Архитектура — это педагогика в действии, или Как пространство становится точкой роста школы
Технологии

Архитектура — это педагогика в действии, или Как пространство становится точкой роста школы

О необычной архитектуре, организации учебного пространства и уроков в ХороШколе
543

Елена Куценко беседует с Еленой Араловой

Обжитое пространство

Переступаешь порог здания, идешь по коридорам, заглядываешь в классы, столовую, актовый зал — и многое становится понятным. Ценят ли здесь строгую дисциплину или почти семейный уклад, высокие результаты или душевный комфорт? Каким видят ребенка — шалопаем, серьезным и ответственным учеником, емкостью для необходимых знаний или ненасытным исследователем? Что у школы в приоритете — успешность и лидерство, социализация и клубная жизнь, самовыражение детей и взрослых?

Нет двух одинаковых школ. Ведь, вселяясь в новое, типовое и безличное, как плацкартный вагон, здание, даже небольшой педагогический коллектив постепенно обживает его. Перестраивает актовый зал под школьный театр, правдами и неправдами оборудует лабораторию, выкраивает уголок под музей, разводит, пусть крошечный, но почти настоящий зимний сад.

Создается это почти всегда усилиями учителей-энтузиастов и родителей. Потому что нет в длинном списке таких компаний, которые в равной мере готовы были бы проникнуться педагогическими идеями и профессионально разбирались бы в архитектуре и дизайне. Или есть?

Неужели это возможно?

К счастью, такие компании есть. Потребность в архитекторах, умеющих решать педагогические задачи, все острее, ибо школа получила и активно реализует право на авторские программы, на воплощение своей уникальной, выстраданной и по кирпичику выстроенной концепции. А для нее нужно создать столь же уникальное пространство, значит, перевести концепцию школы на язык чертежей, дизайна, инженерных конструкций и отделочных материалов. Чтобы при этом было удобно, эстетично, функционально, экономично и не нарушало технических требований и санитарных норм. Именно так определяет свою задачу компания Мartela, которая около пяти лет назад начала работать со школами.

Сегодня в мире уже накоплен немалый опыт воплощения педагогических идей в архитектурные проекты. Первые учительские команды, директора и инвесторы, выезжавшие за рубеж с представителями Martela для знакомства с этим опытом, были сильно удивлены, увидев, насколько свободным, открытым, почти иррациональным по привычным меркам может быть школьное пространство. В Финляндии, где, к слову, проектирование школы доверяют самым именитым архитекторам, оно часто не разделено на классы. Зато позволяет удобно организовать самые разные виды образовательной деятельности в группах — больших и маленьких. Здесь сама среда провоцирует инновационный контент и детоцентричное содержание. Осмотришься вокруг — и про знаменитую на весь мир финскую образовательную реформу все понятно.

Вернувшись, заказчики начинали активно участвовать в проектировании своей будущей школы. Причем заказчиками компания считает именно учителей, — подчеркивает Елена Аралова, руководитель Martela. — Они определяют облик проекта, вернее, задают его педагогический каркас. Дизайнеры же ходят на уроки, расспрашивают, наблюдают, одним словом, проникаются духом школы, постигают ее логику, ценности, особенности технологии. Затем в совместном архитектурно-педагогическом диалоге кристаллизуются идеи, структурируются и — получают свое выражение в формах и материалах.

1/28
Холл, лестница, библиотека, читальный зал, зал для групповых занятий в ХороШколе. Подобное многофункциональное пространство создает ту самую атмосферу, особый климат современной школы
2/28
Уют и комфорт для педагогов — немаловажная часть в задачах архитекторов. Проект фан-зоны учительской в ХороШколе. Переговорная с подвесными креслами и мобильными аккустическими перегородками. Пример мебельного решения. Веселого решения!
3/28
Три классные комнаты: разный размер, разная мебель. Общее: много света, варианты для индивидуальной, групповой и фронтальной работы, мультифункциональная доска во всю стену
4/28
Три классные комнаты: разный размер, разная мебель. Общее: много света, варианты для индивидуальной, групповой и фронтальной работы, мультифункциональная доска во всю стену
5/28
Три классные комнаты: разный размер, разная мебель. Общее: много света, варианты для индивидуальной, групповой и фронтальной работы, мультифункциональная доска во всю стену
6/28
Мобильная современная мебель для класса дает возможность менять обстановку под сценарий урока. Два сценария Лабораторного лектория Новой школы, предусмотренные проектом
7/28
Класс со сменными сценариями в Инженерном корпусе известной в Москве школы № 548 «Царицыно». Уютно вписываются в возможные сценарии уроков подиум и кресло-качалка — прекрасные мотиваторы интереса детей к этому классу
8/28
Современные технологии позволяют использовать пространство мансарды для просторного учебного класса. Наполненное светом помещение в Инженерном Корпусе вдохновляет, становится привлекательным само по себе
9/28
Достаточно перенести коммуникации на подволок, и вода, электричество, газ, вытяжка становятся доступны в любой точке зала. Количество сценариев работы в таких мастерских возрастает существенно

