
ОКО «360» градусов
Решение задач нацпроекта «Образование» может идти разными путями. Сегодня внимание управленцев всех уровней сосредоточено на попадании в верхние строчки различных рейтингов, идет сравнение школ и регионов по баллам ЕГЭ и победам олимпиадников. Но достаточен ли такой «рейтингово-чемпионский» подход для оценки качества образования (ОКО)? Как вообще измеряется это самое качество?
Ресурс качества
«Качество — это когда все делаешь правильно, даже если никто не смотрит»
Задача повышения качества школьного образования поставлена, но какие именно факторы влияют на качество образования в регионе? Какие меры следует предпринять для повышения качества образования: строить новые школы, закупать инновационное оборудование или сосредоточиться на повышении квалификации учителей, организовать обмен опытом с директорами лучших школ?
Сегодня решения принимаются зачастую на основании прошлого опыта управленцев, но существует дефицит алгоритмов и методик работы с данными, которые позволили бы принимать решения на основе объективных показателей и, как следствие, максимизировать отдачу от вложенных бюджетных ресурсов.
В настоящее время в России существует несколько распространенных методик оценки качества образования. Это Всероссийские проверочные работы (ВПР), Национальные исследования качества образования (НИКО), всевозможные рейтинги школ и т.д. Все эти методики позволяют получить срезы качества образования с той или иной степенью детализации и надежности. Однако эти методики имеют ряд ограничений, не позволяющих составить полное представление о качестве образования в регионе.
Что касается ВПР, у многих экспертов вызывают вопросы механизмы контроля, используемые при проведении таких экзаменов. Ведь проведение ВПР организует и контролирует сама школа, а значит, в ряде школ результаты учащихся могут потенциально быть завышены, что приводит к несравнимости показателей между школами. НИКО дает возможность получить достаточно объективный срез знаний по стране в целом, но из-за недостаточности выборки не дает объективной информации по отдельным регионам.
Другой пример: рейтинги школ. Корректно ли сравнивать показатели огромных образовательных комплексов Москвы или других крупных городов со всеми их ресурсами и результаты небольших провинциальных школ с низкими бюджетами и, зачастую, недокомплектностью педагогического состава? Или при сравнении показателей все-таки следует учитывать данные о контингенте учеников, о ресурсах школы, о характеристиках территории, где расположена школа?
Кроме того, необходимо понять и измерить, как на результаты учеников влияет обучение в конкретной школе, а как — дополнительные занятия или репетиторы. Очевидно, что при сравнении школ необходимо учитывать и культурный, и финансовый потенциал семей учеников, их запрос на качество образования детей, возможность и готовность вкладывать ресурсы в доучивание и дополнительное образование. Без учета всех этих факторов по существующим сегодня способам оценки качества образования сложно понять, насколько успешно справляется школа со своей функцией.

Технология оценки качества образования региона
«Высокое качество не достигается случайно, это всегда результат осмысленных стараний...»
Стремление построить управление образованием на доказательной базе — на качественной аналитике — послужило стимулом для создания оригинальной методологии анализа качества общего образования на уровне региона. Корпорация «Российский учебник» совместно с Институтом образования Высшей школы экономики при поддержке Министерства образования Калининградской области разработала и запустила на территории Калининградской области пилотный проект по мониторингу факторов, влияющих на качество образования. Авторы проекта учитывали международный опыт в данной сфере и разработали свой инструмент для оценки качества школ региона.
Результаты этого проекта были представлены в докладе генерального директора корпорации «Российский учебник» Александра Брычкина на Петербургском международном экономическом форуме — 2019.
