Общеобразовательная программа: нормы и барьеры

Общеобразовательная программа: нормы и барьеры

Корпорация «Российский учебник» запускает серию вебинаров, посвященных общеобразовательной программе. Спикером выступает руководитель федерального ресурсного центра дополнительного образования художественной направленности ФГБУК «Всероссийский центр художественного творчества» Лариса Львова. В первом выпуске эксперт провела общую оценку требований к школе с точки зрения регламентированных норм и очевидных противоречий.
119507

Кто составляет общеобразовательную программу?

Раньше аккредитация образовательной программы носила институциональный характер, то есть аккредитацию получала организация, реализующая программу того или иного уровня. Сегодня предметом аккредитации выступает именно программа, а школа получает лицензию. Право реализовывать общую образовательную программу имеют не только школы, но и другие образовательные организации, предусмотренные законодательством (колледжи, ВУЗы). Основания для реализации следующие: лицензия на право ведения образовательной деятельности, свидетельство об аккредитации, право выдавать документ об образовании.
В вопросах составления и применения программы школа имеет автономию и несет полную ответственность, однако существуют нормы и требования, которым программа должна соответствовать. Правила прописаны в четырех ключевых документах:
  • ФЗ-273,
  • Приказ МОН № 1015,
  • ФГОС,
  • СанПин


Элементы общеобразовательной программы

Содержательный раздел ООП ООО, в соответствии со стандартом, включает:
  • программу развития универсальных учебных действий;
  • программу отдельных учебных предметов, курсов, в том числе интегрированных;
  • рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей);
  • программу воспитания и социализации обучающихся;
  • программу коррекционной работы (программа разрабатывается при наличии в образовательной организации детей с ограниченными возможностями здоровья).
  • Организационный раздел ООП ООО включает:
  • учебный план ООП ООО на весь уровень реализации (на 5 лет) и план внеурочной деятельности;
  • календарный учебный график;
  • систему условий реализации ООП ООО;
  • оценочные и методические материалы;
  • иные компоненты, обеспечивающие воспитание и обучение учащихся (по усмотрению организации, осуществляющей образовательную деятельность).

Согласно требованию к соотношению обязательной и формируемой частей программы (п. 15, раздел III Приказ МОН от 17.05.2012 № 413), обязательная часть составляет 70%, а часть, формируемая участниками образовательных отношений, — 30 % от общего объема.

 Рассмотрим подробнее закон «Об образовании в Российской Федерации». Статьи № 2, 12-18, 21, 23, 25, 28-30, 43, 44, 48, 55, 58, 91 и 95 должны быть отражены в образовательной программе, а также в локально-нормативном акте, который регламентирует порядок утверждения, разработку и реализацию программы в конкретной образовательной организации. Как показывает практика, существуют барьеры, которые препятствуют соответствию некоторым статьям закона. Приведем правила (с выдержками из статей) и сопутствующие их выполнению сложности, на которые следует обратить особое внимание.


Статья 2 «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе»

Тест закона напоминает, что основная деятельность общеобразовательной организации — это работа по реализации образовательной программы.

Образовательная программа — комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.

Образовательная деятельность — деятельность по реализации образовательных программ.


Статья 12 «Образовательные программы»

Закон указывает на то, разработка образовательной программы является сферой ответственности школы и директора (как должностного лица).

Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.

При этом образовательная программа школы должна опираться на следующие документы (и не противоречить им!):

  • Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1015 (ред. от 17.07.2015) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 N 30067).
  • Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 N 19644).
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189 (ред. от 24.11.2015) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (вместе с «СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы») (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 N 19993).


Статья 13 «Общие требования к реализации образовательных программ»

Закон позволяет реализовывать образовательную программу как самостоятельно, так и посредствам сетевых форм, дает право на дистанционное обучение. Но направления обозначены в общих чертах. Как реализовывать данное право? В этом школе приходится разбираться самостоятельно. Соответствующие технологии и алгоритмы должны быть отражены в документах школы: в пояснительной записке к программе, в локально-нормативном акте, в учебном плане.

Образовательные программы реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации.

При реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.
  
При реализации образовательных программ организацией, осуществляющей образовательную деятельность, может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании соответствующих образовательных технологий.

Федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, не вправе изменять учебный план и календарный учебный график организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по соответствующим образовательным программам различных уровня и (или) направленности или по соответствующему виду образования устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Читайте в наших материалах:

Статья 15 «Сетевая форма реализации образовательных программ»

Закон позволяет использовать сетевую форму работы. Далеко не у всех школ есть необходимые материально-технические и кадровые ресурсы для реализации образовательной программы (большой дефицит ресурсов испытывают, например, религиозные школы). Решить эту проблему как раз и помогают сетевые отношения. Сложность в том, что сетевую форму реализации программы школы часто подменяют сетевыми взаимодействиями, что строго наказывается. Для соблюдения правил, обе организации должны иметь лицензии, нужен договор с прописанными правами и обязанностями сторон, порядком логистики, порядком получения согласия родителей. Организации должны совместно разработать и утвердить программу, прописать порядок участия педагогов в реализации этой программы. У школ часто возникают сложности с соблюдением вех указанных компонентов сетевой формы.

Сетевая форма реализации образовательных программ (далее — сетевая форма) обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций.

Использование сетевой формы реализации образовательных программ осуществляется на основании договора между организациями.


Статья 17 «Формы получения образования и формы обучения»

Закон дает право на осуществление образовательной деятельности в разных формах, что открывает широкие возможности для детей и родителей. Однако не до конца ясно, как соотносить это право с реализацией школьной программы.

В Российской Федерации образование может быть получено:

1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).

Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.

Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с частью 3 статьи 34 настоящего Федерального закона промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.


Статья 18 «Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы»

Согласно закону, каждая школа обязана иметь библиотеку. Что касается основных книг — учебников, с помощью которых реализуется образовательная программа, то их компоновка должна быть основана на Федеральном перечне учебников. Нужно учитывать, в каком году каждый класс приступил к освоению образовательной программы и какой перечень учебников в этот момент был актуален.

В организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в целях обеспечения реализации образовательных программ формируются библиотеки, в том числе цифровые (электронные) библиотеки, обеспечивающие доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам.


Статья 28 «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации»

Закон диктует, что количество учебных часов на освоение предусмотренных тем должно быть четко отражено в учебных планах и графиках. Пропуск даже одного указанного часа является нарушением закона, поэтому при составлении планов необходимо ориентироваться на производственные календари (чтобы праздники не вносили свои коррективы), а при болезни учителя находить замену.

Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.


Статья 29 «Информационная открытость образовательной организации»

Закон строго регламентирует представление информации на сайте образовательной организации, однако многие школы относятся к этим требованиям халатно. На сайтах организаций можно встретить аннотации образовательных программ (вместо самих программ), устаревшие расписания. Следует помнить, что согласно закону все участники образовательных отношений (ученики, родители, партнеры школы) должны иметь возможность доверять представленной информации.

Образовательные организации формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет». Образовательные организации обеспечивают открытость и доступность: ... о реализуемых образовательных программах с указанием учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, предусмотренных соответствующей образовательной программой.


Статья 30 «Локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения»

Закон напоминает, что локально-нормативные акты школы должны не просто существовать, но и соответствовать правилам. Если нормы требуют документ «Режим занятий обучающихся» — значит, руководству школы нужно составить локально-нормативный акт с таким названием и соответствующим содержанием. При этом школа вправе делать акты в разных формах (положения, инструкции, распоряжения, протоколы).

Образовательная организация принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения (далее — локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом.

Образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями.


Статья 43 «Обязанности и ответственность обучающихся»

Закон помогает школе урегулировать взаимоотношения с учениками и родителями. Ответственность за посещение детьми уроков родители часто перекладывают на учителей, однако правила указывают, что ученики тоже имеют ряд обязанностей. Дети должны осмысленно подходить к освоению образовательной программы, а школа — создавать для этого необходимые условия.

Обучающиеся обязаны: добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы.

Образовательная программа — глубокая и многослойная тема. Мы представили только те нюансы, которые лежат на поверхности.

Подпишитесь на нашу рассылку, и вы будете получать актуальную информацию о предстоящих вебинарах, сможете общаться с экспертами в режиме реального времени, обсуждать важные вопросы.
Понравился материал? Поделитесь в соц.сетях
не пропусти последние новости, подпишись на следующий номер
Спасибо! Вы успешно подписаны на рассылку клуба директоров
Закрыть