Автопортрет директора. Между реальностью и идеалом

Автопортрет директора. Между реальностью и идеалом

Летом от школы отдыхают только ученики. Учителя и администраторы летом о школе думают. Отчеты сданы, документация в порядке. Самое время разобраться по-настоящему: почему не все было гладко в прошлом году? Как не повторить прежних ошибок? Каким должен быть следующий шаг в собственном развитии и в развитии педагогической команды и всей школы?
111938

Сам себе эксперт

В декабрьском номере журнала «Управление школой» № 601/2019 (Издательский дом «Первое сентября» | 1sept.ru) была описана новая методика оценки компетентности директора, разработанная экспертами корпорации «Российский учебник» (rosuchebnik.ru) и Центра развития лидерства в образовании НИУ ВШЭ (ioe.hse.ru/cdle) с участием консалтинговой компании Global Solutions Limited (consulting.ru).

Прелесть проекта в том, что он далек от традиционной аттестации, которая вынуждала скрывать проблемы и демонстрировать внешним контролерам исключительно достижения. Это возможность администратору самостоятельно обнаружить преимущества и дефициты привычных моделей поведения. Осознать, к чему на самом деле хочется стремиться и каких конкретных навыков не хватает для движения к идеалу.

Методика прошла апробацию и с начала июля доступна для всех желающих на сайте корпорации «Российский учебник».

Заинтересованный руководитель сможет оценить свой уровень в шести ключевых компетенциях: лидерство, развитие, профессионализм, решительность, партнерство и гуманизм. Они, в свою очередь, реализуются в трех принципиальных для школьного директора ролях: педагог, администратор и руководитель.

Пройдя тестирование, директор прямо на сайте получит рекомендации по совершенствованию проблемных навыков. Более того, он сможет сохранить свои результаты в личном кабинете и через какое-то время, поработав над ошибками, почитав рекомендованные книги, поучаствовав в вебинарах, снова ответить на вопросы анкеты. Это позволит оценить рост личного профессионального уровня или его стагнацию.

competence.jpg


Благодаря наглядной итоговой таблице руководитель увидит, чем его реальная поведенческая модель отличается от той, к которой он стремится. Он сможет осознать личный идеал, сравнить полученные результаты со средними данными по стране. Ему представится возможность понять, к чему стремятся и как на самом деле действуют коллеги. Это будут статистически достоверные данные, а не субъективные ощущения.

Вообще, стремление сравнить себя и свою школу с другими учреждениями, работающими в таких же или диаметрально противоположных условиях (размер, географическое положение, социальное окружение), — одна из острых потребностей администратора.

Именно поэтому такую возможность предоставляет не только методика самооценки компетенций директора школы (на сайте «Российский учебник» https://director.rosuchebnik.ru/test/), но и методика определения стиля принятия управленческих решений Алана Роу (https://ioe.hse.ru/cdle/rowe), размещенная на сайте Центра развития лидерства в образовании Института образования НИУ ВШЭ.

Разработанная американским исследователем и адаптированная отечественными экспертами анкета позволяет руководителю и всей команде определить свое место на пересечении двух координат: индивидуальных установок (ориентации в большей степени на необходимость выполнения задачи или на мнение окружающих) и степени готовности к неопределенности (или стремлением действовать в точно заданных условиях).

Сегодня важной частью процесса, помимо самооценки и определения ресурсов команды, стало исследование сводной аналитики (в разделе «Открытая аналитика»), попытка увидеть себя на фоне страны (региона, города...). Изменение оптики приводит к неожиданным открытиям. Разнообразные фильтры и способы сравнения данных позволяют обнаружить новые пути развития административного аппарата.


С одной стороны, любой директор тратит много сил и времени на рутину, решение технических задач. С другой стороны, самое важное для руководителя — это многоаспектный анализ ситуации, в которой находится твоя собственная школа.

Большой потенциал. Как добиваться успеха вместе с теми, кто рядом
Большой потенциал. Как добиваться успеха вместе с теми, кто рядом
Стремление первым опустошает и приводит к депрессии. Профессор Шон Эйкор предлагает решение этой проблемы — аккумулировать Большой потенциал (свой и тех, кто рядом). Хвалить других и приходить им на помощь, чтобы вместе достигать большего.
Купить

Деталь сложного механизма

Как бы полезны ни были руководителям образования предложенные методики самооценки и оценки школьной (региональной) управленческой команды, сами по себе они не столь значимы. Корпорация «Российский учебник» завершает работу над целостной концепцией развития профессиональных навыков для директоров учебных заведений. Сегодня, при отсутствии принятых стандартов, но при насущной потребности реализовывать в повседневной деятельности целый спектр компетенций (что не всегда связано с официальными сертификатами), это реальная содержательная поддержка руководителей школ, разрывающихся между бесконечным потоком противоречивых и значимых задач.

