Перепрошивка профессионала: как прийти к образовательным прорывам через курс повышения квалификации?
Интервью

Перепрошивка профессионала: как прийти к образовательным прорывам через курс повышения квалификации?

Непрерывное профессиональное обучение через саморазвивающиеся проекты предлагает регионам фонд «Вклад в будущее» Сбербанка РФ.  В  редакции состоялся большой разговор с ведущим научным экспертом  этой инновационной Программы повышения квалификации педагогических работников.
7589
Сегодня в российской системе общего образования реализуется множество инновационных проектов разного масштаба и разной степени амбициозности. Одним из таких перспективных проектов стала Программа Благотворительного фонда «Вклад в будущее» Сбербанка РФ по развитию личностного потенциала. Речь идет прежде всего о развитии личностного потенциала детей, но совершенно ясно, что для запуска этого процесса необходимы серьезные изменения в мотивации и потенциале всех ключевых участников образовательных отношений — педагогов, родителей, администраторов.

Подробнее о программе, которая призвана совершить в образовании настоящий прорыв, рассказывает кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Института системных проектов Московского государственного педагогического университета, профессор кафедры образовательного менеджмента Академии социального управления Александр Матвеевич Моисеев.

Александр Матвеевич, расскажите, пожалуйста, об этой программе, о ее запуске. Что входило в изначальный замысел?

Александр Моисеев. Программа стартовала осенью 2018 года на двух пилотных территориях: в Калужской и Ярославской областях. 25 команд из образовательных организаций прошли интенсивное обучение в специально организованной программе повышения квалификации. Уже весной 2019 года для развития личностного потенциала учащихся и воспитанников команды школ представили и успешно защитили свои проекты создания в школах и детских садах развивающей образовательной среды. Теперь у них есть три года для воплощения своих проектов в жизнь при постоянном сопровождении со стороны Программы Фонда.

В конце июня 2019 года закончился достаточно напряженный конкурсный отбор. Из тридцати двух регионов были выбраны еще десять: Рес- публика Татарстан, Республика Башкортостан, Алтайский и Красноярский края, Воронежская, Калининградская, Липецкая, Нижегородская, Ульяновская области и Ханты-Мансийский автономный округ — Югра. При этом всего в Программе планируется участие тридцати субъектов РФ. Что касается замысла, то движущей силой программы в детских садах и школах должны стать педагоги, которые пройдут обучение на основе ряда передовых методик. Цель этих методик — развитие у детей современных навыков в области когнитивного и социально-эмоционального интеллекта, знаменитые «4К» — критическое мышление, креативность, коммуникация, кооперация. Материалы для детей и пособия для педагогов были разработаны по заказу Фонда и подготовлены к публикации с помощью одного из главных партнеров Программы — корпорации «Российский учебник».

Неужели усилий десяти-двенадцати учителей, освоивших новые методики, будет достаточно для реального, глубокого преобразования ситуации в школах и детских садах целого региона?

Александр Моисеев. Постановка именно этого вопроса привела организаторов Программы к важному решению: обучению педагогов должна в обязательном порядке предшествовать работа (в рамках интенсивной программы повышения квалификации) с управленцами, теми, кто несет общую ответственность за происходящее в школах, детских садах, а педагогическим проектам — общешкольные управленческие проекты, нацеленные на системное развитие.

Такая работа входит в основную Программу?

Александр Моисеев. Да, стартовый шаг этого проекта — уникальная программа повышения квалификации «Управление созданием личностно-развивающей образовательной среды». Эта программа сегодня входит в единый комплекс, «портфель» взаимосвязанных образовательных продуктов и решений Благотворительного фонда «Вклад в будущее».

Наряду с вышеуказанной программой существуют:

Педагогический модуль, предназначенный для подготовки педагогов и педагогов-психологов образовательных организаций, — «Развитие личностного потенциала в системе взаимодействия ключевых участников образовательных отношений»

Педагогический модуль, предназначенный для подготовки специалистов, ведущих занятия по ППК педагогического модуля в регионах, — ППК «Подготовка тренеров для реализации ППК «Развитие личностного потенциала в системе взаимодействия ключевых участников образовательных отношений»

Управленческий модуль, предназначенный для подготовки специалистов, ведущих занятия по ППК управленческого модуля в регионах, — «Подготовка тренеров для реализации ППК «Управление созданием личностно-развивающей образовательной среды (ЛРОС)»

Отдельные ППК в рамках портфеля программ рассматриваются как модули единой программы повышения квалификации педагогических и управленческих кадров образовательных организаций, действующих в региональных системах образования.

