Человечная «цифра». «Росучебник»: пять принципов полезного электронного продукта

Человечная «цифра». «Росучебник»: пять принципов полезного электронного продукта

Приоритетная задача нацпроекта «Образование» — создание современной  и безопасной цифровой образовательной среды. Вышло так, что мы сами начали создавать такую среду три года назад. Сейчас в нее вхожи более 40% всех российских педагогов.
896
Самое ценное, что нам удалось создать, — даже не сам цифровой сервис, а принципы качественного цифрового образования, которые возникли как результат нашего практического опыта. Надеемся, они помогут нам всем лучше представить себе цифровую реальность 2024 года.

Принцип 1

В основе — запрос от педагогов

Хорошо встречают тот цифровой сервис, о котором ранее просили. Любое новшество, даже самое актуальное, будет принято с меньшим энтузиазмом, если оно разрабатывается «сверху», в отрыве от запроса пользователей.

Наши методисты более десяти лет активно взаимодействуют с российскими учителями. Некоторое время назад они сообщили нам, что учителя чувствуют себя безоружными перед вызовами современности. Им стало сложно готовиться к урокам, собирая драгоценный контент по просторам Интернета. Сложно проверять каждую крупицу контента на соответствие принятым нормам, формальным и неформальным оценкам экспертов. Сложно соревноваться с интерактивными тестами и играми, которые школьники запускают со смартфонов. Сложно вести статистику успеваемости и давать качественную обратную связь.

Мы проанализировали эти запросы и пришли к выводу, что педагогам поможет грамотный и удобный цифровой инструмент.

На всех этапах разработки мы тщательно сверялись с задачами педагогов: какие дела отнимают у учителя больше всего времени и сил? Какие действия сложнее всего выполнять «на руках»?

В результате сформировалась наша цифровая образовательная среда. Педагоги выбирают ее добровольно и осознанно, и в этом ее сила.

Принцип 2

Эволюция — без резких поворотов

За долгие годы работы мы четко уяснили: гарантия благополучия системы образования — ее устойчивость. Любые резкие движения, агрессивные реформы, необходимость подгонять учителя — губительны. Наша цифровая среда входит в жизнь педагога постепенно, в комфортном режиме, не исключая работы с привычными «бумажными» пособиями. Она бережно забирает на себя часть рутинной повседневной работы, которую педагог готов отдать «цифре».

Мы работаем по технологии смешанного обучения: педагог может пользоваться цифровыми образовательными технологиями тогда, когда ему это нужно, в другие моменты — опереться на бумажный учебник.

Принцип 3

Не учитель подстраивается под сервис, а сервис — под учителя

Отечественная система образования склонна во всех аспектах приводить учебный процесс к единому порядку. Это оправданная тенденция, но нам важно сохранить индивидуальность учителя. Хороший цифровой продукт — тот, который не сковывает, а освобождает педагога, делает его творцом учебного процесса.

В нашей цифровой среде учитель работает с ЭФУ так, как раньше работал с книгой: делает заметки к тексту параграфа, рисует на полях схемы, ставит закладки. Дополняет контент каждого урока так, как ему хочется: вставляет картинки и видеоролики, переставляет местами темы и модули, сопровождает самостоятельные и контрольные работы советами и подсказками. Он создает свой уникальный образовательный сервис.

Обратная сторона гибкой системы — возможность без труда обучать школьников по ФГОС. Если сервис гибкий и послушный, учителю проще выстроить индивидуальный образовательный маршрут, подобрать конкретные задания для каждого ученика, выполнить коррекцию и закрепить знания.

Принцип 4

Полный дидактический цикл

У разработчиков часто возникает соблазн перевести на «цифру» один, самый проблемный, этап и на этом сделать паузу. Но хороший сервис должен поддержать педагога на каждом этапе, от первичного предъявления знания (когда дети впервые видят формулу или слышат имя исторической личности) — и до оценки результата итоговых контрольных.

После выхода первых ЭФУ нам стало ясно, что они полезны на уроках, но не покрывают весь круг задач учителя. Потребовались другие цифровые инструменты, в которых педагог мог бы, например, «пересобрать» урок в соответствии с потребностями класса. Так появился сервис «Классная работа». А для того чтобы максимально точно осуществлять контроль, потребовалась «Контрольная работа» — быстрый и безотказный генератор вариантов проверочных работ на все темы.

Самая кропотливая часть учебного процесса — работа над ошибками и закрепление знаний. Для этой цели мы создали электронные тренажеры. Они позволяют учащимся прицельно работать с самыми затруднительными для них заданиями и темами.

Принцип 5

Использовать цифру по назначению

В чем базовое отличие цифрового УМК от традиционного? Нет, не в возможности проходить интерактивные тесты и быстро получать обратную связь (хотя это тоже ценно). Ключевое отличие в том, что каждое действие каждого учащегося в ЦУМК или на тренажере автоматически вливается в общую электронную базу данных. Каждый опыт ребенка, каждый правильный или неправильный ответ становится частью массива данных (это называется «цифровой след учащегося»).

Цифровой след — самая благодатная почва для учительской саморефлексии. База данных, создаваемая ЦУМК, позволяет выявлять успешные педагогические ходы, поощрять лучших педагогов, отслеживать статистику прохождения каждого типа задания, находить закономерности и корректировать учебный процесс.

Сила цифровизации — в возможности для каждого участника свободно оперировать данными. Не нужно осваивать сложные навыки, вручную заполнять таблицы — достаточно правильно пользоваться имеющимися сервисами.

Принцип «0»

Никогда не считать свою работу завершенной

Создание современной, комфортной информационной среды — процесс априори бесконечный. Одолев одни амбициозные цели, мы тут же ставим другие. Сейчас в наших планах — постепенный редизайн образовательных процессов, переосмысление всей учительской повседневной рутины с точки зрения ее актуальности. Продолжаем вести работу над созданием системы виртуального тьюторства, в которой учитель мог бы подобрать для себя обучающие курсы, а ученик — легче выстроить образовательную траекторию. Обратная связь скоро будет не только быстрой, но и более точной, мотивирующей.

…В 2018 году мы выдали более 700 000 электронных учебников в большинстве регионов России. Аудитория нашей «цифры» — сотни тысяч педагогов. Мы — часть среды, которая через несколько лет станет реальностью для каждого педагога и каждого ученика. Мы рады, что вот уже несколько лет мыслим в этом направлении.

Подробнее о ЦУМК корпорации «Российский учебник» — https://lecta.rosuchebnik.ru/digital-umk

КОРПОРАЦИЯ «РОССИЙСКИЙ УЧЕБНИК» | ЗАПИСАЛА АЛЕКСАНДРА ЧКАНИКОВА
Понравился материал? Поделитесь в соц.сетях
не пропусти последние новости, подпишись на следующий номер
Спасибо! Вы успешно подписаны на рассылку клуба директоров
Закрыть