10/28
Достаточно перенести коммуникации на подволок, и вода, электричество, газ, вытяжка становятся доступны в любой точке зала. Количество сценариев работы в таких мастерских возрастает существенно
11/28
Достаточно перенести коммуникации на подволок, и вода, электричество, газ, вытяжка становятся доступны в любой точке зала. Количество сценариев работы в таких мастерских возрастает существенно
12/28
Библиотеки, просмотровые больше не нужно прятать. Осмысленное зонирование с элементами фана, уютная мебель — и проходное пространство перестает быть помехой. Наоборот, обеспечивает тягу интереса к происходящим событиям
13/28
Библиотеки, просмотровые больше не нужно прятать. Осмысленное зонирование с элементами фана, уютная мебель — и проходное пространство перестает быть помехой. Наоборот, обеспечивает тягу интереса к происходящим событиям
14/28
Легкий разборный купол вместе со специальным проектором и программами обеспечивает эффект присутствия. Цифровизация не заменяет реальность, а приближает ее на расстояние вытянутой руки
15/28
Уединение перпендикулярно школе. В кресле, похожем на капсулу для перемещения во времени, с книгой в руках, повернувшись к небу, нащупывает ученик свой индивидуальный путь к вершинам познания
16/28
Цветовое решение пола в младшей школе — такой же предмет для поисков и серьезных размышлений, как и оснащение самой современной лаборатории. Проект пола в Атриуме младшей школы Инженерного корпуса школы № 548
17/28
Коммуникации наверху удобнее, защищеннее, практичнее и в конечном счете дешевле, чем в полу или внутри стен. Технология применима к стандартному школьному пространству
18/28
Cовременные open-space-лаборатории. Здесь применено множество интересных «фишек», которые можно воспроизвести в любой школе
19/28
Cовременные open-space-лаборатории. Здесь применено множество интересных «фишек», которые можно воспроизвести в любой школе
20/28
Качественная студия звукозаписи отражает тенденцию: чем современнее школа, тем больший перечень практик, в которых может попробовать себя ученик. И не просто практик, а практик с реальным результатом
21/28
Два типа актовых зала: трансформируемый с площадкой для общешкольных событий и фиксированный с максимумом удобств для зрителей. Разные изначальные условия. Разные задачи. Каждая школа индивидуальна
22/28
Два типа актовых зала: трансформируемый с площадкой для общешкольных событий и фиксированный с максимумом удобств для зрителей. Разные изначальные условия. Разные задачи. Каждая школа индивидуальна
23/28
В статье описаны примеры дизайнерских решений, использованных в московских школах: в Новой школе на Мосфильмовской, в Инженерном корпусе школы № 548 «Царицыно» в Совхозе им. Ленина и в ХороШколе в Хорошево-Мневниках
24/28
В статье описаны примеры дизайнерских решений, использованных в московских школах: в Новой школе на Мосфильмовской, в Инженерном корпусе школы № 548 «Царицыно» в Совхозе им. Ленина и в ХороШколе в Хорошево-Мневниках
25/28
В статье описаны примеры дизайнерских решений, использованных в московских школах: в Новой школе на Мосфильмовской, в Инженерном корпусе школы № 548 «Царицыно» в Совхозе им. Ленина и в ХороШколе в Хорошево-Мневниках
26/28
Воздух, свет и шумопоглощение, комфортная акустическая атмосфера — самые важные компоненты экологичности пространства школы. Атриум начальной школы в Инженерном корпусе
27/28
Для того чтобы превратить кулинарную мастерскую в уютное кафе (Новая школа), а столовую — в «городскую площадь» (ХороШкола), не нужны большие затраты. Любая самая фантастическая идея становится реальностью школьной жизни при поддержке профессионалов
28/28
Для того чтобы превратить кулинарную мастерскую в уютное кафе (Новая школа), а столовую — в «городскую площадь» (ХороШкола), не нужны большие затраты. Любая самая фантастическая идея становится реальностью школьной жизни при поддержке профессионалов

