
Экспертиза учебников. Горячая тема нового дня от большой академии. Тезисы для обсуждения
Внимание! Возможны изменения в федеральном перечне учебников!
ПодробнееОтветственность. Вредные запреты
Всоответствии с Федеральным законом от 27.09.2013 № 253-ФЗ «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Уставом РАН одной из основных задач Российской академии наук является экспертное научное обеспечение деятельности государственных органов и организаций. Вопрос об экспертизе школьных учебников за последние десятилетия стал наиболее острым.
С одной стороны, экспертиза затрагивает бизнес-интересы крупных компаний, с другой — интересы огромной массы детей, их семей и учителей. С третьей, в их обсуждение постоянно втягиваются политики и средства массовой информации.
В связи с таким положением в данных тезисах обсуждение обращается к ключевому вопросу учебных изданий. Однако ограничиться экспертизой только учебников и только экспертизой крайне нежелательно.
В частности, принятие нового Федерального государственного образовательного стандарта без согласования с РАН может стать еще одним примером грубого и примитивного лоббирования чьих-то издательских и авторских интересов.
Цифровые и бумажные учебники будут продолжать играть важную роль в организации общеобразовательного процесса. Будут помогать преподавателям, будут мотивировать учащихся. При этом различные информационные источники вне рекомендованного учебного пособия запретить попросту невозможно. Более того, попытки такого запрета не приведут ни к чему хорошему.
Образовательные организации и учителя несут полную ответственность не только перед государством, но и перед семьями. В первом случае — за предлагаемые источники содержания и соответствие результатов образования стандарту. Во втором — за результаты государственной итоговой аттестации, ЕГЭ. «Особые» школы и лучшие учителя «от бога» могут просто имитировать использование рекомендованного им государством учебника. В реальности же — учить «по-своему».
В то же время, федеральные органы управления образованием сохраняют за собой ответственность за помощь учащемуся, учителю и всей системе образования. Они не только рекомендуют, но и предоставляют им для использования учебники, качество которых гарантировано. Среди них, наряду с массовыми пособиями, могут и должны быть:
- учебники, продолжающие образовательную традицию, которая, возможно, и не станет доминирующей, но соответствует определенной образовательной концепции, технологии, стилю учения ребенка и преподавания учителя;
- инновационные учебники, использующие новые подходы, новые элементы содержания. В том числе, в ряде случаев, с возможностью мониторинга результатов обучения при использовании данного учебника.
Это значит, Министерство должно реально нести ответственность: во-первых — за поддержку учебников для использования или планируемой ролью этих учебников в обновлении образования (учитывая при этом потребности отдельных групп учащихся и педагогов); во-вторых — за объективное рассмотрение предложений по выпуску учебников с грифом Министерства с точки зрения их полезности современному и будущему школьному образованию России (цифровой учебник тоже может иметь статус рекомендованного Министерством без наличия бумажной версии).
Проблему детей, переходящих из школы в школу с возможной сменой учебника, надо признать менее существенной, чем проблемы:
- массового отставания учащихся, трудности освоения отдельной темы, вызванной потерей мотивации, пропуском занятий и многими другими факторами, включая несоответствие модели преподавания индивидуальным потребностям воспитанника;
- необходимости модернизации содержания образования в мире, где все меняется быстрее и быстрее, а школа меняется медленно и не системно.
Априорное сокращение количества учебников и запрет на использование учебника только из количественных соображений вредны.
Проверка целей. Фундаментальное ядро
Экспертизе должно подлежать все содержание учебника. В частности, именно Российская академия наук (РАН) должна проводить исследование принятых автором учебника решений о включении и приоритетности содержащихся в нем элементов информации и заданий для выполнения. При этом должны учитываться категории учащихся, на которые учебник ориентирован.
Для этого РАН должна обладать источником, который станет опорой при принятии решений. В создании такого источника — Фундаментального ядра школьного образования — РАН должна играть головную, организующую роль. Сегодня содержание образования должно прийти в школу из первых рук: от тех, кто участвует в создании современной науки и технологии. Прецеденты этому есть: в конце 1980-х гг. комплексные проекты формирования новой модели общего образования были разработаны ВНТК «Школа» под руководством Е. П. Велихова и ВНИК «Школа» под руководством Э. Д. Днепрова. В начале 2000-х было разработано Фундаментальное ядро школьного образования под руководством В. В. Козлова и А. М. Кондакова.