Методология анализа включает четыре компонента измерения качества:
- Академические результаты. Формализованная оценка успешности обучения (результаты ОГЭ, ЕГЭ) |
- Достижения высокого уровня. Особые успехи, выходящие за рамки оценивания по стандартам общего образования (например, олимпиады) |
- Школьное благополучие. Субъективная оценка качества жизни участников образовательного процесса в школе (учеников, педагогов, родителей). Насколько участники образовательного процесса удовлетворены качеством образования в своей школе |
- Академическая резильентность. Этот термин обозначает способность показывать высокие академические результаты вопреки неблагоприятным внешним условиям |
Есть школы, которые находятся далеко не в лучших социоэкономических условиях: сельские школы, школы не с самым высоким финансовым благополучием, и тем не менее некоторые из них демонстрируют высокие академические результаты. В чем феномен таких школ? Какие конкретно факторы влияют на результаты?
На этапе сбора информации было проведено исследование, покрывающее практически все школы Калининградской области.
Были обработаны академические результаты каждого ученика региона и статистическая отчетность школ за последние три года. Удалось получить ответы на информационные запросы по 151 школе (матрица, которую заполняла администрация школы, указывая данные о ресурсах, которыми обладает школа в фактах и цифрах).
В специально разработанном анкетировании приняли участие около 85% директоров школ и 60% всех учителей региона, более пяти тысяч родителей и более 5,5 тысяч учащихся 5–10-х классов (детей, которым предстоит провести в школе еще несколько лет). Анкеты составлялись отдельно для каждой категории участников, причем частично вопросы в анкетах пересекались. Такой «перекрестный» подход был использован специально, чтобы посмотреть на проблемы школы с различных точек зрения и сравнить отношение к ней всех участников образовательного процесса («360» градусов).



В результате обработки масштабного массива собранных данных был получен известный по международным и отдельным российским исследованиям, но подтвержденный применительно к региону вывод о том, что академические результаты напрямую зависят от социального контекста, в котором работают школы.
Однако у школ сохраняется достаточный диапазон для влияния на качество. При этом они не только находятся в разных условиях, обладают разными ресурсами, но, что принципиально важно, — используют имеющиеся ресурсы с разной степенью эффективности. Поэтому каждую школу надо оценивать с той точки зрения, какие результаты она получает, находясь в данных условиях. При таком подходе все школы региона можно распределить на четыре сегмента (кластера).
- Успешные. Социально благополучные и обеспеченные ресурсами школы, которые показывают достижения, соответствующие условиям их работы. Задача-минимум для региональных органов управления образованием в отношении таких школ — удержать текущий уровень образовательных результатов |
- Неуспешные. Школы, которые при наличии благоприятных условий демонстрируют результаты ниже возможностей. Это «точки роста эффективности» для улучшения качества образования в регионе в целом.
Ключевая задача — повысить качество, в том числе применить в них лучшие практики успешных школ |
- Резильентные. Школы, которые вопреки невысокому уровню благополучия показывают результаты выше, чем можно ожидать.
Ключевая задача — всячески поддерживать такие школы, изучать их опыт и использовать его в неблагополучных школах |
- Неблагополучные. Школы с социально неблагополучным контингентом и ограниченными ресурсами, показывающие низкие результаты |
Ключевая задача — внедрять лучшие практики резильентных школ.
Рекомендации по каждому из кластеров, выстроенные на основе проведенного анализа, учитывают специфику данных школ. В эффективных школах нужно изучать, какие в них используются практики управления, преподавания, работы с родителями, — те самые лучшие практики, которые можно транслировать в другие, пока менее эффективные точки системы.
Сложнее всего дело обстоит с неблагополучными школами, которые попадают в «зону риска». От них бесполезно требовать таких же высоких результатов, как от успешных школ. В первую очередь в них необходимо поддерживать внедрение лучших практик резильентных школ — то есть школ, которые по уровню социального контекста и обеспеченности ресурсами находятся на одном уровне с неблагополучными, но при этом показывают более высокие академические результаты.
Серьезное вмешательство необходимо, чтобы изменить результаты неуспешных школ. Здесь требуется более глубокий и тонкий анализ для понимания того, что в этих школах происходит не так, какие именно решения позволят вытянуть ситуацию и улучшить их работу. Как правило, проблемы находятся в области управления, организационной культуры и т.д.
