Эмоциональный интеллект: как жить в ладу со своими чувствами
Социология

Эмоциональный интеллект: как жить в ладу со своими чувствами

По материалам семинара Дэвида Карузо в Москве. Йельский университет. Международный центр КТК. Фонд «Вклад в будущее»
2050

Школа — оживленный перекресток логики и эмоций. С одной стороны, здесь напряженно учат и учатся решать интеллектуальные задачи, использовать строгий язык науки. С другой — каждый школьный уголок с утра до вечера переполнен огорчениями и радостями. Ведь здесь встречаются люди от семи до семидесяти, от первоклашки до директора — и каждый включен в массу важных дел: улаживает конфликт, утешает обиженного, переживает ссору с друзьями, настраивает команду на важное событие, волнуется перед выступлением… В том, как гармонизировать две эти сферы, помогает разобраться концепция формирования эмоционального интеллекта. Один из ее основателей, психолог, профессор Йельского университета, Дэвид Карузо (David R. Caruso, Ph.D. Yale University) рассказал московским учителям об основных принципах эмоционально-интеллектуальной среды, которая успешно создается во многих учебных заведениях Европы и США.

Залог успеха

В последние десятилетия в общественное сознание все увереннее проникают идеи гуманизации. Люди терпимее относятся к окружающим и к самим себе, а определяя качество жизни, принимают в расчет возможность самоопределения, самовыражения, эмоционального комфорта. Это благотворно сказывается и на деловых отношениях. В бизнесе стали ценить гибкость, интуицию, оригинальность и свободу мышления. Чтобы соответствовать этим вызовам времени, школа тоже старается перестроиться. В частности, учит детей и педагогов жить в ладу со своими эмоциями, признавать право на их выражение и использовать на благо себе и другим.

Специалист по развитию эмоционального интеллекта Дэвид Карузо, опираясь на материал многолетних исследований, утверждает, что учителя с высоким его уровнем получают большее удовлетворение от работы, легче взаимодействуют с руководством, меньше подвержены выгоранию. И, что крайне важно, создают в классе атмосферу сосредоточенности и вовлеченности во все, что происходит на уроке. А значит, дети в классе с развитой эмоциональной средой меньше конфликтуют и нарушают дисциплину, достигают бóльших учебных успехов. Подростки демонстрируют более высокий уровень IQ и эмпатии. И даже имеют больше шансов достигнуть высокого благосостояния, чем их эмоционально менее развитые сверстники. Как же достигаются эти преимущества?

Настоящие ответы на важные вопросы

Рассказ об этом Дэвид начал с традиционного американского вопроса-приветствия: «Как дела?». И аудитория дружно и столь же традиционно ответила: «Прекрасно!». В самом деле? — удивился профессор. Неужели среди вас нет тех, кто не выспался, испытал с утра небольшой стресс, пережил какую-то бытовую неприятность? То есть, говоря «прекрасно», вы не сказали ничего. Между тем каждому, кто всерьез относится к эмоциональному интеллекту, важно получить настоящий ответ на этот вопрос. В том числе и от самого себя. Удобный и довольно простой инструмент для этого появился на экране: прислушавшись к своему состоянию, нужно отметить его на графике, где вертикальная ось обозначает эмоции, а горизонтальная — вашу энергию в данную минуту. К примеру, люди, чувствующие себя расслабленно, попадут в зеленую зону, бодрые — в желтую, утомленные — в синюю, обеспокоенные — в красную. Этим же способом можно пользоваться, чтобы примерно оценить настрой окружающих, нам ведь важно осознавать, с кем рядом мы оказались.

Честно и вдумчиво проделав этот анализ, человек начинает путь из четырех этапов работы с эмоциями: Осознавать — Использовать — Понимать — Управлять. Осознав свое состояние, нужно помнить, что любые эмоции могут быть полезными в определенных ситуациях. Например, минорный настрой синей зоны располагает к диагностике проблемы, анализу данных, проверке ошибок, разбору жалоб. Находясь в зеленой зоне, человек особенно склонен к принятию окружающего мира. А значит, ему стоит заняться самоанализом, планированием, подведением итогов. Он внимательно слушает и легче достигает соглашений. Оптимистичная желтая часть эмоционального спектра поднимает уровень энтузиазма и полезна для формирования командного духа, мозгового штурма, творческих планов. Красную зону злости тоже можно сделать преимуществом, например, в борьбе за чьи-то права, в жестких переговорах, при критическом анализе. Боевой настрой хорош для дополнительной мотивации перед важным выступлением. Одним словом, любая часть эмоционального спектра может сослужить добрую службу. Так, низкий уровень энергии не выбрасывает нас на обочину, а способствует концентрации. Тревога поможет найти мотивацию, раздражение — сопротивляться.