Если такое ядро будет создано квалифицированной группой представителей РАН, с привлечением всех заинтересованных сторон, пройдет широкое обсуждение внутри и вне академии, то оно станет действительно важным элементом системы общего образования страны. В обсуждении примут участие и авторы учебников, и практические учителя, и преподаватели вузов, и представители РАО.
В частности, совершенно необходимо сопоставление создаваемого Фундаментального ядра с содержанием действующих учебников, примерных программ по предметам, кодификаторами и реальным содержанием ЕГЭ. Фундаментальное ядро должно быть согласовано с Федеральным стандартом и концепциями школьных предметов.
Система образования в РФ, как и в других странах сегодня, подчеркивает важность не только знания тех или иных научных истин «наизусть» или «близко к тексту». Основной акцент ставится прежде всего на умение их применять в разнообразных, в том числе неожиданных, ситуациях. Это значит, что и при формировании и формулировании Фундаментального ядра должен использоваться системно-деятельностный подход. Достижение целей образования должно быть проверяемым, в частности, при анализе всего процесса учебной деятельности учащегося (а не только по результатам специальных «экзаменационных работ»).
Необходимо предусмотреть применение в этой деятельности цифровых ресурсов (источников, инструментов, сред и сервисов), используемых сегодня (или ожидаемых в ближайшем будущем) в профессиональной и повседневной жизни, и сохранение хода и результатов учебной деятельности на цифровой платформе.
При описании Фундаментального ядра будет приниматься и решение о содержании образования, которое должно быть освоено каждым выпускником. Освоение его в обязательном порядке обеспечивается в соответствии с персональными образовательными целями учащегося. Будут предусмотрены индивидуальные уровни достижения отдельных целей и индивидуальные образовательные маршруты, ориентированные на высокую мотивацию учащихся.
Фундаментальное ядро должно стать основой и для образовательных программ подготовки будущих педагогов. Сегодня, по традиции, такие программы строятся путем «ослабления» программ классических университетов, а не путем обогащения школьного содержания перспективными направлениями современного научного знания.
Перманентное формирующее оценивание
Критически важным фактором в обеспечении значимости образования для учащегося и выпускника в современном обществе является постоянное обновление целей образования и образовательных методик и технологий. Эта необходимость постоянного обновления вытекала уже из зафиксированного во второй половине XX века эффекта Шока будущего. В дальнейшем скорость большинства процессов в экономике и обществе росла, отставание образования увеличивалось.
В практическом отношении это означает, что нужно перейти от дискретного обновления, например, образовательного стандарта (или другой нормы), с интервалом в десять или одиннадцать лет, к постоянному рассмотрению и принятию элементов такого обновления. При принятии предложения об изменении элемента стандарта будет приниматься решение и о том, в какой момент это обновление может быть использовано в практике работы школы и станет обязательным. Фактически такое отсроченное введение и реализуется сейчас при работе школ с Федеральным государственным образовательным стандартом: для основной школы он станет обязательным в 2020 году, для полного среднего образования — в 2022 году.
Важным понятием современного образования является формирующее оценивание, иначе говоря, обратная связь от преподавателя к ученику. В случае экспертизы это означает возможность для эксперта дать отрицательный отзыв о возможности использования учебника «как он есть». При этом эксперт признает, что при соответствующей доработке учебник может быть использован и даже внесет существенный вклад в качество российского образования. Эксперт может дать и более пессимистичное заключение: учебник не обладает особыми достоинствами, а характер и многочисленность дефектов делает его доработку нецелесообразной. Это, конечно, не означает запрета для автора написать новый учебник или даже снова представить доработанную версию старого.
