
Маршрут в эффективность. Настоящее и будущее российского образования
Корреспондент УШ встретилась с Александром Брычкиным, генеральным директором корпорации «Российский учебник», и Максимом Казарновским, руководителем Московского и региональных салонов образования, чтобы поговорить о совместном начинании, о настоящем и будущем российского образования.
Будущее образования интересует всех — и науку, и педагогов, и родителей. Расскажите, насколько это возможно в рамках интервью о принципах работы ваших проектов. Какой вы видите свою роль в формировании образования завтрашнего дня?
Александр Брычкин
— Для описания деятельности корпорации «Российский учебник» слов «мы выпускаем учебники», даже если иметь в виду не только бумажную продукцию, совершенно недостаточно. Мы создаем разнообразные инструменты для реализации необходимых образовательных результатов. Цифровые образовательные решения и сервисы дополняют, а порой и замещают компоненты печатных учебно-методических комплексов. С помощью цифрового контента мы можем добиваться совершенно другого уровня усвоения учебного материала. Совершенно другого уровня овладения навыками. И, конечно, цифровые сервисы позволяют достичь главного — индивидуализировать образовательную траекторию ученика, провести анализ большого объема данных, подстроить материал под каждого. В масштабах всей страны подобная история может создавать фантастические результаты.
Максим Казарновский
— ММСО работает по принципу центра притяжения. К нам съезжаются различные представители регионов: начиная от педагога или воспитательницы детского сада и заканчивая, условно, министром образования. Несколько лет мы отрабатывали именно такую технологию организации. После — сделали шаг в регионы. В некотором смысле нас вдохновила работа нашего партнера, крупнейшей немецкой выставки образовательных технологий Didacta. Ее философия: всегда идти к потребителю. Каждый год Didacta меняет локацию, чтобы на выставку мог попасть любой педагог, живущий в радиусе 300 км от нее. Отправляясь в регионы, мы стремимся синхронизировать развитие образования в нашей стране. К примеру, предстоящие темы для обсуждения в рамках салонов Иркутска и Уфы звучат следующим образом: индивидуализация образования, синхронизация образовательных программ между СПО и бизнесом. В центре внимания окажется получение рабочих профессий. В обоих регионах хорошо развита система колледжей и есть прямой заказчик в виде предприятий. Наш салон становится уникальной площадкой для их объединения.
Для развития современных подходов в образовании необходимо понимать, какое ближайшее или отдаленное будущее нас ожидает. Как формируется ваше видение будущего?
Александр Брычкин
— Мы считаем, что задачу повышения качества системы образования в стране возможно решить через реализацию региональных стратегий повышения качества образования. Для этого необходимо провести многофакторную оценку состояния системы образования региона. Вместе с Институтом образования ВШЭ мы разработали такую методологию. Результатом комплексного исследования становится определение факторов, влияющих на качество образования, предложение конкретных инициатив к реализации на основе выявления лучших практик в регионе, а также расстановка возможных приоритетов государственных расходов на нужды общего образования.
Подобного рода исследования позволят управлять образованием не по наитию, а на основании точных данных. Почти «по приборам».
Сейчас мы проводим исследование в ряде пилотных регионов, а первым опытом реализации уникального для России проекта поделимся на Петербургском международном экономическом форуме.
Думаю, что многие регионы захотят провести такое исследование. Оно является органичным дополнением и углублением уже проведенной ранее большой работы совместно с Высшей школой экономики. Речь идет о рейтинге образовательной инфраструктуры российских регионов. Продолжение нашей работы, по сути, углубляет и сканирует систему образования по факторам. Анализирует данные, которые касаются каждой школы.
А за каждой школой стоят ее директор и педагогический коллектив. И если для педагогов создано огромное количество ресурсов и площадок для повышения квалификации, то достойной поддержки развития административного корпуса еще не оказывается.
Руководителем школы, как мы знаем, обычно становятся бывшие учителя. С изменением должности сильно меняются зона ответственности и функционал, появляются новые роли — «администратор», «руководитель», «менеджер», что, безусловно, требует серьезной профессиональной переподготовки и повышения квалификации. По данным Высшей школы экономики, только 5% директоров проходят такое обучение. Объективно в стране не много качественных образовательных программ для директорского корпуса.
Чтобы понять, какое содержание надо закладывать в программы обучения, мы выявили основные компетентности, которыми должен обладать успешный директор современной школы.
