Аккредитация общего образования

Аккредитация общего образования

Корпорация «Российский учебник» продолжает серию материалов, посвященных основной образовательной программе. На этот раз руководитель федерального ресурсного центра дополнительного образования художественной направленности ФГБУК «Всероссийский центр художественного творчества» Лариса Львова представила экспертное мнение о содержании программы, которая должна предоставляться школой на аккредитацию.
179547

Что входит в формируемую часть образовательной программы

Согласно пункту 15 раздела III Приказа МОН от 17.05.2012 № 413, соотношение обязательной и формируемой частей основной образовательной программы составляет 70% и 30% от общего объема. Соблюдение указанных 70% обеспечивает реализацию обязательного ядра программы. В оставшиеся 30% входят общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся.

Учебный план может колебаться в часах: 5267-6020 — в зависимости от того, пяти- или шестидневная рабочая неделя в школе, какой из пяти возможных учебных планов взят в качестве матрицы. В формируемую часть также входят компоненты и часы внеурочной деятельности. Как указано в редакции Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644, учебный план должен предусматривать возможность введения учебных курсов, обеспечивающих образовательные потребности и интересы обучающихся, в том числе этнокультурные (на этнокультурную составляющую стоит обратить особое внимание).

Количество часов рассчитывается на весь курс усвоения программы основного общего образования: на 5 лет и по годам. При этом формируемая часть может ежегодно обновляться и дополняться с учетом мнения обучающихся и запросов родителей. Основная часть остается неизменной или дополняется предметами.

Индивидуальный учебный план и индивидуальный образовательный маршрут — в чем разница?

Когда образовательная организация выходит на аккредитацию, она должна предоставить информацию о наличии индивидуальных учебных планов. Требования закона здесь тоже необходимо знать и соблюдать. Не стоит путать индивидуальный учебный план с индивидуальным образовательным маршрутом. Реализация индивидуального плана подразумевает поддержку тьютора.

В редакции Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1644 это прописано следующим образом: «Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы. Реализация индивидуальных учебных планов сопровождается поддержкой тьютора организации, осуществляющей образовательную деятельность».

Что ещё почитать?

Соотношение обязательной и формируемой частей учебного плана

Чтобы безошибочно разработать учебный план на 5 лет, важно учесть примерный учебный план, который тоже состоит из двух частей: обязательной и формируемой. Обязательная часть плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей и время, отводимое на их изучение по классам. Допускается интеграция учебных курсов в рамках одной предметной области или на определенном этапе обучения. Формируемая часть примерного учебного плана определяет время, отводимое на изучение содержания образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей, педагогического коллектива.

Обратите внимание, что перечень предметных областей с входящими в них предметами периодически редактируется. Например, Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1577 внес изменения в такие предметные области, как «Русский язык и литература», «Иностранные языки». Изменения в стандарте должны быть отражены в программе школы.

Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» единственная не содержит перечня предметов. Школа имеет некоторые академические свободы в формировании ее содержания, однако нужно учитывать методическое письмо с рекомендациями по данному курсу.

Время, отводимое на формируемую часть примерного учебного плана, может быть использовано на:

  • увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных учебных предметов обязательной части;
  • введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих интересы и потребности участников образовательных отношений, в том числе этнокультурные;
  • другие виды учебной, воспитательной, спортивной и иной деятельности обучающихся.

Учебный план выстраивается с учетом требований не только ФГОС, но и СанПиН. Например, при 34 учебных неделях максимальное число часов в неделю в 5, 6 и 7 классах составляет 28, 29 и 31 час соответственно, а в 8 и 9 классах — 32 и 33 часа. При 35 учебных неделях максимальное число часов в 5, 6, 7, 8 и 9 классах составляет 32, 33, 35, 36 и 36 часов. Каникулы в течение учебного года должны длиться не менее 30 календарных дней, а летом — не менее 8 недель.

План внеурочной деятельности в образовательной программе

План внеурочной деятельности должен содержать описание данного направления как целостной системы. Он определяет состав и структуру, формы организации и объем (до 1750 часов за пять лет обучения). ФГОС диктует организовывать внеурочную деятельность по основным направлениям развития личности: духовно-нравственное направление, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное и т. д.

Общий план может включать в себя:

  • план организации деятельности ученических сообществ (подростковых коллективов), в том числе ученических классов, разновозрастных объединений по интересам, клубов; детских, подростковых и юношеских общественных объединений, организаций и т. д.;
  • план внеурочной деятельности по учебным предметам образовательной программы (предметные кружки, факультативы, ученические научные общества, школьные олимпиады по предметам программы основной школы);
  • план организационного обеспечения учебной деятельности (ведение организационной и учебной документации, организационные собрания, взаимодействие с родителями по обеспечению успешной реализации образовательной программы и т. д.);
  • план работы по организации педагогической поддержки обучающихся (проектирование индивидуальных образовательных маршрутов, работа тьюторов, педагогов-психологов);
  • план работы по обеспечению благополучия обучающихся в пространстве общеобразовательной школы (безопасности жизни и здоровья школьников, безопасных межличностных отношений в учебных группах, профилактики неуспеваемости, профилактики различных рисков, возникающих в процессе взаимодействия школьника с окружающей средой, социальной защиты учащихся);
  • план воспитательных мероприятий.

Расходы времени на отдельные направления могут отличаться: например, на работу ученических сообществ и воспитательные мероприятия стоит предусматривать еженедельно 2-3 часа, а на подготовку и проведение масштабных коллективных мероприятий — до 20 часов на 1-2 недели. Многое зависит от этапа реализации примерной образовательной программы. Например, в 5 классе ученикам нужны занятия, связанные с адаптацией, а в 8 классе подросткам важна предпрофильная подготовка. Существуют разные модели плана внеурочной деятельности:

  • с преобладанием общественной самоорганизации обучающихся;
  • с преобладанием педагогической поддержки обучающихся;
  • с преобладанием работы по обеспечению благополучия обучающихся в пространстве общеобразовательной школы;
  • с преобладанием воспитательных мероприятий;
  • с преобладанием учебно-познавательной деятельности, когда наибольшее внимание уделяется внеурочной деятельности по учебным предметам и организационному обеспечению учебной деятельности.

При всех благих намерениях важно не перегружать учеников внеурочными занятиями и мероприятиями — не стоит отнимать у ребенка его личное время. Бюджет на реализацию основной образовательной программы выделяется не просто на соблюдение стандартов, а на обучение и воспитание детей. Именно интересы ребенка нужно учитывать в первую очередь.

Понравился материал? Поделитесь в соц.сетях
не пропусти последние новости, подпишись на следующий номер
Спасибо! Вы успешно подписаны на рассылку клуба директоров
Закрыть