Экспертиза учебников: что, как и когда проверялось
Исторически экспертиза учебников осуществлялась заинтересованной группой профессионалов, среди которых существенную роль играли не только сами авторы учебников, но и работающие учителя, представители научного сообщества, университетские преподаватели и так далее. Во многих случаях удавалось действительно достичь «гамбургского счета», когда учебники рассматривались по существу. Для нового или альтернативного учебника были реальные шансы получить поддержку экспертов и Министерства. В то же время, постоянно звучали призывы полностью исключить авторов учебников из экспертизы. Конечно, в этом был определенный резон. Таким образом, был принят подход, где экспертиза поручалась академиям.
При этом возросла опасность, что конкретный эксперт или организатор экспертизы — академик, ответственный за какое-то направление, поручит работу по поиску экспертов кому-то из своих подчиненных. Тот, в свою очередь, кому-то из научных сотрудников и так далее. Все может закончиться очень беглым и недостаточно квалифицированным прочтением. Хуже того, есть шанс, что реальным («теневым», анонимным) экспертом станет автор учебника. Если этот последний учебник — из той же линии, что и рецензируемый, скорее всего отзыв будет «сдвинут» в положительную сторону. Если из альтернативной линии, то в отрицательную. Нет серьезной гарантии, что учебник действительно пройдет качественную экспертизу.
Еще одна опасность состоит в консервации содержания или тенденции к возврату к «прекрасному прошлому». К тому, «по какому учебнику учили меня», неконструктивная установка на то, как «ужасна современная школа, ее все время реформируют, все эти ЕГЭ и тому подобное...». Психологическим основанием для такой опасности является то, что скорее всего эксперт действительно хорошо изучил свой предмет, поэтому он и вошел позднее в академическое сообщество. Но такое вхождение определяется, конечно, целым рядом факторов, не только учебником. Кроме того, учебник будет использоваться самыми разными детьми, а не только теми, которым предмет особенно интересен.
Подход, построенный на экспертизе академий, может быть действительно продуктивным, если эксперты:
- ориентируются в примерной программе, для которой создан учебник, Фундаментальном ядре школьного образования (в первую очередь по предмету учебника)
- могут оценить реалистично, способны ли все школьники (или выделенная их категория) освоить объем материала, предлагаемый учебником
- исходят в своих решениях из представлений о современных предметных, метапредметных и личностных целях образования и наиболее эффективной их реализации в образовательном процессе, а не из необходимости по тем или иным причинам «зарубить» какой-то учебник или сократить общее количество учебников
Первое требование будет выполнено особенно надежно, если эксперты РАН и РАО сами принимали участие в создании Фундаментального ядра, его обсуждении, а примерная программа проходила их экспертизу. Для выполнения второго требования необходим, в частности, анализ существующей ситуации с результатами образования. Такой анализ может быть проведен совместно академиями на основании собираемой Рособрнадзором и подведомственными ему организациями — региональными органами управления образования — информации о качестве образования, включая результаты международных исследований. Третье требование будет выполнено в результате соединения нескольких факторов:
- снятия давления со стороны Министерства и принятия мер по ограничению давления издательств на Министерство и экспертизу;
- соответствия представлений экспертов о целях современного школьного образования государственной позиции, выраженной во ФГОС;
- совокупной ответственности эксперта перед профессиональным сообществом и корпоративной ответственности академии, защитой ею эксперта от давления издательством и автором;
- качественной организации экспертизы: грамотно составленные вопросники, возможность представления предложений по доработке и повторной экспертизы, разумное время для экспертизы, обязательное коллегиальное обсуждение и утверждение ее результатов;
- взращивания профессионального сообщества экспертов: открытость экспертных заключений в Интернете с возможностью направлять в экспертную группу замечания, обучение экспертов, включение участия научного работника в экспертной работе в показатели его эффективности.
Процесс разработки. Учебник от А до Я
Для формирования корпуса учебников федеральные органы управления образованием должны организовать постоянно идущее многоступенчатое рассмотрение предложений авторов. Под словом «автор» сейчас и далее в тексте подразумевается авторский коллектив, которому принадлежат авторские права на текст, цифровой, мультимедийный компонент, дизайн, оформление и прочее.
Экспертиза на каждом этапе должна прежде всего проверять, во-первых, соответствие тому, что является нормой. Во-вторых, тому, что было проэкспертировано ранее. Это позволит избежать возвращения к вопросам о качестве Закона об образовании или стандартов. Такой подход распространен в различных сферах деятельности, где сначала принимается тот или иной норматив, а потом проверяется соответствие продукта нормативу.