Разработанная нами комплексная оценка компетенций директора школы позволяет:
- провести самооценку директором школы своих компетентностей,
- проанализировать полноту и содержание компетентностей управленческой команды школы в целом, а в глобальном масштабе
- разработать востребованные образовательные программы для директоров, их заместителей, кадрового резерва для повышения эффективности управления школой, роста образовательных результатов учеников и повышения удовлетворенности всех участников образовательного процесса.
Если для педагогов создано огромное количество ресурсов и площадок для повышения квалификации, то достойной поддержки развития административного корпуса еще не оказывается.
Максим Казарновский
— У такого большого форума, как ММСО, тоже есть возможность внести свой исследовательский вклад. Несколько лет подряд в разделе «Цифровая трансформация образования» мы тестируем, каким образом в головах у разных участников этой системы складывается представление о цифровой школе. Понимаем, какие решения может предложить бизнес, который является поставщиком идей и технологий. Узнаем отношение заказчика — региональных министерств образования. С этого года у нас появился крупный партнер в лице Федерального агентства по делам национальностей. На региональном уровне мы хотим исследовать, каким образом выстраиваются отношения между различными конфессиями. Найти точки объединения, чтобы затем предъявить их Федеральному агентству в виде некоего инструмента для успешного взаимодействия. Обязательно тестируем все, что связано с профориентацией, одновременно предоставляя региону возможности и модели различных подходов к этому вопросу.
Корпорация «Российский учебник» выпускает более трети тиражей сертифицированных учебников из Федерального перечня учебников, по которым учатся миллионы учеников российских школ. Корпорация также серьезно вкладывается в создание современных технологий, современного цифрового контента, современных образовательных сервисов для учеников и учителей. Тренд на современность — отличительная черта корпорации по сравнению с другими игроками рынка учебной литературы. Миссия корпорации совпадает с миссией Московского международного салона образования (ММСО), который пять лет подряд каждую весну устраивает широкомасштабный смотр достижений отечественной и мировой педагогики. ММСО — демонстрационная и дискуссионная площадка мирового уровня.
Собираетесь ли вы привлекать родителей к исследованиям эффективности образования?
Максим Казарновский
— Профессия родитель — самая тяжелая, но ей можно и нужно учить.
Среди образованных и развитых родителей сегодня, к сожалению, достаточно таких, которые выбирают школу по принципу «отдать ребенка, а на выходе получить готовый продукт». Взрослые сознательно исключают себя из воспитательного процесса. Отказываются до поры до времени выстраивать коммуникации со своим ребенком. Это порождает бездну проблем в будущем. Я сейчас говорю об образованных, вроде бы даже осознанных современных родителях, точку зрения которых на образование нам хотелось бы изменить.
Мы поняли, что для родителей как для целевой аудитории надо создавать иную площадку. В связи с этим в апреле будущего года будет проводиться неделя образования, которая представит несколько наборов разных событий для разных аудиторий. В главном Салон образования — для профессионалов. Для родителей же создается отдельный блок на удобной для них площадке с комфортным набором инструментов коммуникации. В него входят: общая образовательная программа, программа, связанная с дополнительным образованием, спортивные проекты, система летнего отдыха. То есть все, что создает экосистему родительской жизни. Мы расширяем количество форматов, количество инструментов, при помощи которых происходит взаимодействие с аудиторией. Безусловно, расширяем охват. Мы проводим специальные родительские фокус-группы, поднимая вопросы, связанные с проблемами коммуникации.
Александр Брычкин
— Летом этого года мы организовали выезд около 40 ректоров региональных центров развития образования и институтов повышения квалификации по странам Скандинавии, в которых результаты образования традиционно одни из самых высоких в мире. В Швеции они выяснили, что каждые полгода педагог обсуждает с родителями план развития ученика на следующие полгода. Это очень важная и вполне посильная задача, которую могут выполнять, как мне кажется, и наши педагоги. Конечно, многое зависит от нагрузки, но в целом персонализация возможна даже без применения цифровых технологий. Хотя «цифра» может взять на себя реализацию рутинных педагогических операций, позволит учителю выступить в другой, более качественной роли по отношению к ученику. В роли наставника, в роли человека, который является проводником в мире знаний. Думая о педагогике даже ближайшего будущего, мы понимаем, какой огромный шаг должны сделать все вместе — ученики, учителя, родители, школа, чтобы быть готовыми жить и работать в быстроменяющемся мире. Корпорация «Российский учебник» видит свою роль во всемерной поддержке образовательных процессов, обеспечивающих достойное будущее каждому ребенку.