Педагогика определяет среду…

Многие из этих решений ломают все привычные представления о школьном дизайне — а значит, укладе. Например, вместо стен возведены прочные стеклянные перегородки, которые позволяют насквозь просматривать весь этаж. Зачем это? С одной стороны, учитель может видеть группу детей, ушедшую в другое пространство для групповой работы, и не тревожиться о безопасности. С другой — все взрослые и дети чувствуют себя частью единого пространства, какой бы учебной деятельностью они ни занимались.

На эту же идею общности работает специально обустроенная рекреационная зона, где «перемешиваются» старшие и малыши. Или учительская, помещенная на перекрестке всех школьных потоков.

А парты и стулья на высоких ножках, как барная стойка? Они придуманы для подростков, которые особенно остро стремятся к признанию себя равными взрослым. Так их глаза находятся вровень с глазами учителя, который ходит по классу, а не смотрят на него снизу вверх.

…и наоборот, среда рождает идеи

Дизайнеры, улыбаясь, рассказывают, что иногда даже не предполагают, какую дополнительную функцию обретет та или иная деталь интерьера. Например, труба, похожая на те, по которым в аквапарках можно съехать сверху вниз. В школе она была смонтирована для малышей, желающих прокатиться со второго этажа на первый. Но оказалось, что гораздо увлекательнее использовать ее для подъема, потому что, по словам азартных младшеклассников, «Вниз-то каждый съедет!».

Когда каждый квадратный миллиметр продуман и созвучен педагогической идее, среда сама становится сильным фактором, порождающим смыслы. Даже такой сугубо утилитарный элемент, как школьная лестница. Вряд ли ее планировали как учебную площадку. Но, будучи органичной частью большого образовательного пространства, ступени обретают новую функцию. Прозрачное ограждение лестницы позволяет не только не беспокоиться о безопасности, но и превращает лестницу в амфитеатр — изящный, прозрачный (фото на обложке). Хоть сейчас устраивай вечер поэзии. И устраивают.

А столовая, школьная столовая… Место на первый взгляд банальное, функциональность которого определяется большой пропускной способностью. Но если все граждане школы во главе с директором ценят взаимодействие, общение, корпоративный дух, то столовая обретает статус городской площади, где можно назначить встречу, посидеть, настраиваясь на грядущий день, узнать последние новости. Сюда приходят позавтракать даже окрестные жители, оценив атмосферу и качество еды. Кстати, готовят ее школьные повара на глазах у посетителей — это тоже важная часть школьной концепции.

Красиво, комфортно, недорого

Столовые — вообще существенный элемент хорошо продуманной школы. Там, где в приоритете дружелюбная среда, повар становится организатором шоу: весело и увлекательно рассказывает каждому ребенку о полезных свойствах продуктов. Если же школа ориентирована на самостоятельность и ответственность учеников, столовая будет выстроена под формат шведского стола, предполагающего умение выбирать: каждый выбирает еду по собственному вкусу и ответственно относится к тому, чтобы не брать лишнего.

Есть в палитре мартеловских изобретений и такие, что кочуют из одного проекта в другой, они применимы в самых разных педагогических мирах. Например, пленка, на которой можно писать. Оклеенная ею стена превращается в огромную «доску», на которой хоть весь класс одновременно может разместить свои записи. Похожую задачу решает мягкий, шершавый, как фетр, материал, к нему легко крепить детские работы, записи, рисунки. Удобно, функционально. И приемлемо по стоимости! — подчеркивает Елена Аралова, прекрасно понимая, что финансовые возможности наших школ ограничены.

Вообще фактор экономичности учитывается в числе приоритетных. Вот просторное помещение, оборудованное в одной из школ под естественно-научную лабораторию. Дизайнерам пришлось поломать голову, как обеспечить доступ к воде, газу, электричеству на каждом рабочем месте. В результате придумали проложить инженерное крыло вдоль потолка, тем самым дать доступ ко всем коммуникациям не с пола, как привычно, а сверху. И, кстати, не закрывать их фальш-потолком. Это решение позволило существенно расширить функционал лаборатории. А заодно — что не менее важно — оставить видимой для детей сеть коммуникаций. Получилось уникальное учебное пособие по функционированию здания.

