Национальный проект «Образование»: развитие инфраструктуры, инновационные решения регионов

Национальный проект «Образование»: развитие инфраструктуры, инновационные решения регионов

27 сентября в Совете Федерации прошло обсуждение национального проекта «Образование». Цифры, озвученные на заседании, впечатляют! Уже работают 2049 образовательных центров «Точка роста» (всего их будет 16 000), вводятся в эксплуатацию 689 детских садов и создаются 340 технопарков «Кванториум». Что ждет российское образование к 2024 году?

813

Новые возможности для регионов

В реализацию национального проекта «Образование» закладываются колоссальные средства, и большая их часть идет на обновление инфраструктуры и материально-технические базы организаций. Уже в 2019 году вводятся в эксплуатацию 94 новые школы на 68 тысяч учебных мест, а также центры дошкольного и дополнительного образования. Каждая из школ — это новое решение по усовершенствованию инфраструктуры. Заместитель Министра просвещения России Марина Ракова обратила внимание на многогранность и адаптивность нацпроекта:


«"Образование" строится на трех китах: содержание, кадры, инфраструктура».


«... Он выглядит как абсолютно инфраструктурный проект, но на самом деле включает в себя и методическое сопровождение, и осмысление, что мы можем донести каждому гражданину. За 9 месяцев работы у нас произошло больше 30-ти изменений. Мы видим в регионах потрясающие практики, которые нуждаются в том, чтобы мы подняли их на федеральный уровень».

Субъекты получают не готовую дорожную карту, а возможность выбирать пути развития — ценность этого подчеркнул руководитель Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области Олег Мосолов.

Директор Департамента образования Вологодской области Любовь Воробьева поделилась данными своего региона:

«В 2018-2019 годах мы приняли участие в 19 отборах и 6 из них позволили привлечь в область более 7 млрд. рублей. Реализация мероприятий нацпроекта дала больший эффект, чем ожидалось на этапе планирования. В области сформирована организационная модель регионального проектного управления, и высший коллегиальный орган проектной деятельности возглавляет губернатор области, что задает высокую планку».

По словам Любови Воробьевой, в последние годы в регионе наблюдался существенный отток молодежи, и реализация «Образования» помогает бороться с этой проблемой. Например, в этом году в Череповце открылась новая школа с уникальной инфраструктурой, которая вызвала большой интерес у населения. К 2024 году планируется строительство еще 7 подобных школ, а также обновление оборудования и мебели в уже действующих образовательных организациях. В рамках проектов создаются и специальные условия для детей с ограниченными возможностями здоровья — эти преобразования касаются не только инфраструктурной среды, но и профориентационной подготовки (оборудуются специальные кабинеты и мастерские для инклюзивного обучения).

Инесса Шуйкова, директор Центра поддержки одаренных детей «Стратегия» Липецкой области, тоже отметила проблему оттока кадров из региона и указала на новые решения, которые привнес проект «Успех каждого ребенка»:

«У нас приоритетными направлениями являются машиностроение, станкостроение (в том числе робототехника), металлообработка, развитие агропромышленного комплекса и туристических кластеров. Центр поддержки одаренных детей ориентируется на серьезных и качественных интеллектуальных и промышленных партнеров. Без таких отношений мы не сможем воспитать детей и решить те ключевые задачи, которые стоят перед нашей системой образования. „Кванториум“ (подразделение Центра поддержки одаренных детей) предоставляет возможность дополнительного образования, на котором лежит нагрузка по профориентации детей».

Участники заседания отметили успех не только новых школ и «Кванториумов», но и сельских центров «Точка роста» с современным техническим оснащением для цифрового и гуманитарного образования. Недавно прошел марафон открытий: заработало более двух тысяч центров. Руководитель «Точки роста» в Ставропольском крае Светлана Доценко поделилась первыми впечатлениями:

«Я привезла огромную признательность от родителей, детей, будущих поколений за эту идею глобального масштаба. Сегодня нужно не только научить учить ребенка и наделить его профессиональными качествами, нужно вложить его в современную реальность. „Точка роста“ дает каждому человеку сказать слово. У нас аграрный край, и мы хотим создать условия для того чтобы каждый ребенок смог развиваться и конкурировать так же как и городской житель».

Вице-спикер СФ Галина Карелова отметила, что особое внимание должно уделяться регионам, где наблюдаются недостаточное развитие инфраструктуры и нехватка кадров для продвижения инновационных технологий: в частности, сельским территориям, регионам севера и Дальнего Востока.

Заместитель Председателя Правительства Амурской области Петр Пак рассказал о сложностях развития образовательной инфраструктуры в своем регионе: «Сегодня в справочниках Минстроя нет поправок на наше ценообразование, наши условия, на сейсмичность районов и на сезонность строительства». Представитель Якутии Александр Акимов напомнил о катастрофической нехватке школ и педагогов в своем регионе — с этими проблемами еще предстоит серьезная борьба.

Новые цифровые проекты

В марте 2019 года была запущена в работу платформа Министерства просвещения по онлайн-обучению педагогов из «Точек роста». Совместно с партнерами были созданы 6 модулей онлайн-обучения по гибким компетенциям, проектному управлению, дизайн-мышлению, рефлексии, мозговым штурмам. И это лишь часть нового контента для учителей. Уже готова альфа-версия одного из блоков цифровой образовательной среды: речь о маркетплейсе, агрегаторе образовательных сервисов государственного и негосударственного секторов.