В качестве примера могут быть использованы этапы последовательного рассмотрения следующих материалов:
- Система образовательных целей в операционализированном, проверяемом виде, включая Фундаментальное ядро, — обязательный общеобразовательный минимум, дополнительные разделы для углубленного изучения. Эта система, в частности, используется при проектировании Единого государственного экзамена.
- Примерная программа по образовательной области или предмету (возможно, в сочетании с рабочей программой на ее основе), прошедшим апробацию в образовательной организации. Подобную программу можно будет проверить на соответствие стандарту и принятой концепции данной области или предмета и Системе образовательных целей. Может также проводиться экспертиза на соответствие объема, в котором представлено то или иное научное знание, его важности в современном мире. Не менее важно оценить возможность формирования актуальных моделей деятельности ученика, метапредметных и личностных результатов при реализации программы. В соответствии с Законом об образовании примерных программ может быть много. В частности, возможны программы для особых категорий учащихся, инновационные программы.
- Концепция линии учебников, соответствующая какой-то Примерной программе. В концепции должны быть представлены:
- 3. модель или модели образовательного процесса, которые развивают, уточняют положения Примерной программы: формы учебной деятельности учащегося, примеры выполняемых учащимися заданий, взаимодействия учащихся с учителем и между собой, используемую материальную и информационную среду. Сюда входят химическая лаборатория, мобильные компьютеры, широкополосный Интернет и так далее;
- 3. используемые в образовательном процессе цифровые ресурсы, в том числе:
- 3.2. источники информации: учебник в цифровом формате (если исходный учебник — бумажный), исторические документы, литературные произведения, справочники, карты, открытые базы заданий;
- 3.2. инструменты деятельности. Редакторы для создания таких объектов, как тексты, диаграммы, виртуальные лаборатории, средства моделирования, средства обработки, визуализации данных и численных, аналитических вычислений и так далее;
- 3.2. среды, созданные для совместной деятельности учащихся, формирования персональных траекторий развития самопроверки, сбора информации о прохождении курса, которые можно использовать в анализе и прогнозах;
- 3.2. сервисы поиска информации и доля учебного времени, отводимого на работу учащегося с использованием каждого цифрового ресурса или вида ресурсов.
- Элементы реализации концепции линии учебников: пробная глава и предполагаемые объемы отдельных глав, конкретные примеры заданий различных видов, уточненная и конкретизированная информация о цифровых ресурсах, сценарии уроков.
- «Альфа-версия» учебника: полный текст, возможно, нуждающийся в редактировании, иллюстрации, не апробированные задания.
- Проект учебника, соответствующий с точки зрения образовательной модели прошедшим экспертизу Концепции учебника и Элементам реализации: оригинал-макет, права на использование цифровых ресурсов.
Министерство организует рецензирование возникающих на каждом этапе продуктов, в том числе, что очень существенно, анализ соответствия продукта материалов предшествующего этапа, если продукт на них опирается. При этом:
- автор может представить материалы не на все, а на некоторые из этапов;
- вариант с продолжением процесса и опорой на предыдущий этап защищает автора от претензий экспертов, относящихся, например, к концепции линии учебников, если эта линия уже одобрена;
- продукт каждого этапа может быть «принят с доработками». После доработки он может быть представлен на повторное рассмотрение. Это является основной моделью взаимодействия экспертизы с автором. Как показывает практика, даже в очень хорошем новом учебнике, как правило, бывают серьезные дефекты и упущения, делающие нежелательным его использование «как есть».
Экспертиза проводится академиями, которые могут привлекать для экспертизы практиков — учителей, представителей вузов, работодателей и так далее.
Регламенты экспертизы и матрицы оценивания должны быть тщательно разработаны заново и пройти общественное обсуждение.
Результаты рецензирования проекта учебника рассматривает соответствующий общественный совет Министерства и принимает решения о присуждении или не присуждении грифа. После этого проект учебника может именоваться учебником, с соответствующим грифом.
