Большие данные, слабая трансформация
Мировой опыт. Что завтра?

Большие данные, слабая трансформация

Первого и второго октября в Москве прошла пятая Глобальная конференция по технологиям в образовании EdCrunch-2018. Она приняла около пяти тысяч посетителей, двадцать тысяч онлайн-слушателей и более трехсот российских и зарубежных спикеров. Интригующий девиз мероприятия: «Данные, которые трансформируют».
479

Неясно, кто кого изменяет, то ли мы — данные, то ли данные нас. Но в том и соль: не понял, значит, есть куда двигаться. В ходе обсуждений постепенно выяснилось: трансформации подлежат люди, преподавание, обучение и система образования. «Надо начать с изменения того, что может изменить каждый: с самого себя. Сломать неэффективные шаблоны мышления, но сохранить основные установки личности». Хотя к месту ли про личность перед цунами Big Data 1? Два дня подряд в десяти местах одновременно шли серьезные дискуссии, обозначенные различными хэштегами2 . «Сбор и анализ данных», «психометрия», «инструменты диагностики», «персонализация», «когнитивные технологии», «некогнитивное развитие», «учебная аналитика», «адаптивная система обучения» — лишь часть из них. Все вместе это называлось «пространство по адаптации подходов и практик при работе с Big Data». Данное «пространство» — перспективная идея, позволяющая использовать информацию для принятия быстрых и правильных управленческих решений, улучшить знания о действиях учителя или способностях ученика. Например, университет, осуществляя рекрутинг одаренных школьников, может отслеживать их посты, связи в социальных сетях и при помощи специальных инструментов высчитать IQ. Впрочем, о таком же способе подбора учителей мне рассказывал знакомый директор: «Открываю его страницу в социальной сети и принимаю решение». Без всяких программ. Но в этом и один из смыслов Глобальной конференции — тут все через инструменты. Например, проводит школа цифровую модернизацию. Необходимо проанализировать и сам уровень, на котором эту модернизацию провели. Для решения этих задач предлагаются: инструмент Data SELFIE, который помогает школам оценивать состояние «цифровизации» глазами школьных руководителей, учителей и учащихся, и инструмент iPIPS, позволяющий оценить когнитивное и некогнитивное развитие в начальной школе. Применишь, получишь много данных, и тебе есть чем заняться — проработкой этих данных для лучшей работы. Но, видимо, и это не так просто, поскольку одна из тем конференции: «Как, когда и для чего анализировать данные и на что обращать внимание». Вот именно: ключ есть, но он существует отдельно от замка. Знакомая ситуация в образовании.

Не буду томить и приведу список лучших из лучших — проектов-победителей в различных номинациях EdCrunch Award 2018:

  • ЛУЧШИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОДУКТ В ОБРАЗОВАНИИ | «ОС3. Умный пол», ООО «АйТи Агентство ОС3». ЛУЧШИЕ СТАРТАПЫ3
  • ПО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ ПРОДУКТУ В ОБРАЗОВАНИИ | SkillPlus.Me, «Викиум», образовательная платформа SmotriUchis.ru.
  • ПЕРСПЕКТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОДУКТОВ В ОБРАЗОВАНИИ | продукт «Виртуальная студия IPTV (Ай Пи Ти Ви) вещания», «Дистант ТВ».

Первый в мире конкурс открытых онлайн-курсов EdCrunch Award, о котором нам сообщили на конференции, принес следующие результаты:

  • ЛУЧШИЙ ОБУЧАЮЩИЙ ОНЛАЙН-КОНКУРС ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ | региональный конкурс «English Challenge», Романова Наталья, МАОУ лицей № 49, Калининград.
  • ЛУЧШАЯ ПРАКТИКА ВНЕДРЕНИЯ ОНЛАЙН-КУРСОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ | «LMS MOODLE: практика создания и использования онлайн-курсов», Кузнецова Наталья, ООО «Актив-Айти» (Академия eTutorium).
  • ЛУЧШАЯ ПРАКТИКА СОЗДАНИЯ ОТКРЫТЫХ ОНЛАЙН-КУРСОВ | «Инженерная механика», Митюшов Евгений, «Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина».
  • ЛУЧШИЙ КУРС ПО ВЕРСИИ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ | «Онлайн-технологии в обучении», Томский государственный университет.

