение собеседника, но имейте чувство собственного достоинства;
  • эстетический барьер (фактор привлекательности). Уважайте собеседника, каким бы он ни был;
  • барьер установки (фактор отношения к нам). Используйте юмор, чтобы разрядить обстановку, обратить внимание на стереотипность ситуации, оставить приятное впечатление;
  • барьер модальности (предпочитаемая модальность). Определите модальность собеседника и воздействуйте через предпочтительный канал.

Расходы времени на отдельные направления могут отличаться: например, на работу ученических сообществ и воспитательные мероприятия стоит предусматривать еженедельно 2-3 часа, а на подготовку и проведение масштабных коллективных мероприятий — до 20 часов на 1-2 недели. Многое зависит от этапа реализации примерной образовательной программы. Например, в 5 классе ученикам нужны занятия, связанные с адаптацией, а в 8 классе подросткам важна предпрофильная подготовка. 

Существуют разные модели плана внеурочной деятельности:

  • с преобладанием общественной самоорганизации обучающихся;
  • с преобладанием педагогической поддержки обучающихся;
  • с преобладанием работы по обеспечению благополучия обучающихся в пространстве общеобразовательной школы;
  • с преобладанием воспитательных мероприятий;
  • с преобладанием учебно-познавательной деятельности, когда наибольшее внимание уделяется внеурочной деятельности по учебным предметам и организационному обеспечению учебной деятельности.

При всех благих намерениях важно не перегружать учеников внеурочными занятиями и мероприятиями — не стоит отнимать у ребенка его личное время. Бюджет на реализацию основной образовательной программы выделяется не просто на соблюдение стандартов, а на обучение и воспитание детей. Именно интересы ребенка нужно учитывать в первую очередь.


Понравился материал? Поделитесь в соц.сетях
не пропусти последние новости, подпишись на следующий номер
Спасибо! Вы успешно подписаны на рассылку клуба директоров
Закрыть