Александр Матвеевич, есть ли существенные особенности данного пакета по сравнению с традиционными дополнительными профессиональными программами повышения квалификации?

Александр Моисеев. Безусловно. Во многом эта программа выходит за пределы привычного отношения к повышению квалификации. Список отличий не маленький, но мне важно показать вашим читателям масштабность проекта и серьезность намерений разработчиков:

1 | Авторский или авторизованный характер ППК. В качестве спикеров здесь выступают авторы-разработчики соответствующих подходов или специалисты, прошедшие обучение у таких авторов. Это обеспечивает аутентичность изложения.

2 | Целевое обучение для проекта. Слушатели готовятся не к решению некоего круга абстрактных будущих задач «впрок», а к разработке и реализации вполне конкретных системных проектов развития своих образовательных организаций. Работа над конкретными проектами с ориентацией на их высокую результативность существенно повышает уровень ответственности организаторов обучения, преподавателей, тренеров. Далее проекты получают комплексное сопровождение от специалистов.

3 | Обучение не только отдельных слушателей, но и команд образовательных организаций. Готовятся управленческие, а затем и педагогические, тренерские проектные команды. У слушателей формируются как индивидуальные, так и командные компетентности.

4 | Инновационная направленность, ориентация на амбициозные гуманистические цели. Программы ПК нацелены на серьезные инновационные изменения в школах и детских садах, на их системное обновление через создание ЛРОС. Уточнение состава и формулировок ценностей, целей, задач, ожидаемых результатов.

5 | Ориентация на изменение фиксированных установок и стереотипов в отношении ценностей, целей и возможностей образования. Эта задача является весьма сложной, но без ее осмысленной постановки и решения программы ПК не смогут стать инструментом реальных системных преобразований в образовательных организациях.

6 | Ориентация на внедрение нового содержания образования в образовательную организацию. Участники программы ориентируются на те новшества, которые будут внедряться в организациях после обучения педагогов в пилотных образовательных учреждениях в регионах. Новым является и содержание самой ППК, в котором большое место занимают вопросы развития ЛРОС, командообразования, проектного и стратегического управления.

7 | Ориентация на новые технологии и инструментарий образования, присваиваемые слушателями как часть содержания программ.

8 | Передовой характер содержания программ. ППК основана на идеях ведущих отечественных специалистов, среди авторов такие авторитетные имена, как Асмолов, Леонтьев, Гордеева, Реморенко, Ясвин, Иоффе, Сергиенко, Комаров, Моисеев, Пинская, и другие.

9 | Командный характер не только обучения, но и преподавания. Преподаватели и тренеры обеспечивают взаимопомощь, поддержку слушателей, проведение единой проектной линии на всем протяжении обучения. Это создает важные для управленческих команд ролевые поведенческие модели, улучшает психологический климат, повышает учебную мотивацию.

10 | Внимание к созданию особой среды обучения — благоприятной, дружественной, креативной, поддерживающей, комфортной и одновременно проблематизирующей. Глубокое эмоциональное проживание модулей программы должно стать значимым и запоминающимся событием для всех участников.

11 | Особое внимание к формированию и развитию региональных и межрегиональных сообществ участников Программы. Запуск сетевого взаимодействия. Программа готовит движущую силу глобальных преобразований — сообщество разработчиков, преподавателей, экспертов, тренеров и участников.

12 | Продуктно-ориентированный характер деятельности. Вся работа нацеливается на выработку командами конкретных продуктов создания ЛРОС и дорожной карты по их реализации.

13 | Современная цифровая поддержка. Обучение кадров в Программе строится с опорой на разрабатываемую и развивающуюся цифровую платформу, позволяющую сочетать очное и дистанционное обучение.

14 | Постоянное совершенствование программ ПК и их масштабирование с расширением географии и числа участников.

15 | Специальная подготовка пула тренеров в регионах. С расширением географии и ростом числа участников Программы начинается специальная опережающая подготовка тренеров для проведения занятий в регионах.

16 | Постмодульное и постпрограммное сопровождение проектов и проектных команд до завершения реализации проектных циклов. Вебинары, скайпконсультации, электронная переписка, разработка и передача инструментария в помощь управленческим командам образовательных учреждений.

Очень впечатляет! Хотелось бы больше узнать об управленческом модуле ЛРОС. Какое место он занимает в общей системе обучения участников Программы?