Игры, в которые играют в школах

Попробуем сразу зайти на сайт томского онлайн-обучения. Курс по использованию онлайн-технологий можно пройти бесплатно, просто жми и учись. Скорей всего и многое другое доступно, но «мы ленивы и нелюбопытны» — Пушкин прав. Однако, как же так? Ведь вокруг нас дети, «они не такие, как мы», и это не красное словцо из Макаревича, а название одного из докладов конференции. Мол, 65% учащихся начальной школы будут работать по профессиям, которых еще не существует. Успех будет принадлежать тем, кто находит общий язык с технологиями. Не за горами мозговые импланты и чипизация, которые предвещают создание новых продуктов для взаимодействия человека с «нечеловеческим». Не для средних умов, конечно. Вчера коллега назвала этим словом — «нечеловеческий» — московский электронный журнал, в который после двух часов мытарств она так и не смогла занести отметки.

Но к делу. На мероприятиях направления «Дети и технологии» было много знакомых лиц и понятных слов. Говорили о взаимовлиянии досуга и образования, о наступлении эпохи edutainment4 . Размышляли о тенденциях любого бренда позиционировать себя в качестве развивающего, образовательного, благотворно влияющего проекта. Обсуждали причины, по которым «полезный досуг» стал трендом и полностью захватил индустрию развлечений: производителей мультфильмов, владельцев тематических парков, мастерских, курсов, ярмарок. Затрагивали темы традиционных форматов образовательного досуга: музеи, книжные издательства, библиотеки, которые все меньше привлекают внимание o… ine и воплощаются в сети. Соответственно, образовательным проектам приходится становиться развлекательными. Образовательные развлечения и развлекающее образование.

Не всех это шокирует. На конференции был представлен опыт подобной работы во внеурочной деятельности: новые форматы использования дополненной реальности, конкурс ЛегоБум с видеоисториями о поделках детей, STEM и STEAMпрактики в детских технопарках. Модератором дискуссии являлся Анатолий Шперх, руководитель школы инженерного мышления ЛНМО, учительисследователь в области ИТ.

Специалисты утверждают, что игра и обучение не заканчиваются с наступлением взрослой жизни. Миллионы взрослых используют игровые образовательные платформы (Khan Academy, Duolingo и так далее) для самообразования и просвещения. Через игру быстрее и с большим интересом можно проходить обучение. Так устроено природой. А вот как выбрать правильные методы для игрофикации учебного процесса?

Свою всемирно известную модель Octalysis представил ученый из США Ю-кай Чоу. Его доклад имел ошеломительный успех. Если вам интересно, когда и как игра учит, развлекает, дает знания и приносит удовольствие — приобретите его книгу «Геймификация на практике» (есть и на русском языке).

Для общего развития: про школу, о которой все мечтают. То нас сводила с ума английская школа Summerhill, то все ринулись в финскую школу, а теперь в моде бренд «Школа 42». Это система обучения ИТ-специалистов (кодеров5 ) без учебных дисциплин и классов, которая разрушает все правила

На конференции выступил спикер Оливье Крузе — директор по педагогике в Ecole42.

Судьба технологий в наших руках

На EdCrunch-2018 говорили о навыках, которые остро востребованы сегодня: комплексное решение задач, креативность и критическое мышление, эмоциональный интелект и способность работать в команде, способность принимать решения и ориентироваться в практике переговоров, когнитивная и коммуникативная гибкость.

На этот список ориентируются школы по всему миру. Уже как пару десятилетий в стремлениях ответить на запросы о новых видах грамотности меняются программы обучений. В этом месте обычно у большей части докладчиков непроизвольно выскакивают слова «внедрять» и «новейшие». Исключением стала содержательная Бони Гамильтон. Она написала книгу «Интеграция технологий в классе». Это анализ ряда исследований применения IT в самых разных школах Америки. Не пропустите, пожалуйста, — в ноябре этого года книга выйдет в России: «Прошли времена, когда ученики подстраивались под характер учителя. В XXI веке хороший учитель сам подстраивается под ученика — но не под его характер, а под его способ восприятия и анализа информации».