Тем более что в Федеральном проекте «Учитель будущего» национального проекта «Образование» в качестве одной из приоритетных задач заявлена необходимость разработки и внедрения методики аттестации руководителей. Для этого на основании проведенных комплексных исследований требуется сформировать универсальный компетентностный портрет эффективного руководителя. Подготовить программы профессионального развития для уже действующих администраторов.

В разработанную «Российским учебником» концепцию, созданную в духе национального проекта и здравого смысла, входит прежде всего подробный и объективный скрининг повседневной работы руководителя. Выявив «узкие места», директор может воспользоваться предлагаемыми экспертным сообществом инструментами, полезными сервисами для оптимального решения обнаруженных проблем.

С одной стороны, любой директор тратит много сил и времени на рутину, решение технических задач. Например, ремонт — ежегодная головная боль. Тут на помощь придет специальный калькулятор, позволяющий быстро рассчитать план и стоимость ремонта с учетом особенностей и запросов конкретной школы.

С другой стороны, самое важное для руководителя — это многоаспектный анализ ситуации, в которой находится твоя собственная школа. Аналитические способности у всех разные. Дефицит времени — общая проблема. Здесь пригодятся разнообразные шаблоны: анализ успеваемости, образовательной и воспитательной деятельности, исследование негативных факторов школьной среды, влияющих на самочувствие ребенка. Поработав с ними, директор получит информацию для принятия решений по интересующему его вопросу. Поскольку опросники позволяют привлечь к работе как учеников, так и их родителей, есть шанс услышать мнение всех участников процесса, оценить возможность сотрудничества в различных областях. Кстати, совместное исследование — первый шаг на пути выстраивания схем конструктивного взаимодействия в школьном сообществе.

На самом деле любой из предлагаемых инструментов — это уже предпосылка позитивных изменений, поскольку провоцирует исследование, размышление и движение.

Scrum. Революционный метод управления проектами
Scrum. Революционный метод управления проектами
Эта книга рассказывает о революционной методике повышения продуктивности – Scrum, позволяющей получать отличные результаты меньшими силами, в короткие сроки и с низкими затратами. Благодаря Scrum, такие гиганты как Google, Amazon и Salesforce.com смогли поднять производительность на 300-400%.
Купить

Общие проблемы объединяют

Методики самооценки и анализа ситуации, рекомендации по развитию —работа внутренняя, с самим собой,с родным коллективом. Однако для успеха этой работы необходима внешняя поддержка. Эту роль может взять на себя директорский клуб, который постепенно формируется, в том числе благодаря усилиям корпорации «Российский учебник».

Объединившись, директора, действительно заинтересованные в процветании своих школ и росте собственного профессионализма, смогут влиять на разрабатываемые модели и инструменты. Делать их более точными, привязанными к существующей реальности. Клуб станет пространством обмена опытом, некой точкой роста. Наконец, профессиональное сообщество — такая коллективная «жилетка», в которую можно выплакать все невзгоды, получить эмоциональную и практическую поддержку от понимающих людей.

В качестве примера один из экспертов директорского сообщества, Павел Сергоманов, директор Центра развития лидерства в образовании Института образования НИУ ВШЭ, рассказывает удивительно простую и показательную историю: почти в каждой школе лестница — место травмоопасное. Особенно для малышей. Вечно спешащие старшеклассники сбивают с ног незаметную мелюзгу. Да и сами малыши, засидевшись на уроках, летят сломя голову и действительно ломают хрупкие конечности. Что делать? Ругать, водить строем? Неэффективно и неэстетично. Есть более действенный и изящный способ: повесить в лестничных пролетах зеркала. Среди школьников найдется немало желающих хотя бы мельком полюбоваться на собственное отражение, поправить на ходу прическу, воротничок... А значит, замедлить бег по опасным ступенькам. Снижение травматизма достоверно зафиксировано.

Идея разошлась по школам благодаря случайно возникшей в профессиональной среде дискуссии. В то же время, не будь этой профессиональной среды и регулярно возникающих по актуальным вопросам обсуждений, кто бы знал, зачем в какой-то не самой знаменитой школе висят зеркала в лестничных пролетах. Конечно, не обязательно теперь развешивать зеркала по всем школам страны. Но чужая идея станет для кого-то из директоров толчком к рождению собственных идей.

Читайте также:



Печатникова Людмила
Понравился материал? Поделитесь в соц.сетях
не пропусти последние новости, подпишись на следующий номер
Спасибо! Вы успешно подписаны на рассылку клуба директоров
Закрыть