Технологии. Практикум директора

Чек-лист* директора школы. Современный способ избежать рисков и необоснованных ошибок

16773

Недавно, отпрашиваясь у руководства с очередного совещания, один директор школы в записке написал, что производственная необходимость вынуждает его находиться в школе.

В истории образования были долгие периоды, когда не было явного разграничения между работой педагогической и управленческой. В некоторых странах директор школы так и именуется — head teacher. Главная смысловая составляющая — в слове teacher (учитель).

Учительская работа, как и всякая другая, поддается регламентации, управление школой — тем более. Выполняя Закон об образовании, множество других уложений и предписаний, стремясь как-то упорядочить школьную жизнь, организуя ее так, чтобы можно было учиться и учить, директор школы завидует своим учителям. Не тому, что у них иная по масштабам и строгости исполнения ответственность, а тому, что можно подолгу и понятно общаться с теми, кто по-детски верит тебе, кто, распахнув глаза, ждет от тебя удивляющих моментов узнавания.

Но у директора школы есть другая роскошь: задумывать и воплощать стратегии развития школы, заглядывая в будущее, соотнося школьные планы с развитием страны и мира. Вспомним, кто из нас не прерывал или не откладывал эту свою лидерскую потребность под грузом цикличной суеты, обязательной и очень важной, обеспечивающей школе нормальную жизнь в штатном режиме.

Бушующие информационные потоки часто мешают работать, их количество разрастается, мы получаем письма с предложением модернизировать здания, купить новую школьную мебель, провести бесчисленные количества тренингов, мастер-классов, семинаров, нас приглашают на конференции, вебинары (этих развелось особенно много), реже симпозиумы, vip-сессии. Мы постепенно научаемся ограждать наших школьников от бесчисленных олимпиад, муниципальных и международных конкурсов, выездных каких-то там акций. В подсознании два призыва: дайте нам их учить, а им учиться, не мешайте.

Лидерское предназначение и ментальность директора школы не дают покоя. Если десятилетие тому назад слово «конкуренция» казалось совсем чужеродным нашему спокойному школьному бытию, изредка нарушаемому шалостью подростков, редкими инициативными позывами районного начальства или проблемами в изучении математики, то теперь все изменилось. Конкурентное пространство между школами стало архаикой. Сегодня школа стала одним из массовых субъектов в разнообразных системах образования. Поэтому покой в нашем деле чреват застоем и поражениями. От тех из нас, кто свободен от профессионального беспокойства, связанного с развитием школы, будут уходить дети. Они, если нет возможности перейти в другую школу из-за ее географической недоступности, будут уходить в иные формы обучения. Программы «Цифровая школа», действующие законы, стандарты, моментальные коммуникации позволят им учиться в любом месте, в любом темпе, в любое время. Невосполняемый ресурс времени директора становится существенным фактором влияния на развитие и становление умной и красивой школы.

По статистике основными причинами аварий являются:

  • 60-70% неправильные действия персонала,
  • 20-30% технические причины,
  • < 20% воздействие внешних факторов.

Рабочие день, неделя, год по своей временной затратности могут быть разделены на несколько составляющих:

  • Рутинная, не требующая напряженности для принятия решений. Мы ведь нечасто мобилизуем наши креативные возможности для того, чтобы утром побриться, или завязать шнурки, или проверить аварийные выходы в школе, или посмотреть почту.
  • Требующая решений в ситуации неопределенности. Например, неожиданный демографический взрыв в районе, бешеная репродуктивная активность местного населения, а мест свободных в школе нет и не предвидится.
  • Условно назовем ее «аварийная». Примеры приводить не буду, почти с каждым из нас что-нибудь подобное происходило.
  • И наконец, профессиональная роскошь: анализ и рефлексия настоящего школы в целях построения ее будущего. Кстати, в профессиональном стандарте директора школы это действие — формирование стратегии развития школы — занимает одно из ведущих мест. Но временной ресурс на это действие съедается предыдущими тремя составляющими. Поэтому программы развития школы часто носят имитационный, неконкретный и сказочно футурологический характер, основанный на текущих лозунгах.

