Мировой опыт. Что завтра?

Каким быть образованию в XXI веке. Итоги международного саммита

Международный альянс GELP объединяет ведущих деятелей образования и экономики Австралии, Бразилии, Великобритании, Канады, Китая, Финляндии и других стран
645

В конце 2017 года крупнейший международный саммит впервые прошел в Москве. Его организаторами выступили «Рыбаков Фонд» и благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее». В работе саммита, получившего название «Образование для сложного мира: зачем, чему и как учить в XXI веке», приняли участие эксперты в области образования из 12 государств. По итогам саммита участники составили доклад, анализу которого и посвящена данная публикация. Этот доклад переведен на русский язык и опубликован при содействии корпорации «Российский учебник».

Новая модель образования

Необходимость перестройки образования обусловлена происходящими социальными и экономическими изменениями, которые «задают» требования к подрастающему поколению, к тем, кому придется жить и работать в новую эпоху. К числу объективных процессов, происходящих в современной экономике, в первую очередь необходимо отнести цифровизацию, предполагающую активное распространение нового способа получения, сохранения и передачи информации, что предполагает автоматизацию и вытекающую из нее иную организацию труда. С этим процессом тесно связаны стратегическая неопределенность, получившая название турбулентности, и необходимость перехода к устойчивому развитию (экономическому, социальному и экологическому). В условиях стратегической неопределенности должны быть пересмотрены основные критерии, по которым будет оцениваться подготовка молодого человека к взрослой жизни. На первый план выходят показатели физического и психологического здоровья, развитие способов метапознания, формирование готовности к самостоятельным решениям, что получило отражение в новой образовательной модели — обучение для жизни. Ее главной особенностью выступает формирование ученической самостоятельности — способности к осознанному самостоятельному выбору и последующей ответственности за него как в условиях школы, так и за ее пределами. Это становится возможным не столько внутри существующих образовательных институтов, сколько в рамках образовательных экосистем, объединяющих множество образовательных пространств, к которым относятся специализированные неправительственные организации и практико-ориентированное / проектное образование.

Образовательные экосистемы нуждаются в новой модели управления, которая строится на следующих принципах:

  1. Замена подхода «сверху вниз» на подход «снизу вверх», предполагающая поддержку системных инноваций вместо навязывания стандартов;
  2. Вовлечение учителей и администраций школ в создание и внедрение необходимых изменений в образовании;
  3. Развитие и усиление сообществ инновационно ориентированных учителей и сетей инновационных школ для ускорения и распространения изменений;
  4. Создание партнерских отношений с сообществами родителей, частными инвесторами, социальными предпринимателями и работодателями на всех уровнях системы: от муниципального и регионального до национального.

В сложившихся условиях необходимо дать ответ на некоторые ключевые вопросы.

Чему и зачем учить?

Дмитрий Песков Дмитрий Песков директор направления «Молодые профессионалы» российского Агентства стратегических инициатив (АСИ)

рассказал о новых образовательных вызовах в период цифровой трансформации общества и обозначил 7 «больших проблем» образования в ближайшее десятилетие:

  • полноценной системе обучения на протяжении всей жизни нужны новые методы оценивания «после получения диплома»;
  • актуальным становится отслеживание поведения учащихся в реальном времени с последующей обратной связью;
  • создание гибких персонализированных решений (например, персонализированные образовательные траектории для каждого), которые были бы экономически жизнеспособны в широких масштабах;
  • полноценное использование возможности машинного обучения и больших данных в наших образовательных интересах, в частности, необходимо понять, как нам следует организовать процесс обучения, чтобы полностью использовать все возможности нашего «цифрового двойника» без потери нашей собственной способности учиться;
  • многие практики и привычки нашего общества не просто бесполезны — они токсичны для цифрового будущего, поэтому необходимо научиться намеренно «забывать» то, чему нас учили раньше;
  • большей преподавательской производительности в цифровом обществе будет способствовать привлечение в качестве экспертов наших детей, которым сегодня по 10–15 лет;
  • многие проблемы становятся очевидными, если мы «думаем из будущего», из той ситуации, которая может возникнуть в ближайшие 10–20 лет, при условии сохранения текущей динамики развития. Необходимо предвосхитить эти вызовы и подготовиться к ним посредством овладения новыми мыслительными практиками.

Специальное внимание было уделено вопросам подготовки к цифровой трансформации общества, которая не может не создавать масштабного вызова существующей образовательной системе. В этой связи предметом обсуждения выступила проблема подготовки «сложного человека» для жизни в сложном обществе. В дискуссии приняли участие Дмитрий Леонтьев, Александр Поддьяков, Артем Соловейчик, Эдуард Галажинский, Мария Фаликман, Марк Сартан, Анатолий Прохоров, Павел Лукша.

Директор института ФИРО Александр Асмолов, подводя итоги дискуссии, подчеркнул, что в современных условиях многозадачности необходимо научиться управлять своей жизнью, развивать наши метакогнитивные стратегии, создавать собственное мировоззрение.

