О, этот дивный новый мир. Ключевые идеи счастливого будущего
Перспективы

О, этот дивный новый мир. Ключевые идеи счастливого будущего

Мы отталкиваемся от идеи, что образование как способ обучения новым действиям, методам мышления и вообще новым способам бытия несет в себе величайший потенциал для изменения мира.

Global Education Futures (GEF)
433

Компетенции будущего и реалии настоящего

Несмотря на все сложности в современной системе образования, в конечном итоге все будет хорошо. И самое важное — прекрасное будущее наступит неизбежно, практически само собой. Таково краткое резюме недавнего доклада Павла Лукши, профессора практики Московской школы управления «Сколково», выступившего на заседании академического клуба «Норма и деятельность».

Павел Лукша — основатель инициативы Global Future Education (www.global-futureeducation.org), международного проекта, цель которого — предугадать направление развития образования, способного ответить на потребности общества, экономики, новых поколений. Угадывается будущее методом опроса ведущих международных экспертов и регулярных совещаний лидеров мирового образования. Собираясь в разных точках земного шара, они обсуждают следующие вопросы:

  • Какие знания и навыки понадобятся людям для достижения успеха в ближайшие десятилетия?
  • Каким должно стать образование, чтобы помогать формированию необходимых компетенций и не мешать процессу?
  • Какие новые формы примет образование в XXI веке?
  • Как государство, политики, отдельные граждане могут помочь развитию новых образовательных моделей?

Ключевая идея проекта и представленного в Москве доклада — экосистемный подход. Отлаженная в природе за много миллионов лет система взаимодействия различных организмов и плавного изменения окружающего мира может быть перенесена и на общественные процессы.

С одной стороны, уже очевидно — новая эпоха предъявляет нам новые требования. Мы вынуждены все время (всю жизнь) учиться чему-то новому, что-то новое осваивать. Школа, основанная на тренировке «жестких», раз и навсегда выученных алгоритмов, не справляется с необходимостью формировать в учениках так называемые «мягкие», широкие, применимые в разных ситуациях компетенции.

Скажем, одна из самых востребованных компетенций — креативность, способность мыслить и действовать нестандартно. Это не божий дар отдельных гениев. Это именно способность, которую можно и нужно развивать в каждом человеке. И, разумеется, не путем решения стандартных задачек, которыми заняты современные школьники и студенты большую часть времени.

Вторая важнейшая компетенция, необходимая человеку будущего,  — эмпатия. Но в современном образовательном процессе эмоции вообще не учитываются, более того, намеренно выводятся за скобки. Человеку будущего придется работать в команде, сотрудничать. Но учится он сегодня в классе за партой, глядя в затылок впереди сидящего и не смея даже шепотом пообщаться с соседями.

Человеку будущего нужно уметь сохранять работоспособность, концентрировать внимание, поддерживать свое физическое и эмоциональное благополучие. Как этому научиться, если живешь в рамках строгого расписания, единого для всех, если прислушиваешься не к себе, а ждешь внешней оценки?

И, наконец, возвращаемся к пресловутому умению учиться (раз уж этим придется заниматься пожизненно) — оно не формируется, если ученик боится ошибиться, бездумно следует указаниям учителя и стандартным схемам, не задумывается о личностных особенностях и желаниях.

Когда все зависит от всего. Экосистема как основа

Однако в недрах жесткой классической системы образования уже созрели инновационные сообщества, которые в будущем смогут стать основой глобальных изменений. В первую очередь это разнообразные образовательные онлайн-платформы, на базе которых каждый человек может учиться чему угодно и как угодно (с личным тренером или обезличенным тренажером, в сообществе единомышленников или индивидуально), выбирая самые немыслимые сочетания курсов и уровней сложности.

Например, созданная в Чикаго образовательная цифровая платформа уже стала значимой в системе муниципального образования и городской жизни в целом. Или центром нового образования может стать профессиональный холдинг, заинтересованный в квалифицированных кадрах, а следовательно, предоставляющий возможности для индивидуализированного образования и карьерного планирования. Кроме того, крупные предприятия, кампании готовы инвестировать в таланты, выращивать их.

Нечто подобное происходит сейчас в Санкт-Петербурге, где на базе холдинга Ленполиграфмаш (www.lpmtech.ru) в последние годы создается та самая экосистема, вокруг которой складывается сообщество. Возникает определенная среда, формируются связи, появляются возможности для развития социальных и образовательных инициатив.

Основное преимущество таких экосистем — взаимная выгода. Экосистемы одинаково важны и тем, кто предоставляет услуги (здания, средства), и тем, кто работает в этих пространствах. Отдельные игроки (действующие лица) связаны между собой, и не только конкурируют (что неизбежно), но и сотрудничают. Есть несколько признаков, отличающих экосистемы от жестких традиционных структур. В первую очередь разнообразие, отсутствие унификации. Многоуровневость вместо строгой иерархии (а значит, разные источники финансирования, в том числе негосударственные). Высокий уровень адаптивности, готовность реагировать на внешние изменения. А также — резильентность, то есть способность достигать успеха в трудных условиях, вопреки обстоятельствам.

Как формируется экологическая структура? Собственно, начинаться все может традиционно и жестко. Затем, по мере роста горизонтальных связей между участниками, разрушается централизованная система управления. Отдельные «игроки» берут на себя часть ответственности и получают более широкие права. Конечно, в ситуации с тотальным государственным регулированием экосистеме возникнуть непросто. Возможно, именно поэтому участники обсуждения доклада Павла Лукши предлагали обратить особое внимание не на школы и университеты (они тоже, вероятно, могут собирать вокруг себя заинтересованных людей, новаторов и наставников, но пока не успевают даже с привычными задачами справиться), а на различные негосударственные образовательные, семейные, культурно–развлекательные центры. Развиваясь, они постепенно возьмут на себя функции тех же школ. Традиционным школам останется либо радикально меняться, либо просто исчезнуть с карты образования страны. Поддержка несистемных, частных инициатив (их институционализация, формирование законодательной базы для нормального функционирования, финансирования) могла бы оздоровить и систему в целом.

Также стоит отметить увеличение разрыва между мнением специалистов и массовыми представлениями. Его преодоление — важная задача, в том числе для тех, кто сегодня управляет образованием в стране.

Самим работникам образования, сколько бы сложностей и реформ им ни пришлось пережить, беспокоиться, в сущности, не о чем. По мнению докладчика, образование — одна из тех сфер, где занятость будет не только не сокращаться, но, напротив, увеличиваться. И никакие роботы не заменят учителя.


Людмила Печатникова
Понравился материал? Поделитесь в соц.сетях
не пропусти последние новости, подпишись на следующий номер
Спасибо! Вы успешно подписаны на рассылку клуба директоров
Закрыть