Цифровые технологии очень быстро доводят участие человека в управлении до возможного минимума. Если посмотреть на прогнозы по изменению перечня востребованных профессий в ближайшем будущем, мы увидим, что жертвами технологического прогресса становятся те виды деятельности, которые сопряжены с повторяющимися, определенными и линейными операциями.

В школьном деле есть такие, алгоритмичные, но их важность ни у кого не вызывает сомнения. Сбой в подаче воды или электричества в школьное здание может перечеркнуть многие усилия по обучению математике или основам бытия.

Наш энтропийный век, помеченный высокими словами про будущее, технологические революции, таинственные большие данные, платформы, моментальные транзакции и экономику «по требованию», требует интенсификации временного ресурса, направленного на поспевание за высокими скоростями изменений. Школьное дело традиционно не может быть опережающим в своих технологических решениях. В этом заключается парадокс нашего профессионального бытия: мы работаем с теми, кто организует и опережает все мыслимые и непрогнозируемые скоростные режимы изменений, но сами консервативны по определению. На наш взгляд, это противоречие не требует радикальных изменений, просто те основы, что позволят и позволяют нашим молодым людям опережать время, немыслимы без передачи культурного наследия прошлых поколений.

Время показало: если есть возможность алгоритмизации каких-то управленческих действий, эту возможность надо использовать.

Каким бы видом работ мы ни занимались, темы успешности и безопасности всегда были актуальны. Несопоставимы по своей значимости результаты проверочных работ по географии в 7-м классе и возможные последствия неисполнения мер по предупреждению травм, возгораний, замыканий, работ, направленных на сохранение жизни и здоровья людей.

Развитие любой передовой технологии вызывает создание способов безопасного использования этой технологии. Как только автомобили стали массовым транспортом, появился первый светофор. Говорят, что в современном виде светофор был создан в 1912 году в штате Юта. Первые правила дорожного движения в нашей стране появились в 1920 году, правила электробезопасности — в 1898 году. Тема информационной безопасности возникла в 60-е годы ХХ века и стала гиперпроблемой современности.

Безоценочное суждение.

Возможно, в различных регионах закупка учебников, школьного оборудования проводится не только школой или не в рамках 44 ФЗ РФ. Тогда вероятны другие варианты оформления чек-листов.

Человеческий фактор в аварийных ситуациях на объектах техносферы существен: 70 % авиакатастроф, 50 % катастроф на флоте за последние годы произошли из-за неправильных действий (низкой надежности) персонала. Статистические данные свидетельствуют, что основными причинами аварий являются неправильные действия (низкая надежность) персонала (60 – 70 %), технические причины (20 – 30 %), остальное — неблагоприятное воздействие внешних факторов и др. Ненамеренные (неумышленные) действия подразделяют на промахи и упущения, а намеренные (умышленные) — на оплошности и нарушения. Алгоритмизация некоторых действий, выверенная временем и детальным анализом ошибок и просчетов, неизбежно приводит к снижению рисков и высвобождает время работника, а руководителя в первую очередь, для тех видов работ и действий, которые не поддаются (к счастью!!) алгоритмизации. Это — принятие решений в нетривиальных ситуациях, в условиях неопределенности. Педагогическое взаимодействие, управление персоналом именно таковыми и являются, особенно когда мы обоснованно декларируем такие ценности, как индивидуальный подход, персонализацию учения, школу без образовательных тупиков, доступную среду, каждый ребенок талантлив, а каждый учитель уникален. Когда практика требует от нас постоянной корректировки планов, методик, технологий, векторов развития.

 

Чек-лист. Обеспечение школы учебной литературой

№ п/п

Контрольный список

Срок исполнения

Отметка об исполнении

Примечание

1

Утвержден перечень учебной литературы на педагогическом совете, зафиксирован в протоколе

 

 

 

2

Составлена служебная записка (заявка) в контрактную службу школы

 

 

 

3

Заявка утверждена руководителем школы

 

 

 

4

Издан приказ об осуществлении закупки с указанием объема, сроков, суммы, ответственных

 

 

 

5

Сформирована закупка в системе ЕКИС* на основании бланка-заказа

 

 

 

6

Созданы объект закупки, детализация объекта закупки, сформирован ЛОТ в ЕАИСТ** 2.0