Перед стартом проекта исследователи особо обращали внимание на то, чтобы результаты анализа стали основой содержательных, а не административных решений.

Стратегия и тактика, помноженные на науку
«Будущее — в руках школьного учителя»
На выбор исследователями Калининградской области в качестве пилотного региона повлияли в первую очередь компактность региона и опыт реализованных ранее проектов. Калининградская область — достаточно успешный регион РФ как по уровню социально-экономического развития, так и по качеству образования. Здесь сильная управленческая команда, демонстрирующая в своей работе открытость к инновациям, заинтересованность в получении независимой экспертизы и готовность учитывать ее результаты при стратегическом планировании развития образования.
В конце июня в Калининграде состоялась встреча основных участников проекта, на которой обсуждались итоги исследования.
Пилотное исследование позволило на основании данных выявить перечень факторов, влияющих на качество образования в школах Калининградской области.
Положительно связаны с качеством образования:
- Образовательная инфраструктура
Возможность выбора школы у родителей |
Наличие/отсутствие второй смены |
- Организационная культура школ
Педагогическое лидерство директора |
Педагогика сотрудничества и индивидуальный подход |
Эффективное взаимодействие между различными участниками образовательного процесса, в том числе отсутствие буллинга |
Дисциплина на уроках |
Вовлечение семей в образовательный процесс |
- Квалификация и достаточность педагогических кадров
Повышение квалификации педагогов, доля учителей с высшей категорией |
Достаточное количество кадровых ресурсов |
Заработная плата педагогов |
- Вариативность образовательных ресурсов и возможностей
Специализация школы и класса |
Дополнительное образование на базе школы |
Разнообразие проводимых в школе мероприятий |
Курсы профориентации |
Отрицательно связаны с качеством образования:
- Недостаток кадровых и образовательных ресурсов |
- Низкий уровень дисциплины на уроке |
- Буллинг |
В целом с качеством образования в отдельно взятой школе в наибольшей степени взаимосвязаны такие факторы, как образовательная инфраструктура, организационная культура школы, квалификация и достаточность педагогических кадров, вариативность образовательных ресурсов и возможностей.
Если говорить о регионе в целом, рекомендации авторов исследования для Калининградской области следующие: во-первых, ожидаемо одной из необходимых мер является строительство школ для ликвидации второй смены.
«На текущий момент ключевой проблемой региона является нехватка школ и педагогов в условиях роста численности учащихся (прогнозируется +15% учеников к 2025 году)», — говорится в материалах исследования. Действительно, высокая плотность населения в Калининградской области, постоянный приток мигрантов, высокий показатель наполняемости классов, количество учеников в расчете на одного учителя — все эти факторы демонстрируют необходимость строительства и реконструкции школ, в том числе для ликвидации второй смены.
Во-вторых, отдельное внимание необходимо уделить построению оптимальной организационной культуры в школах. Это фактор, который серьезно влияет не только на школьное благополучие, но и на академические результаты. Однако, сегодня школам не хватает серьезных методик и рекомендаций, нацеленных на улучшение качества взаимодействия между учениками, родителями, учителями, профилактике буллинга в детской и детско-взрослой среде. Директора школ заняты в основном управлением ресурсами и финансово-хозяйственной стороной жизни школы, у них хронически не хватает времени на вопросы укрепления педагогического коллектива, поиска возможностей профессионального развития педагогов, повышения качества преподавания. Не всегда они умеют реализовать свое педагогическое лидерство.
В-третьих, еще одна ключевая проблема региона — недостаток педагогических кадров, поэтому необходимо наращивание кадрового потенциала региона. Особенно остро ощущается недостаток педагогов, имеющих первую и высшую квалификационную категорию, и специалистов психолого-педагогической коррекции. Проблема усиливается высоким средним возрастом учителей, что иногда негативно влияет на академические результаты и создает опасность нехватки кадров в будущем.