Александр Асмолов Александр Асмолов директор ФГАУ «Федеральный институт развития образования» (ФИРО), завкафедрой психологии личности факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова, академик Российской академии образования (РАО)

По мнению академика РАО, назрел переход от «урокоцентричной» к «человекоцентричной» образовательной модели. Пришло время изменить саму миссию образования: на смену «передачи знания» приходит «понимание возможностей». По этой причине образование должно фокусироваться на учащемся как на «сложном человеке для сложного общества», в частности, на мотивации учащегося, его пристрастиях, возможности развиваться и выбирать траекторию обучения на протяжении всей жизни. Учащийся становится «почемучкой», то есть мотивация (любознательность и потребность узнать ответы на вопросы «почему?») становятся движущей силой обучения. Для «сложного человека» «универсальные действия», или метакомпетенции, становятся более важными по сравнению со специализированными нишевыми (например, профессиональными) компетенциями. Учителя становятся попутчиками в этом путешествии, они должны стать:

  • мотиваторами и образцами для подражания (ролевыми моделями) для тех, кто будет учиться на протяжении всей жизни;
  • навигаторами, которые учат тому, как найти собственный образовательный путь;
  • фасилитаторами, выступающими носителями индивидуального и коллективного образовательного опыта.

Как учить в сложном мире?

Валери ХэннонВалери Хэннон, соосновательница GELP

подчеркнула, что в образовании для сложного мира особая роль принадлежит ученической самостоятельности.

Екатерина Лукша эксперт в сфере быстрого прогнозирования будущего, соавтор форсайта «Компетенции 2030»

пригласила несколько учеников в возрасте от 11 до 14 лет в качестве экспертов для того, чтобы они поделились своими мыслями о потенциальных вызовах, с которыми сталкивается современная школа. Юные эксперты выделили несколько пунктов, которые показались им важными:

  • комфортная среда, позволяющая больше обмениваться мнениями и общаться как со сверстниками, так и с преподавателями; равенство между учениками и учителями;
  • атмосфера уважения ко всем интересам учеников; вовлеченность, забота и заинтересованность: ученики хотят получить интересный и увлекательный образовательный опыт;
  • способность понимать свое собственное видение будущего с помощью психологов и наставников.

Также обсуждалась роль учителей в самонаправляемом процессе обучения, была высказана мысль о том, что учителя должны быть тьюторами, наставниками, которые вдохновляют, наблюдают, анализируют и используют полученные данные.

Еще один вопрос — о преобразовании образовательных систем в образовательные экосистемы.

Энтони МаккeйЭнтони Маккeй, сооснователь GELP

обобщая теоретические разработки и имеющийся опыт, подчеркнул, что для изменения образовательных систем мы должны создавать здоровые образовательные экосистемы, в центре которых находится ученическая самостоятельность. Он напомнил, что нужно заботиться о появлении сообществ, создающих условия для полноценной жизни, работы и творчества.

Руководство к действию

Трейси Бернс, старший аналитик Центра исследований и инноваций в области образования ОЭСР

об основах управления сложными образовательными системами — в управлении образованием появляются следующие тренды:

  • децентрализация и расширение автономии школ, большее количество заинтересованных лиц (например, родителей); для них характерны многоуровневые отношения, которые должны оставаться прозрачными и равными;
  • это отчетность во всех формах и на всех уровнях: измеряемые цели, внимание к оценке знаний, прозрачность, возросшее количество участников, которые хотят иметь возможность озвучить и высказать свое мнение; предполагается сотрудничество между местными властями и руководителями школ, а также взаимодействие между другими стейкхолдерами (частными компаниями, СМИ, учеными), которые вовлекаются в процесс подготовки концепций и стратегий, сбора фактического материала и проведения исследований.

Вениамин Каганов, помощник вице-премьера Правительства РФ, доктор экономических наук

в своем выступлении обратил внимание на следующее:

  • мы увидим реальные изменения только тогда, когда люди перестанут ждать от школ готовых результатов, а захотят и будут способны работать совместно; доверие между всеми стейкхолдерами — залог успеха;
  • новые трудности должны восприниматься скорее как возможность найти новые инструменты, нежели как катастрофа;
  • школа — это не только учеба, это и детство, которое здесь действительно проходит. Мы можем сделать детей счастливыми; инновации могут быть как успешными, так и неудачными;
  • нельзя пренебрегать детским здоровьем, очень важны исследования о воздействии информации на здоровье.

Алексей КудринАлексей Кудрин председатель неправительственной организации «Комитет гражданских инициатив», член оргкомитета «Гайдаровского форума», кандидат экономических наук

сделал выводы:

  • в ближайшем будущем треть профессий исчезнет или изменится, и нам нужны люди, готовые учиться на протяжении всей жизни;
  • нам нужно включить всех детей в образовательный процесс, потому что у всех есть шанс стать успешным;
  • необходимо оборудовать школы для развития современных навыков, привлекая для этого частные и государственные средства;
  • Россия вкладывает недостаточно средств в образование. Мы тратим на образование 3–6% ВВП. Инвестиции в образование — это инвестиции в будущее. В противном случае мы потеряем звание технологического государства.

Павел Лукша эксперт центра развития образования (SEDEC)

подводя итоги работы саммита, подчеркнул, что Россия при поддержке международного сообщества готова создать глобальную образовательную программу для лидеров экосистем.

Марина Степанова
Понравился материал? Поделитесь в соц.сетях
не пропусти последние новости, подпишись на следующий номер
Спасибо! Вы успешно подписаны на рассылку клуба директоров
Закрыть