Как же все организовать? Учебное книгоиздание и финансы
Перезагрузка участия академий в формировании новой модели российской школы, ведущий приоритет экспертной деятельности в их работе требует подготовки соответствующего совместного решения, представленного для обсуждения на совместном заседании Президиумов Академий. Проект решения до этого будет размещен на их порталах для широкого обсуждения научной общественностью. В этом решении должна быть конкретизирована роль Академий в развитии общего образования. Должны быть зафиксированы основные организационные вопросы разработческой и организационной деятельности академий. Даны согласованные с Минобрнауки рекомендации организациям (институтам) академий по учету работы их сотрудников в интересах общего образования. В том числе: учета экспертизы учебников в показателях эффективности, наряду с публикациями.
Следующим шагом должен стать запуск проектной работы по выработке общей позиции заинтересованных представителей академий. Этот запуск должен начаться серией семинаров с небольшим количеством участников: от десяти до двадцати человек. После которой пройдет конференция, где будет явно сформулирована общая позиция и сформирован основной состав рабочей группы академий.
группы академий. Имущественные права на учебник принадлежат Министерству, которое передает распоряжение бюджетному или казенному учреждению, подведомственному Министерству просвещения, Министерству науки и высшего образования РФ, Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки или автономной организации (далее — Учреждение). В частности, невозможна передача этих прав автору, издательству, инвестору и тому подобное.
Министерство может рекомендовать модель оценки стоимости создания учебника. Автор может объявить фактическую стоимость создания, разбитую на этапы (см. выше) и виды работ.
Финансирование создания учебника на всех этапах может осуществляться: из средств Министерства, из средств целевых государственных программ и проектов (в том числе тех, которые выделяют приоритетные направления развития образования), из средств автора, из благотворительных пожертвований, из средств инвестора (например, издательства), с соответствующими обязательствами автора по возврату средств, из комбинации вышеперечисленных источников. Министерство может принять решение, например, о конкурсном финансировании отдельных этапов создания учебника.
Организационно-финансовая схема издания (полиграфического воспроизведения) учебника выглядит следующим образом: любое издательство, желающее издать учебник, заключает два договора. Первый — договор с Учреждением. Он гарантирует в течение двух лет выплаты автору объявленной им фактической стоимости создания учебника (или меньшую сумму, по соглашению сторон). А также десять процентов (рекомендованное число может быть уточнено) оптовой отгрузочной стоимости проданных (реализованных) учебников, включая выплаты по первому пункту.
Второй договор на поставку учебника заключается издательством с покупателями — региональными органами управления образованием, образовательными и книготорговыми организациями. Учреждение является третьей стороной договора. В случае если один учебник желают издать несколько издательств, Учреждение использует выработанные Министерством нормы справедливого разделения долей в оплате стоимости создания учебника между ними. Учреждение может включать в условия договора с издательством требования минимального тиража и (или) фиксированного минимального объема выплаты автору.
Учреждение регистрирует в обязательном порядке договоры издательств с покупателями, получает «сигнальный экземпляр», контролирует полиграфическое качество, объем поставок.
Возможны различные варианты оплаты экспертизы. Нежелательным представляется прямое финансирование экспертизы в рамках договора, заключаемого издательством с экспертом или экспертной организацией. Возможно финансирование со стороны федеральных органов исполнительной власти, как приносящей акаде-миям доход деятельности, включение экспертизы учебников в госзадание академий.
Возможна оплата первичной экспертизы из бюджета Министерства, повторной, после доработки — из средств автора. Или введение механизма, при котором возможность издания учебника с грифом Министерства предусматривает внесение определенных сумм в централизованный фонд, из которого оплачивается экспертиза и так далее. Можно ввести отчисление, например, 1% от всех продаж учебников в специальный грантовый фонд, откуда будет идти и финансирование экспертизы.
Экспертиза учебников — процесс, включающий в себя огромное количество важных элементов. Это ответственность не только перед системой образования в нашей стране, но и перед каждым учителем, каждым учеником. Качественное обучение, идущее в ногу со временем, требует вдумчивого отношения к учебному книгоизданию. А следовательно, и к вдумчивой, осознанной экспертизе учебников.