Фестиваль «Колесо». Обучающие материалы от обучающихся

Удерживать простые модели обучения типа «информация — проверка усвоения информации» все сложнее. В массовой школе это уже невозможно. По данным исследования PISA, четверть пятнадцатилетних российских школьников функционально неграмотны. При этом сложные модели, обеспечивающие развитие каждого ученика, непопулярны. Во-первых, они не востребованы существующей системой оценки качества. Отсюда редукция и уплощение учебных материалов. Во-вторых, они требуют усложнения функционала педагога: не репетитор, а знающий дело взрослый со своим педагогическим почерком.

Знать надо прежде всего, что любой троечник достоин лучшего образования,осмысленного и Я-участного. И пока это не мейнстрим, ценен любой опыт иного.
78466

На Фестивале учебных фильмов «Колесо» мы познакомились с Еленой Ермаковой, искусствоведом, доцентом кафедры прикладной информатики и мультимедийных технологий факультета информационных технологий МГППУ. Фильмы, созданные ее студентами, ребятами с ОВЗ, вызвали наибольшую симпатию зрителей и киноэкспертов. Как такое возможно? Мы разговорились.

Педагогика отношений

- Я не слишком интересуюсь диагнозами. Человека определяет наличие у него сознания и определенных эмоций. Педагогику — отношения. Они строятся вокруг общего дела: я преподаю, а они учатся по специальности «Режиссер мультимедиа. Педагог». И это не про инклюзию (есть группы, где все с ОВЗ), это про образование без границ. Каждый, кто в сознании, способен создавать. Остается работать с человеком, верить в его силы, ценить в росте — вот нормальные отношения. Есть примеры чудесных превращений: из неряшливого и раздраженного человека — в милого жизнерадостного — за несколько лет работы.

Режиссура познания

- Нажимать нужные кнопки, монтировать учатся быстро. А режиссура — это эмоциональный каркас фильма. Есть эмоция, есть желание обратиться к людям с высказыванием — фильм сложился. Пока человек просит посмотреть его работу «только никому не показывайте», с ним еще ничего не произошло. Пока его сценарий — набор ситуаций, он не готов снимать. «Ты сейчас что показываешь? Как это играет? Чем задевает?» — сначала все проговариваем. Первый мини-фильм начинается с двадцати секунд. История, например, о том, как меняется, увядая в вазе, теряя листья, цветок. На последнем кадре девушка подставила дождь за окном. В тот день он не шел, но теперь идет. И это — кино, волшебный, но, по сути, прагматический мир очарования образами.

Богатство авторства

- В основном берут что-то из Интернета и используют как палитру для своего творчества. Но конечный продукт предполагает авторство, создание своего кинообраза. Путь к нему неблизкий и непростой. Вот человек целое лето снимал фотографии для фильма-вестерна: тысяча штук костюмных ситуативных картинок. Он и его друзья. Как из этого создать высказывание через аудиовизуальный ряд? Становятся востребованными экранное образование и технические навыки. Те же спецэффекты: многократная экспозиция, наложение кадров, исчезновение и неожиданное возникновение предметов, изменение фактур поверхностей и прочее. Осваивать программы важно, но суть все равно в личной эмоции, в авторском Я. Бывают незаконченные фильмы. Например, отличное кино про создание шарнирной куклы (выпускная квалификационная работа М. Клыкова): она в конце не ожила, а так хотелось. Однако — как есть.

Обучающая интрига

- На фестивале всех покорил фильм о Тесле. Ребята сразу сказали, что отметают всю мистику и рассказывают про выдающегося ученого. Получилось познавательно и весело. Там есть игра, интрига, хороший темп и четкий ритм — все, что характеризует современное мироощущение. Проще говоря, это нравится людям. Ребята смогли формальный язык науки воплотить в чувственно-осязаемый мир образов, и, надо сказать, у такого рода учебно-познавательных фильмов есть история. Прежде всего талантливые обучающие фильмы Владимира Кобрина по физике, снятые еще в советское время на пленку.Не забыты и микрометражные, длящиеся три-четыре минуты, естественно-научные фильмы Леонида Сикорука. Он, кстати, говорил о великом свойстве детей обучать друг друга, о чем сегодня стоит вспомнить. Когда камера в руках у каждого и каждый способен снять познавательный сюжет, можно учить, обсуждая тему по отснятым материалам.

