Госполитика

Образовательная среда – понятие все еще нелегитимное

Исследование особенностей организации современной образовательной среды в школах России и за рубежом
149

В документах федерального уровня, а именно ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации», Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС), примерных основных образовательных программах (ПООП), понятие образовательной среды практически отсутствует. Во ФГОС есть упоминание образовательной среды в разделе «Условия реализации образовательной программы», однако отметим, что сегодня продуманная, в том числе и с архитектурно-педагогической точки зрения, среда является не условием, а действующим механизмом достижения высоких образовательных результатов, ключевым фактором развития ребенка.

Образовательная среда — это и архитектура зданий, и предметно-пространственная организация, и цифровые технологии, и современное оборудование, и навигация, и методическая оснащенность, и характер взаимодействия обучающих и обучаемых, и сообщество сверстников, и то, насколько в образовательном процессе используются социокультурные ресурсы района, города, страны, мира.

Учредители-исполнители исследования:

  • Корпорация «Российский учебник»
  • Институт образования НИУ «Высшая школа экономики». ВШЭ
  • Московский городской педагогический университет. МГПУ

При аналитической поддержке

  • Всемирный Банк

Если раньше почти всю совокупность образовательных результатов обеспечивал учитель, то сегодня педагогическое влияние на детей имеет распределенный характер. Важную роль теперь играют сами принципы, согласно которым строится окружение учеников: насколько оно стимулирует проявление инициативы, самостоятельности, ответственности, индивидуальную работу и решение задач в малых группах, учит совершать выбор, рассуждать и проявлять критичность, видеть межпредметную проблематику и практическое значение школьных предметов для жизни социума.

Именно этой практической необходимостью, связанной с изменениями представлений о качестве образования, обусловлена актуальность проекта по исследованию особенностей организации современной образовательной среды в школах России и за рубежом.

Для разработки и внедрения новых средовых решений в массовую школьную практику необходимо:

  • определить критерии современной образовательной среды с опорой на передовой международный и отечественный опыт;
  • изучить влияние средовых факторов на образование;
  • разработать предложения по изменению действующей нормативно-правовой базы и практики ее применения с тем, чтобы четче определить понятие «современная образовательная среда» в регулирующих федеральных документах;
  • обеспечить педагогические коллективы методическими рекомендациями по эксплуатации инновационных решений с максимальной эффективностью с точки зрения достижения образовательных результатов разных типов.

Первым этапом большого проекта по исследованию образовательной среды можно считать исследование, проведенное в 2016−2017 году НИУ «Высшая школа экономики» и корпорацией «Российский учебник», в ходе которого на основании показателей, связанных с кадровым, материально-техническим и информационно-методическим обеспечением, а также инклюзией, рассчитывался индекс общего состояния инфраструктуры российского образования в регионах.

Несмотря на внимание к ресурсному обеспечению системы образования со стороны государства, исследование показало, что потенциал развития образовательной инфраструктуры регионов реализован не в полной мере (среднее значение по РФ интегрального образовательного индекса составляет 0,48 при максимально возможном 1). В школьном образовании, безусловно, за последнее время улучшилась ситуация с общим состоянием зданий, однако уровень обеспеченности школьников учебными площадями по-прежнему весьма невысок (0,47). Также крайне низок индекс показателя, касающегося возможности использования в школах высокоскоростного доступа к ресурсам сети Интернет (0,19); не так много организаций имеют учебно-опытный участок, электронную библиотеку; оставляет желать лучшего и индекс укомплектованности обычных школьных библиотек.

Интересно, что, по оценкам многих экспертов, качественно выстроенная и методически продуманная образовательная среда позволяет обеспечить не только доступность и результативность, но и в значительной степени снизить расходы на образование и обеспечить безопасность обучающихся.

0,48 – среднее значение по РФ интегрального индекса развития образовательной инфраструктуры

0,47 – уровень обеспеченности школьников учебными площадями

0,19 – индекс высокоскоростного доступа к ресурсам сети Интернет

Результаты разворачивающегося сейчас исследования образовательной среды позволят сформулировать критерии ее педагогической эффективности, а также обозначить ключевые проблемы, стоящие на пути системной модернизации образования Российской Федерации.

Максим Лозовский
заместитель генерального директора корпорации «Российский учебник»
Понравился материал? Поделитесь в соц.сетях
не пропусти последние новости, подпишись на следующий номер
Спасибо! Вы успешно подписаны на рассылку клуба директоров
Закрыть