От чего зависит «образ результата»? Скорее всего — от образа самой школы
Тема номера

От чего зависит «образ результата»? Скорее всего — от образа самой школы

Образ школы хранят в своих головах ее организаторы, создатели и лидеры. И эти образы будут сильно отличаться у людей, соотносящих себя с различными человеческими и культурными сообществами.
37

У разных взрослых — свое представление о счастье, и в соответствии с ним они и стараются организовать жизнь своих детей. И разным сообществам тоже свойственно тяготение к особым «образам хорошей жизни», к определенным ее стилям.

Это касается любой школы — частной, государственной — не форма собственности здесь особым «образом хорошей жизни» существенна (хотя на частных школах «сообщественные» эффекты обычно проявляются резче, нагляднее).

Мы знаем примеры хороших и популярных государственных школ, которые стали знамениты и уважаемы именно потому, что создавались и поддерживались людьми определенного круга и стиля жизни.

Такими были многие физико-математические школы. Они создавались учеными для своих детей и своих будущих студентов. Им важно было начать выращивать своих молодых коллег как можно раньше. А поскольку стиль жизни ученых — физиков и математиков — особый, язык их сообщества во многом отличался от массового, то и в школах этих поддерживались и укреплялись определенные ценности, способы действия, отношения.

Посмотрите, например, фильм «Расписание на послезавтра» — он про это, а не о том, насколько успешно сдают свои экзамены школьники. Фильм этот про другую атмосферу. И когда со временем физматшколы попробовали «заточить» под общий стандарт, из них порой уходили и атмосфера, и ценности, и даже ученики с учителями…

Другой характерный пример «школы со своим сообществом» — московская школа «Класс-центр» (директор Сергей Казарновский). Стержнем этой школы является театр. Согласитесь — здесь будет иной стиль жизнь, чем у ученых-физиков. Да, старшеклассники «школы Казарновского» тоже сдают экзамены на выпуске. Но не это главное здесь. Не за этим так рвутся в эту школу дети (и родители), ценящие творческую атмосферу театра, уникальное соединение школы общеобразовательной, музыкальной и театральной.

***

Каждая хорошая школа, которую я знаю, была создана (или преобразована) тем или иным сообществом, разделяющим определенные ценности, зачастую заметно отличающиеся от других.

В такое сообщество могут входить педагоги со своим замыслом школы, родители, доверяющие этим педагогам (и соотносящие свой желаемый стиль жизни с предлагаемым школой), старшие ученики и выпускники, партнеры школы, для которых молодые люди, приверженцы того или иного стиля жизни, важны как будущие студенты или коллеги.

Для подростков принципиально важно встретиться с представителями разных стилей жизни, различных ценностей и во взаимодействии с ними, присоединиться (или нет) к тем культурным ценностям (присвоить, освоить их), которые важны для их учителей

А другая сторона школьного «стиля» — улавливание стилей жизни, адекватных различным детским возрастам, построение школы в соответствии с принципами организации жизни ребят. Что, например, актуально, интересно, полезно для детей в подростковом возрасте (при нормальном их развитии)? Риск и испытания, поиск и эксперимент, проект, собственное дело, активная жизнь в своем сообществе, общие пространства, создаваемые своими руками…

Если оба этих образа, формирующих стиль школы, осознаются — то они резко усиливают друг друга.

Что это означает для людей, делающих школу? Видимо то, что в такой школе взрослым нужно привыкать строить свою жизнь как сообществу профессионалов, делающих дело, важное для других людей (причем людей вполне конкретных). Так их культурные и нравственные ценности обретают плоть, становятся «результативны».

И около этих действующих, делающих свое дело взрослых, вместе с ними, смогут жить, расти, действовать подростки. Для них принципиально важно в этом возрасте встретиться с представителями разных стилей жизни, различных ценностей и в общении и взаимодействии с ними присоединиться (или нет) к тем культурным ценностям (присвоить, освоить их), которые важны для их учителей; увидеть тот образ успешного будущего, который олицетворяют люди тех кругов, с которыми они себя соотносят.

Диаспора того или иного народа в другой стране выживает и развивается тогда, когда, с одной стороны, четко определяет свою самобытность, отличие от других, а с другой, — стремится активно принимать, воспринимать то общее, что есть у нее с другими народами. Так и педагогическому коллективу «необычной» школы для подростков удается быть таковым, когда этот коллектив понимает и организует свою самобытность, некоторую «инаковость» стиля своей жизни, и в то же время постоянно соотносит себя с жизнью вокруг и находится в поиске других таких же «инаких и необычных».

***

…Школу, особенно государственную, мы вряд ли можем строить на резком противоречии с общепринятым укладом жизни; но все же некоторым образом важно выделять себя на фоне других. Не проведя некоторые (чаще всего условные, но достаточно четкие) ценностные границы между кругом «своих» и «не совсем своих», не ощутить себя собой, особым, необычным.

Да, школа может никак не обращать внимание на потребности и особенности тех, для кого она создается, ориентироваться только на задаваемые «единые требования» (и неустанно менять приоритеты вслед переменчивыми указаниями свыше), игнорировать ценности и внутренний мир своих учителей, разобщать их, а не объединять. Только вряд ли тогда стоит рассчитывать на передачу нравственных ценностей, на наследование детьми лучших традиций, на их доброжелательность и признательность.

Признательности учат признанием, а разобщением — разобщености.

***

Что еще важно: если школа будет четко формулировать свою «особенность» и поддерживать принятые ценности всей организацией жизни детей и взрослых, то и родители придут, понимая, что интересы совпадают в главном, что стиль жизни в школе согласуется с тем, как живут их семьи, и что такой образ они хотели бы предложить и своим детям. Такое сообщество будет достаточно сильным и устойчивым.

Так что, коллеги, задумываясь об образе результата — спросите себя и людей вокруг: какие ценности для вас важны? Какой стиль жизни вы представляете правильным? Какое у вас представление о счастье?

Эти образы могут оказаться разными. И мы не можем утверждать, что один хуже, а другой лучше. Нет. Они просто разные. Но и школы будут тогда разными, как и образы ожидаемых от нее результатов. И если это будет ясно сформулировано, то тогда и учителя будут стремиться работать в такой школе, и родители приводить своих детей будут осознано, с пониманием — устраивает ли меня принятый здесь стиль жизнь и совпадает ли он с моим представлением о «хорошей жизни» и достойных результатах образования.


От чего зависит «образ результата»? Скорее всего — от образа самой школы
Михаил Эпштейн
директор частной школы «Эпишкола» и Образовательного центра «Участие», г. Санкт-Петербург
Понравился материал? Поделитесь в соц.сетях
не пропусти последние новости, подпишись на следующий номер
Спасибо! Вы успешно подписаны на рассылку клуба директоров
Закрыть