Обучение достойной жизни

Обучение достойной жизни

Опубликованы цели национального проекта «Образование»: обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования, воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.

78

М-да. За пять лет... Проект подразумевает ведь свою ограниченность во времени и наличие результата в конце. Результата, который можно зафиксировать, «пощупать». А как можно измерить — воспиталась в стране хотя бы одна «гармонично развитая и социально ответственная личность» или нет? Что поменяется в жизни обычных граждан от того, что страна будет на 8-м или на 15-м месте по качеству образования?

Боюсь, что достижение предложенных целей сложно будет почувствовать обычным гражданам страны. Эти цели не про них. Как можно почувствовать в обычной жизни рост качества образования, если измерять его не «внутриобразовательными мерками» (ростом числа стобалльников на ЕГЭ и прочим), а изменениями в реальной жизни людей?

Какие иные цели можно поставить перед развивающейся системой образования таким образом, чтобы хотя бы некоторые эффекты от такой работы были видны гражданам?

Попробую пофантазировать...

На мой взгляд, основная задача, цель, функция государства — улучшение качества жизни его граждан. И в этом смысле система образования, поддерживаемая и развиваемая государством, вероятно, может (и должна) вносить свой вклад в рост качества жизни своих подопечных.

Можно, наверное, описать различные характеристики качественной жизни. Рискну предложить некоторые:

  • наличие опыта свободы выбора у граждан и разнообразия возможных жизненных стратегий, отсутствие тупиковых ветвей развития человека |
  • нормализация жизни, отсутствие надуманных стрессов, излишней нервозности и напряженности в семье, школе, жизни подрастающего поколения |
  • возможность спокойного и разнообразного заработка для достойной жизни |
  • наличие опыта, обеспеченной возможности самостоятельных решений и влияния на улучшение жизни на территории, где человек хочет жить |
  • возможность жить разным людям рядом. Вместе. Не мешая, а помогая друг другу |
Трудные диалоги. Что и как говорить, когда ставки высоки
Трудные диалоги. Что и как говорить, когда ставки высоки
Эта книга поможет развить навыки, позволяющие выходить из самых сложных ситуаций. Из нее читатель узнает, как подготовиться к важным переговорам; как создать доверительную атмосферу в беседе; как вовремя заметить, что разговор выходит из-под контроля; как быть убедительным и корректным, а также многое другое.
Купить

Что может сделать образование для этого?
Как изменения в образовании могут повлиять на улучшение этих сторон качественной жизни человека?

Вероятно, если для национального проекта «Образование» были бы приняты такие цели, то у него могли бы появиться подпроекты, посвященные:

  • тому, как государство может поддерживать различные общественные инициативы в образовании, развитию многообразия форм и возможностей получения образования |
  • поддержке государством педагогических практик и сообществ, разрабатывающих и реализующих педагогические подходы. Решения, позволяющие педагогам помогать учиться одновременно разным детям, развивающие их желание и умение работать друг с другом, поддерживать друг друга |
  • поддержке различных проектов, позволяющих подросткам, еще обучаясь в школе, получить опыт собственного ответственного заработка. Осуществлять пробы себя в различных сферах. Встречаться и взаимодействовать с людьми различных профессий и стилей жизни. Видеть разнообразные образы успешных взрослых |
  • тому, как ежегодный процесс сдачи экзаменов сделать менее нервозным — как для школ, так и для семей. Например, не нагнетать напряженность вокруг экзаменов, организуя экзаменационные пространства как особо охраняемые и проверяемые секретные зоны. А может быть, и вообще упростить, если не отменить всеобщую обязанность сдачи экзаменов по окончании школы |
  • получению детьми опыта участия в управлении своею жизнью со школьных лет, через поддержку реальной автономии школ, в которых учителя, родители, дети смогут сами принимать принципиальные для них решения без давления районного и прочего начальства. А также через поддержку появления настоящих, не создаваемых по указке сверху добровольно-принудительных массовых объединений, инициативных, а значит, не столь уж сразу многочисленных детских общественных объединений. Через создание реальных возможностей выбора в школе, в том числе маршрутов, форм и содержания учебной деятельности |
  • поддержке взаимодействия школ и местного сообщества: бизнеса, некоммерческих сообществ, организаций культуры. Они должны способствовать вовлечению подростков и молодежи в решение проблем развития территорий проживания. Влиять на появление проектов, окультуривающих жизнь на этих территориях различными способами |

Такие меры, на мой взгляд, будут способствовать формированию нового поколения граждан, чувствующих себя хозяевами на своей территории. Созданию тех, кто умеет жить вместе, кооперироваться для решения общих проблем, самостоятельно мыслить и определять перспективы своей жизни и развития своей территории. Тех, кто сможет связывать свою счастливую жизнь с тем местом, где они живут. Тех, кто желает вкладываться в нормализацию жизни вокруг себя.

Считаю, что при наличии поддержки такого поколения качество жизни в России будет расти. И рост этот будет происходить в том числе благодаря изменениям в образовании.


Михаил Эпштейн
Директор образовательного центра «Участие» и частной школы «ЭпиШкола», Санкт-Петербург

Читайте также:


Понравился материал? Поделитесь в соц.сетях
не пропусти последние новости, подпишись на следующий номер
Спасибо! Вы успешно подписаны на рассылку клуба директоров
Закрыть