Ломаем барьеры страха

- Не согласна, что прямая передача знаний от человека к человеку уходит. Личность человека была и остается краеугольным камнем коммуникации. Это подход, на который мы делаем акцент. У меня был студент, который совсем не умел читать, — как так? Я вникла в проблему обучения глухонемых и поняла, что его просто не учили. «Разговаривал» рисунком: за три минуты на листе история в виде комикса, тридцать рисунков кряду. Оператор от бога, всех поражал.

И в целом — текстовая культура уходит. Читают мало. Уже не умеют читать так, как умел человек текстовой культуры. Пришла другая, обеспечивающая понимание на всеобщем, всечеловеческом языке, культура аудиовизуальных образов. Странно, что смотреть не учат. Люди смотрят и не видят. Нет системы овладения языком экрана, а ведь он за сто лет существования кино сложился. В этом культурном промежутке — срочно: учить смотреть, учить говорить образами; знать, что есть на данную тему, знать — где найти и как переложить информацию в авторский продукт. Это базис, и закладывается он в совместности. Нормально — когда группа заинтересованно обсуждает работу каждого, когда барьер страха публичности сломан. Но это тоже работа.

Мультимедиа — ключ к обучению

Я веду курс, в котором отражены мои кинематографические пристрастия. Такая тема — такие методические ходы, другое содержание — другие. Например, анализируем стилистику и технику известного режиссера-мультипликатора, а потом надо сделать похожий мини-фильм (до полутора минут), стилизацию. Возникла в голове своя картинка — делайте. В духе исходного, но при этом в своем. За созданием следует просмотр и обсуждение, то есть материал для мышления, которое, как известно, может быть только собственным, создается здесь и сейчас. Это свежий воздух, своя сила.

Послесловие как предисловие

Впору задуматься: кто же на самом деле должен создавать учебный контент? Десятилетиями опирались на государственные программы и единые минпросовские учебники, ориентированные на среднего ученика. Государство держало банк. В 90-е сначала разрешили разные учебники по единой программе, потом и авторские программы с авторскими учебниками — дело взяли в руки ученые-педагоги и специалисты. Но ввели ЕГЭ и ОГЭ (ГИА), далее ВПР, и главными стали авторы КИМов, сиречь ФИПИ. Теперь учат по их пособиям или с оглядкой на них, а уровень функциональной грамотности падает. Тут в Москве заработала МЭШ: пусть учителя сами создают учебный контент и пользуются разработками коллег.

Но, быть может, все еще проще: обучающийся — автор контента? При том количестве образовательных ресурсов в Интернете, при их огромном разнообразии (в том числе учебники на сайтах издательств) почему не позволить ученику создавать собственные учебные цифровые продукты и осваивать материал творчески?

Кстати, ничего сверхъестественного. В конце января в Лондоне прошла Международная специализированная выставка образовательных технологий Bett Show 2019. Среди прочего педагог из Испании рассказывал, как он спасал школу, из которой до его прихода сбежали больше половины учеников. Только опираясь на детские силы, он сделал школу живой и популярной: по заданным темам ученики сами создавали учебный материал, и вокруг их работы строился учебный процесс. Ноль обессмысливающей рутины и море доверия к возможностям учеников.

Фестиваль «Колесо». Обучающие материалы от обучающихся
Людмила Кожурина
Понравился материал? Поделитесь в соц.сетях
не пропусти последние новости, подпишись на следующий номер
Спасибо! Вы успешно подписаны на рассылку клуба директоров
Закрыть