Марина Ракова пояснила, что в развитии образования теперь используются сквозные технологии.


«У цифровизации образования есть две глобальные задачи: переход управления отраслью на основу технологии поддержки принятия решений и принятие решений на основе анализа больших данных».


«Что это значит в практике? Например, учителям нужно будет 0 времени на формирование отчетности. Конечно, этому предшествует большая работа, которая будет длиться не менее двух лет для загрузки всех данных в систему. Но после этого — 0 минут! Вы только вдумайтесь!»

Илья Бронштейн, первый заместитель министра образования Московской области, поделился опытом использования цифровых сервисов:

«В проекте „Учитель будущего“ у нас не стоит вопрос, кого привлекать в качестве наставников и экспертов для реализации программ повышения квалификации. Мы видим каждого учителя, понимаем результаты каждого его ребенка, видим его личную динамику в повышении квалификации. Данная информация аккумулируется на так называемом школьном портале. Это развивающаяся система. Сегодня у нее появляется все новый и новый функционал, который позволяет накапливать данные о персональных траекториях».

Представитель «Национального агентства финансовых исследований» Тимур Аймалетдинов представил результаты недавнего исследования цифровой грамотности педагогов. Уровень оказался намного выше, чем в среднем у граждан страны. По 100-балльной шкале учителя получили 87 пунктов, в то время как школьники — 73 пункта, а общий уровень цифровизации россиян в 2019 году составил 62%. Сегодня любой педагог может самостоятельно проверить свой уровень цифровой грамотности и получить рекомендации по ее развитию на сайте «Цифровой гражданин».

Новые возможности для выпускников

Как отметил Илья Бронштейн, в Московской области примерно одинаковое количество подростков продолжают обучение в 10 классе и уходят в среднее профессиональное образование. При этом трудоустройство ожидает не всех выпускников техникумов и колледжей. «Наша задача сделать так, чтобы каждый студент, каждый выпускник был востребован на рынке. Для каждого направления мы стараемся найти стратегического партнера». Что касается обучения в 11 классах, то в 2019 году каждая вторая школа Подмосковья сумела воспитать и подготовить победителей и призеров Всероссийской олимпиады школьников, и на 15% выросло количество детей, получивших высокие результаты на ЕГЭ.

О перспективах для школьников северных регионов рассказал Петр Пак:

«К нам пришли большие инвесторы, и в ближайшее время у нас планируется ввод в эксплуатацию трех заводов, построенных „с нуля“. Есть проблемы с кадрами. Губернатор поставил четкую задачу: участвовать во всех нацпроектах, связанных с образованием (и мы участвуем в 8 из 10). У нас развивается рынок высокотехнологичных рабочих мест, и, совместно с предприятиями и инвесторами, мы сформировали список необходимых профессий, к которым уже сегодня необходимо готовить учеников».

Со стороны бизнеса, одного из ключевых заказчиков образования, выступил ответственный секретарь Комитета по интеграции, торгово-таможенной политике и ВТО Российского союза промышленников и предпринимателей Павел Исаев. Он представил опыт компании «Северсталь»:

«Программы обучения и профессионального развития начинаются даже не со старшей, а со средней школы. Компания создала в Череповце один из лучших в стране отраслевых музеев металлургии. Ученики школ могут познакомиться с отраслью, посещать предприятие, общаться с сотрудниками компании, учиться в профильных классах. Есть соглашение с более чем 20 вузами и с шестью средними профессиональными учебными заведениями».

Новая философия обучения

На заседании эксперты говорили не только об инфраструктуре, но также о влиянии инноваций на всю систему обучения в России. Марина Ракова объявила, что стереотипные слова «Трансформация образования» обретают новое значение:

«У нас отличное образование, отличные учителя. Но сам мир и дизайн коммуникации внутри цивилизации изменились. В эпоху индустриализации и постиндустриализации у нашей страны стояла одна большая задача: массово доставить определенные знания абсолютно всем гражданам. Это было успешно сделано. Теперь все не так. Наша система образования должна ответить на 4К. Мы должны учить детей коммуницировать. Сделать так, чтобы они хотели и могли работать в команде, могли сделать нечто новое. Мы хотим, чтобы они рефлексировали и подвергали сомнению все то, что привносится. Есть много и других разных задач (например, целеполагание). Эти эмоциональные предпосылки сформировали философию национального проекта „Образование“. Как войти в пятерку сильнейших экономик мира? Естественно, мы должны подготовить людей, которые смогут это сделать».

Представитель Воронежской области Олег Мосолов тоже высказался о философии:

«20 лет работы в системе образования позволяют мне сказать, что у нас было много различных реформистских мероприятий. „Образование“ — первый нацпроект, который про смыслы, про содержание. Инфраструктура — это лишь вершина айсберга. Смыслы внутри».

Галина Карелова подчеркнула: «Это не просто нацпроект образования. Это смена ментальности в обществе».

Рекомендуем другие материалы о нацпроекте «Образование»:

Смотрите запись трансляции заседания Совета Федерации по развитию социальных инноваций субъектов РФ «Инновационные практики регионов в реализации национального проекта "Образование"»:


Понравился материал? Поделитесь в соц.сетях
не пропусти последние новости, подпишись на следующий номер
Спасибо! Вы успешно подписаны на рассылку клуба директоров
Закрыть