Александр Моисеев. Курс «Управление созданием личностно-развивающей образовательной среды» занимает, безусловно, особое место. Во-первых, этот модуль — стартовый, запускающий все обучение и всю реализацию Программы. Во-вторых, модуль выступает в качестве командообразующего. То есть в процессе обучения группы управленцев образовательных организаций в регионе превращаются в проектные управленческие команды внедрения. Начинается формирование регионального проектного сообщества. В-третьих, модуль является проектообразующим. Именно команды модуля являют собой не только механизм запуска новых трехлетних циклов инновационного развития образовательной организации, но и общей, объединяющей рамкой, вокруг которой будут консолидироваться общие усилия педагогических коллективов, родителей, общественности. Кроме этого, с данного модуля ППК начинается комплексное сопровождение реализуемых проектов.

Стало понятно, что от успешного, результативного проведения управленческого модуля ППК во многом зависит и успешная реализация проектов в регионах в целом. Каковы идеи и принципы этой реализации?

Александр Моисеев. Благотворительный фонд «Вклад в будущее» Сбербанка РФ осуществляет свою деятельность по развитию образования в нашей стране через ряд ценностей, которые стали основой построения Программы.

Во-первых: общая направленность на системное развитие образовательной организации. Освоение средового подхода и других идей — при всей их важности — не самоцель, а средство обеспечения нового качества для развития личностного потенциала ключевых участников образовательных отношений.

Во-вторых: невозможность успеха без мотивации на успех. Ключевой вопрос работы — наличие и складывание целеустремленной, мотивированной на стратегический успех проектной команды образовательной организации.

Первые лица — на первых ролях! — третий принцип. Совершенно недопустимо, при любой занятости, неучастие в работе руководителя организации. Он может быть организатором работы, лидером или рядовым членом команды. Но его активное участие на старте и на всех ключевых моментах работы — критически важное условие успеха всего начинания.

Очень важно ориентироваться на результат. Все участники должны быть информированы о ключевых ожидаемых образовательных результатах работы, а в каждую составляющую проекта должен встраиваться механизм формирующей оценки. Описание ожидаемых результатов проекта последовательно детализируется и уточняется по мере развертывания проекта.

Не менее важна и продуктная ориентация занятий. Признание особой значимости создания, использования, совершенствования совместно создаваемого в ходе обучения содержания.

Реальная оценка достижений — один из проблемных моментов для любого учебного процесса. Характер проекта в обязательном порядке предполагает высокую меру командной и личной ответственности его участников. Это, в свою очередь, предполагает постоянную и неформальную оценку и самооценку достижений слушателей и команд.

Александр Матвеевич, потенциальным участникам Программы наверняка важно понимать, на каких методологических, теоретических, концептуальных основах строится обучение.

Александр Моисеев. Методологической основой ППК является проектный подход в обучении взрослых, усиленный принципами системно-деятельностного подхода. В соответствии с таким подходом профессиональные компетенции участников Программы совершенствуются при их активной внутренней готовности не только к профессиональному, но и к личностному росту.

Информационно-знаниевый компонент обучения, в свою очередь, проецируется на реальную практику управления образовательной организацией.

Что касается теоретических, концептуальных основ — речь идет о развитии личностного потенциала образовательных процессов в образовательных организациях. Создание ЛРОС, условий для социально-эмоционального и когнитивного развития, развития креативности, на блочно-модульном построении учебных занятий, на стратегическом и проектном подходе к управлению развитием образовательной организации, на компетентностном и событийном подходе в образовании.

Важно понимать, что очная часть модуля — только начальный этап для создания первичной концепции проекта ЛРОС и контуров дорожной карты его реализации. После очного модуля управленческий командный проект создания ЛРОС продолжает разрабатываться еще в течение трех месяцев при полномерной поддержке тренеров.

Какие ближайшие шаги развития проекта?

Александр Моисеев. Вторым этапом реализации Программы станет выпуск комплектов для педагогов и детей по социально-эмоциональному развитию (СЭР). Такие пособия разрабатываются сейчас совместно с корпорацией «Российский учебник» коллективом авторов под руководством профессора Е.А. Сергиенко. В Программе предполагается широкий набор курсов для обучения педагогов. После освоения Программы педагоги региональных образовательных организаций начнут широкомасштабную работу с детьми по социально-эмоциональному развитию. Важное значение этой работы для образования становится все более очевидным с нарастанием интенсивности инновационных преобразований в обществе.

АЛЕКСАНДР МОИСЕЕВ  | МАРИЯ УСТИНОВА
Понравился материал? Поделитесь в соц.сетях
не пропусти последние новости, подпишись на следующий номер
Спасибо! Вы успешно подписаны на рассылку клуба директоров
Закрыть