Из отечественных представителей хорошо держит педагогическую позицию Исак Фрумин: только учитель, живой человек, может воспитать в ученике систематичный подход к поиску, усвоению и обработке информации. Чем скорее (раньше) он трансформируется в эту сторону, тем лучше для всех. Но много ли мы видим учителей, которые знают, что им делать с учениками, помимо формата «объяснять и опрашивать»?

Зарубежные спикеры куда чаще наших говорили о роли лидеров образовательных процессов (учитель и выше). В конечном счете, судьбы технологий в их руках. От их видения зависит многое. Оно бывает диаметрально противоположным: в большинстве школ России Интернет в учебное время запрещен. При этом ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов прямо на EdCrunch-2018 сделал сенсационное заявление: «В ближайшие пять лет мы заменим все лекции онлайн-курсами. Лекционные занятия в классической форме мы отменим». Далее речь шла о следующем: традиционные лекции превратились в профанацию, их посещает от силы 17%. В свою очередь, переход на цифровой формат повысит вовлеченность студентов и качество преподавательских лекций.

Неверно думать, что технологии упрощают обучение. Учитель, овладевший технологиями, дает образованию новое измерение и возможность ученикам быть более вовлеченными в процесс обучения. Технологии — это не быстрее, это по-другому.

Фантастика, если учитывать сегодняшний день, в котором индивидуальную образовательную траекторию выбирают не более 7–8% студентов. Реальность, если зайти на сайт ВШЭ и посмотреть, сколько всего в онлайн режиме уже есть, работает и открыто для широкого круга лиц. Среда готова.

— А вы сами-то верите в привидения? — спросил лектора один из слушателей.

— Конечно, нет, — ответил лектор и медленно растаял в воздухе.

И все же. Сегодня технологии позволяют выстроить связь с людьми по всему миру. Каждый может организовать коммуникацию с кем угодно, в том числе деловую, научную. На EdCrunch-2018 были представлены проекты исследователей из совершенно разных локаций. В них приняли участие не только Москва и условная Югра, но и команды, включающие до семи участников, распределенных по всему миру. Парадокс состоит в следующем: на самой конференции по новым образовательным технологиям процент использования участниками технологических способов обратной связи (мобильных приложений и приспособлений для голосования) составил всего 10–15%.

При этом количество действительно интересных функций было немалым: можно было добавить в «избранное» нужные выступления (за 5 минут до них приходило оповещение), можно было просто познакомиться и встретиться с теми, кто добавился в специальное приложение, и так далее. Но даже здесь вовлеченность невысокая. Привычки нет. Мы направлены на действие, чтобы работа выполнялась как можно быстрее, был результат. Мы работаем, потому что должны, а новому миру нужны чувства, желания и вовлеченность. «Мисюсь, где ты?»


1 Big Data (англ. big data, большие данные) — термин, социально-экономический феномен, описывающий стратегию управления и использования структурированных или неструктурированных данных огромных объемов. «Большие данные» — это не только информация, но и технологии их обработки, использования, методы поиска необходимой информации в больших, гигантских массивах.

2 Хэштег (англ. hashtag, от hash — знак «решетка» + tag — метка) — ключевое слово или несколько слов сообщения, используемое в микроблогах и социальных сетях. Данная метка облегчает поиск сообщений по ключевым словам и начинается со знака «#» (решетка).

3 Стартап (от англ. startup company, startup, букв. «стартующий») — термин, обозначающий компанию, работающую для решения проблемы с помощью новых идей, инноваций. Как правило, подобные компании находятся лишь в стадии развития.

4 Edutainment — неологизм из двух английских слов «education» и «entertainment», образование и развлечение одновременно.

5 Кодинг (англ. coding) — программирование, процесс написания программного кода, с целью реализации алгоритма на определенном языке программирования.

Большие данные, слабая трансформация
Людмила Кожурина
Понравился материал? Поделитесь в соц.сетях
не пропусти последние новости, подпишись на следующий номер
Спасибо! Вы успешно подписаны на рассылку клуба директоров
Закрыть