Третий этап — понимание — не менее важен. Прежде чем начинать действовать в согласии со своими эмоциями, нужно проанализировать их источник. Если утро не задалось и вы попали в пробку, забыли телефон, опоздали, заранее распланированный день пошел вкривь и вкось — все эти события вызывают разную реакцию у разных людей.

И, наконец, наиболее эффективное использование своего состояния — в чем оно заключается? Эмоциональный настрой нужно соотнести с предстоящей задачей: плодотворно ли такое сочетание? Если, к примеру, вами владеют «зеленые» эмоции накануне встречи, которую нужно провести дипломатично и найти компромисс, то все отлично, можно начинать. В любом случае лучше заранее примериться к ситуации: представить ее и подготовиться.

А если душевное состояние диссонирует с намеченной задачей? Придется корректировать или одно, или другое. По возможности отложить выполнение задачи и переключиться на другую, более подходящую. Но такой вариант не всегда приемлем. Тогда нужно приложить усилия и переключить себя на другую эмоциональную волну. Для этого есть специальные техники.

В долгосрочной перспективе, если человек, например, хочет сдвинуть свой эмоциональный фон из нижней сине-красной половины в верхнюю, в сторону положительных эмоций, он должен более тщательно следить за соотношением работы и отдыха, придерживаться здорового питания, не забывать о физической активности и достаточном количестве сна. Если же речь идет о ситуативном изменении, можно глубоко подышать, встать, пройтись. Хорошо помогает мимическая обратная связь: «надев на лицо» улыбку, мы скорее приходим в хорошее настроение. Иногда выручит разговор с приятелем или коллегой.

Учителям и родителям

Эмоции могут служить как катализатором сближения, так и препятствием в повседневных отношениях — с семьей, учениками, друзьями. Поэтому учителям и родителям особенно важно научиться улавливать эмоции окружающих и соответствовать им. В частности, учителю следует обратить внимание на то, как он влияет на настроение класса. И помнить об эмоциональном заражении — феномене передачи настроя от одного человека к другому. Одним словом, нужно изучить, что вызывает в окружающих те или иные эмоции, знать, как их распознать и что с этим делать.

К примеру, обладатель развитого эмоционального интеллекта, пребывая в прекрасном настроении, встречается с мрачным и расстроенным другом (учеником, родителем). В первую очередь он отмечает это как существенный фактор. И при взаимодействии подбирает подходящий тон, позу, мимику. Уместными могут оказаться отражающие утверждения: «Я понимаю, почему люди могут чувствовать себя так, как ты сейчас» — и рассказ об аналогичных ситуациях из собственного опыта. Для управления эмоциями других людей можно использовать разнообразные стратегии: отвлечение, перефразирование («Если я вас правильно понял…»), изменение тона… В семье не менее важно использовать эти принципы. Например, эмоционально развитый человек, получив сделанный с любовью самодельный подарок, никогда не скажет: «Мило. Но где же настоящий подарок?». Нужно ценить эмоциональный настрой и любовь близких. Не жалеть усилий, чтобы узнать настоящий ответ на условный вопрос «Как дела?». В частности, спрашивать нужно в нейтральном тоне, чтобы оставить возможность для ответа в широком спектре. Вопросы при этом могут  звучать по-разному: «Как проходил твой день?», «Расскажи, что было в школе», «Что ты чувствуешь по поводу...?». И самому открыто говорить о том, что нравится, а что злит и раздражает.

Это еще одно важное правило, искренность. Вспомните, как часто родители, любя и защищая, скрывают от детей свои огорчения. У вас был ужасный день, но вечером вы всем своим видом пытаетесь дать понять, что все хорошо. Не называя вещи своими именами, вы врете самым близким людям. И это не проходит даром.

Ведь эмоции, сколько их ни прячь, все равно просачиваются. И мы подаем близким конфликтующие, противоречащие друг другу сигналы. А считывается это как лицемерие, неискренность, а значит, разрушает доверие.

Глубоко запрятанные, подавленные эмоции отомстят вам. Для подтверждения Дэвид предложил аудитории небольшое задание: демонстрировать невозмутимый вид, глядя на экран, где сменяли друг друга смешные фотографии с забавными подписями. Сохранить серьезность смогли не все. Но те, кто выдержал и даже не улыбнулся, не смогли вспомнить ни сколько было шутливых картинок, ни порядок, ни содержание большинства из них. Оказывается, сдерживание эмоциональной реакции существенно ухудшает восприятие информации.

Педагоги — участники встречи узнали еще о нескольких неэффективных стратегиях помимо игнорирования эмоций, таких как постоянное размышление, обвинение себя и других, уклонение, отрицание.

А в качестве напутствия услышали в конце лекции пожелание: «Действуйте осознанно! Управляйте эмоциями. Используйте это каждый день».


Елена Куценко
Понравился материал? Поделитесь в соц.сетях
не пропусти последние новости, подпишись на следующий номер
Спасибо! Вы успешно подписаны на рассылку клуба директоров
Закрыть