 

 

 

7

Согласована процедура закупки с единственным поставщиком на портале ФХД

 

 

 

8

Опубликован план закупок, план-график закупок на портале ЕАИСТ 2.0

 

 

 

9

Опубликовано извещение о проведении закупок на портале ЕАИСТ 2.0

 

 

 

10

Закупка осуществлена

 

 

 

11

Товар принят без претензий

 

 

 

12

Произведена оплата поставщику

 

 

 

13

Контракт закрыт

 

 

 

*ЕКИС – Единая комплексная информационная система Департамента образования города Москвы, являющаяся одной из ключевых систем в ИТ-среде московской системы образования. В других регионах (муниципалитетах) возможны иные информационные системы.

**ЕАИСТ – Единая автоматизированная информационная система торгов города Москвы, в которую вводятся сведения о закупках товаров, работ и услуг для государственных заказчиков г. Москвы.

 

Один из относительно новых способов избежать рисков и необоснованных ошибок — применение чек-листов. Каждый из нас был автором чек-листа. Мы ведь делаем иногда список дел на день? Список необходимых покупок? Перечень самых важных дел на неделю, месяц, год? Это и есть чек-лист, персональный, не всегда выверенный практикой проб и ошибок, поэтому очень личный.

Не зря первые чек-листы появились в таких областях человеческой деятельности, как авиация, медицина, промышленное строительство. Именно в авиации принят международный стандарт чек-листов, причем обязательно на английском языке. Изучая чек-листы для старшей хирургической медсестры, я обратил внимание на заключительную строку: сверить количество и перечень инструментов с изначальным. Мы помним случаи, когда у кого-нибудь в брюшной полости что-то забывали.

Центральное место в проблеме надежности персонала занимает психологическая готовность к работе в меняющихся условиях. Чек-лист этому помогает.

Время показало: если есть возможность алгоритмизации каких-то управленческих действий, эту возможность надо использовать.

Школа

Не уверен, что в приходской школе когда-то, прежде чем начать учебный год, учитель был озабочен заполнением паспорта готовности к этому учебному году, согласовывал все действия по противопожарной и электробезопасности, требовал от сторожа (он же истопник, уборщик) медицинскую книжку с соответствующей пометкой от психиатра или нарколога.

Все изменилось. Совокупное количество действий по обеспечению безопасности, выполнению ФГОС, подготовке и проведению ГИА, организации закупок оборудования и учебников, выполнению всех статей Закона об образовании, обязательное и системное повышение квалификации, следование нормативным требованиям в кадровом обеспечении — дальше перечислять не буду — можно подсчитать. Мы пытались, получилось в течение года 397, включая все требования по финансам и санитарно-гигиеническому режиму.

Абсолютное большинство этих действий — алгоритм. Следовательно, возможно эти действия обобщить, систематизировать и минимально описать по образцу тех чек-листов, что используют летчики перед взлетом или при возникновении аварийной ситуации. Автономная некоммерческая организация Центр правовой поддержки «Профзащита» совместно с Московской городской организацией профсоюзов работников образования вот уже второй год разрабатывает полный свод чек-листов, необходимый для управления школой. С нашей точки зрения, этот свод позволит избежать случайностей, минимизировать деструктивную роль фантазий и волеизъявления руководителей и работников разных уровней и профессиональной принадлежности.

Школьное дело традиционно не может быть опережающим в своих технологических решениях. В этом заключается парадокс нашего профессионального бытия: мы работаем с теми, кто организует и опережает все мыслимые и непрогнозируемые скоростные режимы изменений, но сами консервативны по определению.

 

* Чек-лист (check list) — это перечень пошаговых последовательных действий, которые необходимо выполнить, чтобы получить определенный результат в какой-либо работе.


Чек-лист* директора школы. Современный способ избежать рисков и необоснованных ошибок
Ефим Рачевский
Российский педагог, директор Центра образования «Царицыно» № 548 г. Москвы, народный учитель России
Понравился материал? Поделитесь в соц.сетях
не пропусти последние новости, подпишись на следующий номер
Спасибо! Вы успешно подписаны на рассылку клуба директоров
Закрыть