Уменьшение расходов на эксплуатацию наряду с содержательными критериями принимается в расчет в каждом проекте. Светодиоды помогают сберегать энергию, сенсорные краны — воду. Долговечные отделочные материалы, подобранные по критерию стойкости, позволяют школе прожить без ремонта достаточно долго.

Кстати, и вандализма практически нет в тех школах, где дети ежедневно чувствуют, что пространство обустроено с учетом их интересов и комфорта. Там, где много воздуха и света, где учтены законы акустики, где предусмотрен доступ к питьевому фонтанчику, где есть места для уединения и тусовки, сосредоточенной работы и демонстрации твоих достижений, — ребенок чувствует уважение и заботу. А это рождает ответное уважение, ответственность и чувство собственного достоинства. Так среда становится активным воспитателем.

Зона тихой работы и чтения
Команда Martela, которая по факту стала творческой лабораторией современной школы, обращает внимание всех потенциальных единомышленников на несколько принципиальных задач, которые необходимо учитывать при обустройстве современной школы.
1. Качество архитектуры среды определяется не только эстетическими факторами, но в первую очередь числом и вариативностью образовательных сценариев, которые могут воплотить обитатели школы. В школе функциональность среды играет решающую роль. Поэтому не особенно важно, какого цвета стены и мебель. Важно, можно ли в школьном театре провести урок физики; собрать в холле классы параллели на общее для всех занятие; разместить в школе коллекцию бабочек, соблюдая при этом все требования к температуре и влажности.
2. Трансформируемые пространства — это не столы на колесиках. Это в первую очередь грамотно спроектированные инженерные системы, которые дают нужную нам свободу: розетки, позволяющие зарядить гаджеты удобно и в любом месте; светильники, регулируемые по интенсивности и теплоте; беспроводная возможность вывести звук с телефона или ноутбука в пространство класса или рекреации, подключиться без кабеля к проектору или плазме; возможность за пять секунд затемнить класс шторами с электрическим приводом; подогреваемый в спортивных раздевалках пол — в общем, все те решения, которые делают работу ученика и педагога в любом месте здания свободной и удобной.
3. Главная цель, за которую борется архитектор, проектируя школьный класс, — это возможность удержать внимание ученика, сохранить его концентрацию. Как сделать его пребывание в школе удобным и антистрессовым. И степень комфорта определяется отнюдь не наличием диванов. Важны хорошая акустика помещений и достаточный объем свежего воздуха; отсутствие ярких, аляповатых аппликаций, способных замусорить пространство, оттягивая на себя внимание во время урока; места для тихой, уединенной работы, равно как и «шумные» пространства для громкой работы в группе; кафе, где можно готовиться к занятиям за чашкой чая, — одним словом, все то, что дает подходящие условия для разных типов активностей педагогов и детей.

Образ будущего

Школы — их пока немного, — которым дали возможность воплотить свои образовательные идеи в дизайнерских решениях, создают своего рода зеркало. В нем можно увидеть тенденции и не вполне осознаваемые до сих пор ростки будущего. Мы слышим часто и повторяем сами, что жизнь стремительно летит вперед, дети меняются, система образования не успевает перестраиваться. Да и пока не очень знает, как строить образование для будущего, где не пригодятся привычные профессии и современный уклад жизни станет архаикой.

Первые прорывные проекты школ дают возможность разглядеть черты этого будущего. Здесь образовательная среда возникает из симбиоза многих площадок: коворкинг, театр, спорт, лаборатории, мастерские. Современную жизнь, а значит и школу, нельзя представить без коммуникационных технологий — и вот в образование входят теле- и звукозаписывающая студии.

В студиях дети вместо допотопных рефератов и PowerPoint-презентаций монтируют видеоролики, снятые в школьном павильоне.

Помещение класса становится универсальным, его легко трансформировать. Большинство знаний и умений взращиваются в условиях, где все можно попробовать, испытать, проверить на практике — будь то арт-студия, кулинарная мастерская или физическая, химическая, биологическая лаборатории. Кстати, при проектировании лабораторий в одной из школ привлекались специалисты известной высокотехнологичной фармацевтической компании, чтобы учесть самые современные тенденции в естественно-научных исследованиях.