Интересно, что цифровизация школьного образования не продемонстрировала сколько-нибудь заметного влияния на качество образования, по крайней мере в том сочетании параметров, которое было заложено в исследовании. Учитывались два показателя: обеспеченность школ компьютерной техникой и время, в течение которого учитель использует компьютерные технологии как средство обучения. По мнению экспертов, данные показатели не являются оптимальными критериями цифровой трансформации школ, нужно смотреть глубже: какие онлайн-ресурсы использует школа, как учитель это делает. Тем не менее не стоит пока переоценивать прорывной характер цифровых ресурсов (об этом говорят и результаты международных исследований).
А вот учитель, отношения педагога с учащимися остаются ключевыми факторами качества образования. Несмотря на то что Калининградская область широко использует различные современные формы обучения, включая дистанционные образовательные технологии, по-прежнему имеет значение индивидуальное отношение учителя к ребенку, умение понять ребенка, увидеть его способности и помочь ему эти способности развить, обратная связь от учителя к ребенку... Сегодня существует острый дефицит специальных программ, обучающих педагогов работе с детьми с проблемами поведения и низкой учебной мотивацией, детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьми из семей мигрантов. Усложнение состава класса — существенный вызов для педагога. По давно сложившейся традиции учителя владеют некоторыми универсальными методами. При усложнении контингента учащихся, при его большей вариативности им не хватает методик и навыков работы с неоднородной аудиторией. Именно на повышении компетенций педагога необходимо сфокусировать внимание и усилия. Об этом же говорят и международные исследования (PISA*, TIMSS**, TALIS***): качество образования прежде всего зависит от того, кто будет работать в школе, насколько педагог будет компетентен и мотивирован, в том числе условиями труда.
Инфраструктурные решения — построить, закупить, оборудовать — реализовать относительно проще, кадровые, требующие более тонкой диагностики, — найти адекватные программы профессионального развития педагогов, найти инструменты, способные на уровне конкретных школ выстроить благоприятный школьный климат и прочее, — сложнее.
Проведенный анализ позволяет построить стратегию развития системы образования с горизонтом планирования в 5 лет и более, принимать выверенные решения, основанные на индивидуальном подходе к группам школ, к каждой конкретной школе. Такого рода управление требует от управленцев другого режима работы, дает возможность эффективно влиять на качество образования здесь и сейчас, иногда даже без привлечения дополнительных инвестиций.
Проведенное исследование побуждает к более выверенным стратегическим решениям. Рекомендации, которые сегодня сформулировали эксперты, предполагают стратегическое мышление, вдумчивую, планомерную работу, зачастую невидимую посторонним глазом.
Что еще почитать?
- Шире школьных стен. Коворкинг, нетворкинг и другие формы жизни школьных сообществ
- Формирование современной образовательной среды
- Тезисы о школе будущего. Куда идти современной школе
- Общеобразовательная программа: нормы и барьеры
*PISA (англ. Programme for International Student Assessment) — международная программа по оценке образовательных достижений учащихся, тест, оценивающий грамотность школьников в разных странах мира и умение применять знания на практике.
**TIMSS (англ. Trends in Mathematics and Science Study) — международное мониторинговое исследование качества школьного атематического и естественно-научного образования, программа, организованная Международной ассоциацией по оценке учебных достижений IEA. Данное исследование позволяет сравнить уровень и качество математического и естественно-научного образования учащихся 4-х классов начальной школы и учащихся 8-х классов в различных странах мира, а также выявить различия в национальных системах образования.
***TALIS (англ. Teaching and Learning International Survey) — международное исследование по вопросам преподавания и обучения, проводится Организацией по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР) для сбора и сравнения информации об учителях и директорах в разных странах в таких ключевых областях, как: подготовка и профессиональное развитие учителей, оценка качества работы, руководство школой, установки и приемы преподавания, удовлетворенность работой, уверенность в своих профессиональных способностях.