Вместе с тем, некоторые предметные области теряют локальность, отчасти растворяются в образовательной повседневности. Например, меньше востребованы кабинеты английского языка и информатики — эти предметы стали составной частью многих других уроков. Книгохранилище как отдельное помещение тоже отчасти теряет смысл, потому что книжки перемещаются в разные уголки школы: рекреацию, классы, лаборатории.

Это лишь некоторые штрихи к портрету завтрашнего образования. Так или иначе, раньше или позже (лучше раньше!) школа как институт откликнется на эти вызовы времени. Сейчас строится довольно много новых школьных зданий, и, чтобы не изобретать велосипед и не создавать на коленке проекты преобразования только что сданных в эксплуатацию площадок, можно воспользоваться уже существующим опытом. Он базируется на мировой практике и, в то же время, складывается в российских реалиях. Обращаясь к этому опыту, можно расширить границы архитектурно-педагогической лаборатории, сделать ее открытия доступными для всех заинтересованных: педагогов, управленцев, инвесторов, дизайнеров, родителей.

Неискушенному читателю трудно поверить, но авторы представленных здесь проектов, исходя из собственного опыта строительства таких школ на российской земле, уверены, что подобная школьная архитектура может стоить всего лишь на четверть дороже стандартной.

В статье использованы рабочие чертежи и планы, созданные компанией Martela в процессе проектирования интерьеров нескольких московских школ: в Новой школе на Мосфильмовской, в ХороШколе и в Инженерном корпусе школы №548 «Царицыно».

От редакции. Елизавета Паремузова

Это красиво, но не про меня…

Мы решились на отважный шаг — представить российским читателям, учителям и руководителям многостраничный материал о смелых дизайнерских и архитектурных решениях единичных московских школ. Зачем нам все это видеть, спросите вы. Ведь до сих пор в 8% школ России нет канализации… о каких инновационных подходах может быть речь?

Наше дерзновение объясняется глубоким убеждением, что любой элемент образовательной среды — будь то учебник или расстановка парт — несут крайне важное ценностное послание о том, что есть человек (ребенок, учитель, родитель) в данной конкретной экосистеме.

Прибитые к полу парты на уроках химии, строгий запрет на изменение расстановки стульев в кабинетах (даже когда этого требуют групповые виды деятельности), больнично-желтая покраска стен — все эти элементы школы прошлого века несут довольно однозначный месседж: ученик, как и учитель, находится в «присутственном» официальном месте; пока он в школе, существуют только те образовательные задачи, которые он обязан решать, не нарушая установленного порядка, единственным предлагаемым (доступным) способом
в едином для всех темпе…

Однако новые пространства, которые оказались возможными в нашей стране (и для нас очень важно рассказать о российских школах, а не зарубежных), видят в ученике и в учителе, в «школьном обитателе», человека, наделенного не только и не столько когнитивными способностями, но и эмоциональными, физическими и эстетическими потребностями. Новая школьная архитектура — не про цвет линолеума, а про допущение мысли о том, что ученики — разные; это реализация деятельностной заботы о разнообразии потребностей учеников, в которой учитывается, что кому-то (например, кинестетикам), гораздо эффективнее учиться, если есть возможность подвигаться на уроке; а кому-то (наверное, всем нам), важно смотреть в глаза собеседнику во время дискуссии. Новая школьная архитектура и дизайн — это видение школы как пространства возможностей для учения. Это допущение и признание того, что научение может и на самом деле происходит, не только когда все сидят в ряд в полной тишине на протяжении 45 минут.

Новая школьная архитектура — про создание пространства для диалога, которое начинается с доброй воли, а не с разноцветного линолеума. Это продолжение новой волны холистической педагогики, видящей в ученике и в учителе человека.

Недаром захватывающая история про школу Тубельского, о которой вы вот-вот прочитаете на следующих страницах, фактически началась с демонтажа спортивного комплекса. Вопрос ведь был не в комплексе, а в возможностях для разностороннего развития ребенка и ценности этого разностороннего свободного развития, которые оказались под угрозой.


Понравился материал? Поделитесь в соц.сетях
не пропусти последние новости, подпишись на следующий номер
Спасибо! Вы успешно подписаны на рассылку клуба директоров
Закрыть